Единица – метр
Истоки привычной нам десятичной метрической системы берут начало в XVI веке: именно тогда фламандец Симон Стевин (Simon Stevin) опубликовал эпохальный труд «Десятая», которому вся наука обязана появлением десятичных дробей. Но прошло несколько веков, прежде чем простая и универсальная методика вышла в свет. Не так-то просто отказаться от древней практики использования подручных
«приборов» – стакана, бочки, длины ступни или локтя, и нетрудно представить, какие сложности это создавало хотя бы в международной торговле (ныне архаичными единицами пользуются лишь в США, Великобритании, Либерии и Мьянме). Толчок дала Великая французская революция, благо предпосылки к тому были. В 1789 году Людовик XVI назначил особую комиссию, в которую вошли Антуан Лавуазье (Antoine Laurent de Lavoisier), Пьер-Симон Лаплас (Pierre-Simon de Laplace), Адриен Мари Лежандр (Adrien-Marie Legendre) и другие авторитетные умы того времени. В основу разработанной ими системы легли: метр (единица длины), литр (единица объема жидких тел), килограмм (единица массы), гектар (единица площади) и стер, или кубический метр (единица объема твердых тел). Главными, безусловно, были метр и килограмм – именно для них разработали определения и приняли эталоны.
Для того чтобы привязаться к легко проверяемым величинам, взяли одну десятимиллионную долю четверти земного меридиана на широте Парижа и массу в вакууме кубического дециметра воды при температуре 4 °С на уровне моря и на широте 45°. А чтобы не производить расчеты регулярно, изготовили эталонные образцы: платиновый стержень метровой длины и килограммовый платиновый цилиндр, разместив их в парижском научном архиве (ныне находятся в Bureau International des Poids et Mesures – Международном бюро мер и весов, Париж). Оставалась самая малость – договориться со всем миром об использовании новых единиц.
В ходе революции особой статьей № 5 Закона от 18 жерминаля года III (7 апреля 1795-го) метрическая система была введена в обиход. И наконец, 20 мая 1875 года международная конференция семнадцати государств (в том числе России, Франции, Англии, США и Германии) приняла «Метрическую конвенцию», в которой одноименная система мер рекомендовалась к применению. Это и положило конец неувязкам в научных и торговых операциях, показав массу преимуществ новой системы, среди которых не последнее место занимает удобство счисления за счет приставок (деци-, мили-, микро-, гекто- и др.).
Но далеко не везде это событие встретили с радостью, а в некоторых случаях наблюдались и вовсе откровенные перегибы: в той же Франции пробовали ввести десятичное счисление времени. Однако измерять силу в десяти различных величинах, а давление – в восемнадцати существенно проблематичней, чем одной. В результате на сегодняшний день свыше сорока стран приняли «Метрическую конвенцию» к неукоснительному использованию (и более ста ее поддержали).