Сусанин для гаджетов

Логотип компании
17.04.2014Автор
Сусанин для гаджетов
Мало кто захочет доверять свой маршрут системе, которая в любой момент может отправить вас в ближайшее болото, другой город или под поезд.

Как устроена ГЛОНАСС

Что «прославило» ГЛОНАСС

Отечественная система спутниковой навигации – постоянный источник кривотолков и шуток. По сути, ее мало кто воспринимает всерьез: кто-то полагает, что это лишь средство распила бюджета, а кому-то просто нравится подтрунивать над российскими разработчиками.

Как устроена ГЛОНАСС

Создавать ее начали в 1976 году: проект назывался «Ураган», в «ГЛОНАСС» перекрестили позже. В 1982-м был запущен первый спутник системы – «Космос-1413», а более-менее полный комплект из 24 космических аппаратов (КА) появился на орбите в 1995 году. В конце 1990-х осталось лишь шесть из них; к восстановлению сети приступили в 2003-м, и к 2011 году количество довели до 30. Спутники находятся на трех орбитах, по восемь штук на каждой. Орбиты круговые, их высота – 19100 км, угол наклонения – 64 градуса, период обращения – около 11 часов 15 минут. Для нормального функционирования системы достаточно комплекта из 30 аппаратов (24 основных и 6 резервных), а для покрытия территории России хватит и 18.

Сусанин для гаджетов. Рис. 1

ГЛОНАСС базируется на серии КА «Ураган». Первые модели «Ураган» и «Ураган-М» характеризовались низким сроком эксплуатации (3 года), что вынуждало ежегодно выводить на орбиту 8 сателлитов и требовало огромных капиталовложений (более $60 млн в год). От этого недостатка свободна модель 2010 года – «Ураган-К», ее ресурс составляет 10–12 лет.

Сусанин для гаджетов. Рис. 2

Каждый спутник передает сигналы двух видов, один из которых защищен и отличается повышенной точностью. Первый вид сигнала доступен гражданскому населению, а второй – только Вооруженным силам РФ. Точность системы достаточно высокая, в пределах 3–6 м (у GPS: 2–4 м). В GPS применяется технология с кодовым разделением сигналов (CDMA), а в ГЛОНАСС – с частотным (FDMA), но это, по всей видимости, ненадолго: уже рассматривается проект перевода на CDMA. Рассуждать, какая из технологий лучше, смысла нет: только для понимания различий необходимы глубокие знания высшей математики, да и холиваров на эту тему достаточно.

Что «прославило» ГЛОНАСС

Неприятности преследуют ГЛОНАСС с самого начала программы возрождения проекта. В 2010 году потерпела аварию ракета-носитель «Протон-М», которая должна была доставить на орбиту три спутника. Причина ее выхода из строя – неверное обеспечение математической модели расчета траектории и последующее отклонение от нее на 8 градусов. В 2013-м ситуация повторилась, правда, названы были другие обстоятельства: некорректный монтаж датчиков положения. Итог: еще минус три спутника плюс громкий скандал с отстранением от должностей руководителей проекта.

Сусанин для гаджетов. Рис. 3

После запуска системы потребовались приборы, поддерживающие новый стандарт. Не считая подделок (в которых приемник был приклеен к плате на липучке), прославились широкомасштабные акции навязывания отечественной навигационной системы муниципальному транспорту, такси и прочим службам (чаще всего по неразумно завышенной цене). Это сформировало стойкое убеждение о распиле бюджета. А когда речь заходит о расхищении государственных денег, доверия к проекту нет.

Сусанин для гаджетов. Рис. 4

Масла в огонь подливают и регулярные неполадки в работе. Так, недавно (2 апреля) в системе был самый крупный сбой за всю историю ее существования. Чуть менее 12 часов все спутники выдавали некорректные данные, к счастью, никаких катастроф не случилось. Не успела утихнуть шумиха, как спустя две недели (15 апреля) произошел еще один отказ. Правда, лишь на полчаса, и «всего» восьми спутников, но приятного мало. Да и рабочих КА осталось 22, чего недостаточно для покрытия всей поверхности земного шара.

Выводы

А на самом деле система ГЛОНАСС неплоха. Не считая независимости от работоспособности других навигационных систем, она прилично повышает точность позиционирования в приемниках с двумя системами (GPS + ГЛОНАСС) с отключенной привязкой к дороге. Что полезно туристам, рыбакам и охотникам. Другой очевидный плюс – увеличивается скорость поиска спутников, да и вероятность потери координат снижается. Но все достоинства перечеркивают постоянные проблемы с надежностью и стабильностью работы системы – кому нужен карманный Сусанин, да еще и втридорога?