Джобс без соблазнов

Логотип компании
Джобс без соблазнов
Ажиотаж вокруг Apple каким-то удивительным образом переносится практически в любую сферу, имеющую хоть какое-то отношение к «яблочной» компании.

Интересно, что ажиотаж вокруг Apple каким-то удивительным образом переносится практически в любую сферу, имеющую хоть какое-то отношение к «яблочной» компании и ее основателю. В случае с долгожданным фильмом «Джобс: империя соблазна» (jOBS) не последнюю роль сыграли фотоснимки Эштона Кутчера (Ashton Kutcher) в образе молодого Джобса, попавшие в Сеть задолго до премьеры. Уже тогда стало ясно, что актер буквально вжился в образ. Увы, это оказалось едва ли не единственным плюсом байопика...

Начало было многообещающим. Отлично загримированный под Джобса Эштон Кутчер продемонстрировал сотрудникам Apple первый iPod. Подумалось, что режиссер Джошуа Штерн (Joshua Stern) вряд ли станет копаться в известном гараже и сдувать пыль с прототипов Lisa, а покажет нам Apple и Джобса эпохи iPhone и iPad – с незабываемыми премьерами, километровыми очередями за новинками, что раскроет внутреннюю кухню – судьбы людей, стоявших за всем этим. Я даже не сомневалась, что в заключительной части зритель увидит и борьбу самого героя с болезнью, и попытки команды отразить вызовы, которые встали перед компанией, лишившейся лидера.

Вместо этого мы видим молодых Джобса и Возняка, микросхемы крупным планом, интриги между акционерами – то есть совсем не то, что сделало Apple самой дорогой компанией в мире. А ведь так многое еще на слуху, не успело зарасти мхом времени – ну хотя бы разработка iPhone и iPad, противостояние с Google, конфликт с Samsung…

Джобс без соблазнов. Рис. 1

На протяжении всего фильма не оставляет ощущение, что режиссер задался целью экранизировать «Википедию». Такое упрощение превратило картину в банальный исторический роман, с сюжетом которого ты знаком изначально. Ну а кто не в теме, едва ли поймет, почему мир так восхищается этим выскочкой и неврастеником, каким показан в фильме Джобс.

Чрезмерен, на мой взгляд, и акцент на склоках акционеров. Понятно, что создатели фильма хотели показать непростой характер Джобса-перфекциониста, но, если спросят, что для вас Apple, вы, скорее всего, вытащите из кармана iPhone или похлопаете по крышке MacBook Air. Да, Apple ценят за ее отличные продукты, но в фильме они почему-то присутствуют как-то вскользь. Случайный зритель даже не узнает, чем так хорош Apple 2 и что конкретно Microsoft позаимствовала у разработок Джобса. В общем, если «империя соблазна» в названии фильма ассоциируется у вас с магией, окружающей продукцию Apple, то будьте готовы не встретить там ни магии, ни соблазнов. А вот что удалось раскрыть на все сто, так это типичный американский стиль ведения бизнеса – со всей его жесткостью и прагматизмом.

Авторы скажут, что пытались показать личную жизнь Джобса. Однако и эта линия постоянно обрывается, да и вообще картина словно склеена из отдельных фрагментов. Нет, я не настолько наивна, чтобы полагать, будто в рамки одной картины можно вместить и жизнь такого человека, как Джобс, и судьбу такой компании, как Apple. И все-таки брешей в получившейся истории хоть отбавляй. Даже семейная линия талантливого изобретателя показана несколькими вырванными из общего контекста эпизодами. А вместо Pixar (о которой, кстати, ни слова) и NeXT (упоминается вскользь) нам показывают, как главный герой после ухода из Apple возится в огороде…

Но, быть может, байопик готовили впопыхах, зная о предстоящей премьере конкурента – «единственно правильной» биографии Джобса от Уолтера Айзексона (Walter Isaacson), экранизированной компанией Sony? Надо думать, уж тут-то все будет более чем серьезно, ведь в создании фильма принимают участие члены семьи и коллеги, включая Возняка, а сюжетом занимается Аарон Соркин (Aaron Sorkin), известный своим сценарием для фильма «Социальная сеть».

И все же я бы рекомендовала всем посмотреть «Историю соблазна». Причем даже если вы не поклонник Apple. Уж очень хорошо играют актеры, а их сходство с прототипами, что называется, в самое яблочко. Режиссер сделал на этом особый акцент, продемонстрировав перед заключительными титрами отдельные кадры фильма параллельно с архивными снимками реальных персонажей. Кутчер, например, не просто чертовски похож на Джобса – ему удалось воспроизвести его походку, манеру разговора. Последнее особенно заметно, если смотреть фильм в оригинале.

И вообще жаль, ведь из «Империи соблазна» мог получиться неплохой сериал. Такой формат позволил бы в полной мере раскрыть все сюжетные линии, сделать эпизоды логически завершенными – словом, рассказать всю историю до конца.

Опубликовано 30.09.2013