Как начинала и куда идет PlayStation

Логотип компании
Как начинала и куда идет PlayStation
С выхода первой Sony PlayStation минуло 20 лет. Давайте вспомним, как это было, а заодно попробуем заглянуть в будущее.

Богатое прошлое

Скудное настоящее

Онлайновое завтра

Время летит незаметно. Кто бы мог подумать, что в нынешнем декабре исполнилось 20 лет со дня рождения Sony PlayStation. К этой знаменательной дате приурочен выход четвертой версии консоли в оригинальном ретроисполнении, и по крайней мере в США, по предзаказу, она расходится хорошо. Но давайте ненадолго вернемся к истокам.

Богатое прошлое

Релиз «плойки», как ее сегодня не без нежности называют поклонники, состоялся 3 декабря 1994 года в Японии. В других регионах, включая Европу и Северную Америку, новинка появилась спустя почти год – в сентябре 1995-го. С тех пор производитель неуклонно придерживается данной тактики: сначала пробует консоль на родном рынке, а затем выходит на другие.

К старту продаж в США все было готово, в особенности пакет эксклюзивов (всего для приставки выпустили почти 8 тыс. игр, разумеется, включая мультиплатформенные). Новинка быстро получила признание как среди геймеров, так и в стане специалистов. Ценник оказался весьма привлекательным – около $300. Кроме того, PlayStation стала первой успешно продающейся игровой приставкой, в которой использовались оптические диски (в то время на рынке доминировали картриджи).

Отдельного упоминания заслуживают технические параметры. Центральный процессор был выполнен на базе микроархитектуры RISC и работал на частоте около 34 МГц, объем оперативки – 2 Мбайт, видеопамяти – 1 Мбайт. Оптический привод считывал с носителей данные на скорости до 300 Кбайт/с (2×), а отдельный (!) контроллер для работы с 3D-графикой обрабатывал до 360 тыс. полигонов в секунду. По части «железа» единственным конкурентом первой PlayStation был настольный ПК, в то время как Dendy, Sega Mega Drive и прочие картриджные пенсионерки оказались в разы слабее.

С первой PlayStation связано несколько специфических явлений, получивших развитие именно в связи с популяризацией оптических приводов. Во-первых, чипованные варианты консолей, которые привели к созданию самопальных игр. Во-вторых, многочисленные трюки с дисками в целях обойти официальную защиту от подделок и т. п. «Плойку» паяли и дорабатывали: посредством так называемых мод-чипов можно было существенно расширить функциональные возможности (в частности, избавиться от региональных ограничений или запускать пиратские компакт-диски). Появились соответствующие среды разработки, в которых энтузиасты создавали собственные игры и программы. Несмотря на полную нелегальность, это только увеличивало популярность PlayStation. Кстати, специальную компьютерную мышь было несложно подключить напрямую к консоли без использования адаптеров.

Как начинала и куда идет PlayStation. Рис. 1

PlayStation выпускали одиннадцать лет – вплоть до марта 2006-го, когда руководство Sony решило применять производственные мощности для других задач. За несколько лет по всему миру раскупили более 102 млн. приставок. Впрочем, PlayStation 2 превзошла предшественницу, разойдясь 155-миллионным тиражом. К слову, третьей и четвертой «плойке» не удалось повторить успех: одна набрала около 80 млн, другая 13,5 млн.

Скудное настоящее

Как начинала и куда идет PlayStation. Рис. 2

Последняя PlayStation стартовала в ноябре 2013-го в условиях отсутствия эксклюзивов. То есть покупать ее стоило разве что ради «железа». Понятное дело – современная начинка, инновации и все такое. Но играть, по сути, было не во что. Ситуация начала выправляться только в последнее время, а все главные проекты (в частности, блокбастер “Uncharted 4: A Thief’s End”) намечены на 2015-й.

Онлайновое завтра

Говоря о будущем PlayStation, нельзя откреститься от происходящего в последние годы на рынке видеоигр. А там очевидно, что виртуальные развлечения все сильнее связаны с онлайном. Не смогут разработчики остаться в стороне и от сред виртуальной реальности и Интернета вещей. Сложно сказать, будет ли это кооперация со сторонними производителями или собственные идеи, но уже известно, что последняя «плойка» сможет работать в связке с очками виртуальной реальности – шаги в этом направлении делаются в рамках проекта «Морфей» (Project Morpheus). Кроме того, глобальный тренд подключения к Паутине всего и вся подвигнет авторов игр и создателей консолей использовать любую возможность интеграции объектов реального мира в мир виртуальный.

Выводы

Третий десяток лет геймеры выбирают платформу Sony для погружения в виртуальные миры. Да, были у японца неудачи (вспомним Vita), а по части продаж последней PlayStation далеко до предшественниц, но сказать, что консоль уходит со сцены, нельзя. Наверняка очень скоро все изменится в лучшую сторону, особенно в том, что касается игр.

Опубликовано 12.12.2014

Похожие статьи