Жизнь в картинках: пять лет Instagram

Логотип компании
Жизнь в картинках: пять лет Instagram
В свое время мало кто заметил приложение, позволяющее, говоря по-простому, публиковать квадратные картинки с разными фильтрами.

Ровно пять лет назад, когда Facebook уже вовсю шагал по планете, а каждый российский школьник знал, что такое «ВКонтакте», мало кто заметил появление мобильного приложения, позволяющего, говоря по-простому, публиковать квадратные картинки с разными фильтрами. Однако уже через месяц Instagram набрал миллион пользователей! В чем же разгадка такой стремительной популярности?

Сервис для избранных

Не секрет, что любая социальная сеть играет на человеческих слабостях. Нам часто хочется похвастать новой машиной, экзотическим отпуском, престижной должностью или ярким досугом. И, разумеется, получить одобрительные лайки. Однако создатели Instagram сыграли на всем этом с особым изяществом.

На заре своей юности соцсеть была доступна только владельцам iPhone. Даже веб-версии не существовало. Но вот парадокс: ограничения, которые должны бы снизить интерес к новому проекту, наоборот – cформировали вокруг Instagram ореол некой избранности.

Второй фактор успеха – акцент на публикацию фотоизображений. Основатели заметили, что именно они привлекают больше всего внимания в соцсетях, и решили ограничиться только ими. Хипстерские ретрофильтры и квадратное кадрирование тоже сыграли свою роль, став визитной карточкой проекта и оставаясь ею, несмотря на то что снимки теперь можно кадрировать как угодно. Ну а фильтры позволили компенсировать невысокое качество съемки в смартфонах тех лет.

Жизнь в картинках: пять лет Instagram. Рис. 1

Звездный фактор

Но краеугольным камнем стало появление в Instagram популярных артистов и модельных звезд, вслед за которыми сюда ринулись толпы поклонников. Даже светская хроника часто ссылается именно на Instagram. Вы первыми листаете в ленте фотографии любимой певицы с новорожденным чадом на руках, и только на следующий день об этом напишут СМИ.

Герои этих фотовитрин задают тон жизни миллионам пользователей, тогда как остальной части человечества остается лишь удивляться – откуда появляются все эти бесчисленные снимки еды, «дакфейсы» и мода на селфи? Социальная сеть, предназначенная для простого обмена картинками, стала настоящим культом, центром субкультуры, проповедующим пастве моду и специфические тренды, а с ними – и жизненные ценности.

Жизнь в картинках: пять лет Instagram. Рис. 2

Опасные картинки

Лично я долго считала Instagram одним из самых позитивных сервисов: здесь не принято ссориться, обсуждать работу коммунальных служб и почти нет политики. Но публикация в Slate грянула как гром среди ясного неба: Instagram признали самой депрессивной соцсетью.

Все дело в том, что постоянный просмотр жизнеутверждающих фотографий формирует у пользователей искривленную картину мира: им кажется, что все эти знакомые и незнакомые люди только и делают, что едят в дорогих ресторанах, отрываются на вечеринках, отдыхают на островах – и только вы каждое утро торчите в одной и той же пробке по дороге в офис…

Чувства зависти и ревности стали постоянными спутниками активных пользователей Instagram – таков неутешительный вердикт психологов. Один из нашумевших случаев – смерть успешного американского врача Кирстен Рикенбах (Kiersten Rickenbach) от передозировки наркотиков как раз накануне пятилетнего юбилея Instagram. Эксперты обратили внимание на идеальный аккаунт погибшей, который был переполнен радужными снимками из многочисленных путешествий. Хорошая семья, атрибуты благосостояния, успешные друзья и яркий досуг – часто все это оказывается лишь ширмой, за которой скрываются стресс и психические расстройства.

Есть и другие истории, когда люди влезали в долги ради поддержания своего виртуального образа в Instagram, совершая поездки и покупки, несоразмерные своему бюджету. С другой стороны, двойную жизнь ведет практически каждый – вряд ли кто-то опубликует в Сети хоть один свой снимок, предварительно не оценив его на «соответствие». Ведь одно дело, когда аккаунт заводится с профессиональной целью (например, привлечь клиентов в свой модный бутик), и совсем другое, когда единственная цель – пустить пыль в глаза подписчикам.

Выводы

Сегодня Instagram – одна из самых популярных социальных сетей, насчитывающая 400 млн аккаунтов. Как и любая другая, она активно влияет на сознание пользователей: кто-то черпает здесь вдохновение, узнавая о редких коллекциях, кто-то повышает самооценку, «вписывая» себя в модный тренд. Но чаще все перечисленное открывает поле для психологических исследований, рекламы и продакт-плейсмента. Главное – не забывать, что счастливая пара на фото в реальной жизни тоже ссорится, а завсегдатай светских тусовок вечерами страдает от одиночества. Жить ради красивой картинки в Сети я бы и врагу не пожелала. Но! Если чьи-то фото вдохновят вас заняться спортом, махнуть в путешествие или устроить романтический ужин – почему бы не сообщить об этом?..

Опубликовано 28.10.2015