О праве быть забытым

Логотип компании
09.07.2015Автор
О праве быть забытым
Все мы порой ошибаемся, и вездесущий Интернет тут же узнает об этом и хранит информацию, делая ее предметом торга.

Репутацию в песок

Злосчастное объявление

«Яндекс», забудь обо мне


Репутацию в песок

Нередко человеку удобнее спрятать голову в песок в случае неприятностей, нежели исправить ошибки и решить проблему. Да, это нелегко. Но вездесущий Интернет тут же фиксирует наши оплошности. В результате появляется желание удалить из Сети негатив о себе. Причем заинтересованы в этом не только мы, рядовые граждане (кому приятно краснеть за неадекватные поступки), но и публичные люди, ведь цена их репутации весьма высока. Одним неосторожным высказыванием или опрометчивым поступком легко загубить всю карьеру, и примеров тому масса. Вспомним историю с футболистом, которого подловили с кальяном в обществе собственных детей. Шумиха вокруг этого испортила жизнь не только ему, но и чиновнику-однофамильцу, которому приписали инцидент.

Злосчастное объявление

История так называемого права на забвение берет свое начало с испанского гражданина Марио Костеха Гонсалеса, который в 1998 году с целью рассчитаться с долгами разместил объявление о продаже дома. Прошло несколько лет, финансовое положение владельца укрепилось, но Google на все запросы продолжал выдавать злосчастную ссылку. И что интересно, суд отказал бедолаге в просьбе убрать объявление из газеты, зато обязал поисковик ликвидировать все ссылки на него. Теперь уже в Google возмутились и подали апелляцию. Дело дошло до Европейского суда, который неожиданно для всех поддержал испанца. В результате этого прецедента любой европеец отныне имеет право требовать от поисковых систем удаления неадекватной или не соответствующей действительности информации о себе из результатов запроса.

О праве быть забытым. Рис. 1

Марио Костех Гонсалес отвоевал у Google право быть забытым

«Яндекс», забудь обо мне

И вот теперь аналогичный закон принят в России. Хорошо ли это? С одной стороны, если человек хочет, чтобы «Яндекс» удалил все ссылки на его личные данные, которые он считает устаревшими (старше трех лет), утратившими актуальность или распространяемыми с нарушением законодательства, в его руках удобный инструмент спасения от назойливых рекламщиков, злоумышленников и вымогателей. И реноме можно подлатать, и образ жизни сменить. Предприниматель зачистит устаревшие предложения, крупная организация удалит ссылки на жареные факты и просто нежелательную историю, ну а публичный господин избавит себя от досужих сплетен. Ведь заблокировать можно практически все. Очевидно, выгоду получат и компании, деятельность которых связана с контролем и поддержкой репутации клиента: агентства SERM (search engine reputation management) наверняка увеличат выручку за счет оказания услуг по организации забвения для тех, кто готов выложить за это круглую сумму.

О праве быть забытым. Рис. 2

С другой стороны, очевидны и злоупотребления. Так, высокопоставленные чиновники смогут удалить упоминания о скандалах, связанных с их именем, и лишить потенциальных избирателей возможности получить разностороннюю информацию о себе. Да и просто, что называется, выпилить со страниц поисковых запросов все слова, имеющие негативный оттенок («коррупция», «распил» и т. д.) труда не составит.

Выводы

Нет сомнений, что данный закон в первую очередь направлен на защиту интересов власть имущих, а посему в кланах акул бизнеса и политических деятелей окажется весьма востребованным. А вот среди рядовых обывателей воспользоваться правом на забвение, учитывая наш менталитет, решатся лишь единицы. То, что это нарушает другое наше право – на свободу распространения и получения информации, – вряд ли принимается во внимание.

Есть и еще нюанс. Технически скрыть всю информацию будет сложно, ведь Всемирная паутина ничего не забывает. Даже если искомые данные не выводятся на первые страницы поиска, всегда найдется возможность скопировать и сохранить контент (те же социальные сети и коммерческие ресурсы-коллекторы).