Apple, не напрягайся!
Любому, кто мало-мальски в теме, известны слова, которые произнес наш премьер-министр, увидев «первый смартфон российской разработки». Но вряд ли компании из Купертино стоит напрягаться, а Дмитрию Медведеву – менять любимый iPhone на двухэкранное чудо-юдо. И вот почему.
Вся эта идея с двумя экранами с самого начала была глупой. Да, потенциал страны как разработчика высоких технологий надо повышать: потреблять-то мы научились (те же «айфоны» раскупаются как горячие пирожки), а вот создавать – нет. Попробуйте-ка назвать хотя бы одну значимую российскую разработку за последние годы? На ум почему-то приходит зарядное устройство на термоэлектрических элементах, сонные капсулы и прочие объекты насмешек, заполонившие интернет-форумы. Боюсь, что и «йотафону» не по зубам стать первой ласточкой хай-тек-подъема.
На презентации смартфона глава Yota Devices Владислав Мартынов вел себя в стиле Джобса, уверяя, что он большой фанат Apple. Не отказывая ему в горячем желании походить на одного из талантливейших людей в ИТ, я тем не менее напомню: прежде чем стать тем, кем мы знаем их сегодня, компания Apple и ее бывший CEO прошли долгий путь, на котором было все – кризисы и увольнения, удачи и поражения. После многолетней ссылки Джобс вернулся в свою фирму на пике кризиса, а чем это в итоге обернулось, известно всем.
Называя YotaPhone «уникальным» изобретением, его создатели забывают простую вещь: ничего выдающегося в модели с двумя экранами нет. Задолго до этого компания Nintendo создала портативную приставку DS в формате «двухдисплейной раскладушки», а пару лет назад Kyocera предложила недорогой гуглофон под названием Echo. Более того, считать формат моноблока с двумя дисплеями удачным нельзя – в противном случае рынок давно бы наводнили китайские аналоги.
Формат умного телефона, с которого все и началось, Apple оттачивала годами. Совершая ошибки и затем исправляя их, американская компания выпестовала устройство, которого желают и ожидают миллионы. Боюсь, что российскому аппарату подобная судьба не светит. И дело не только в спорной задумке.
Начну с начинки. Да, LTE-поддержка в аппарате данного класса – предложение интересное. Но если вам так нужны сети четвертого поколения, что мешает рассмотреть ту же LG Optimus F5 4G LTE? Или «МегаФон 4G Turbo»? Стоят-то обе вдвое дешевле нашего героя. Ну а прямые конкуренты в лице Meizu MX2 и Sony Xperia S даже смотрятся привлекательнее, потому что… разработаны не в России. Емкость аккумулятора неплохая (1800 мА?ч), но при максимальной нагрузке типа просмотра фильмов и игр YotaPhone живет не дольше трех часов. И где же тут плюс энергоэкономичного экрана E-Ink?
А закончу ценой. 20 тыс. рублей – много это или мало для подобного устройства? На мой взгляд, много. За эти деньги нетрудно найти по-настоящему качественную модель от бренда А-класса. Так что претендовать на массовый спрос российской новинке, по всей видимости, не стоит. Думаю, что осторожный прогноз в пределах полумиллиона проданных штук на деле излишне оптимистичен.
Повлиять на судьбу проекта способна и госкорпорация «Ростехнологии», мамаша Yota Devices. Потому что идея перенести производство YotaPhone в Россию, озвученная Сергеем Чемезовым, пойдет только во вред. Все ведущие производители, включая Apple, собирают свои смартфоны в Китае – там и дешевле, и быстрее. В родных просторах для этого нет ни ресурсов, ни инфраструктуры. В достатке только амбиций.