Решения, изменившие мир. Коммерция и ненаучный подход

Логотип компании
Решения, изменившие мир. Коммерция и ненаучный подход
Приписывая всю славу техническим специалистам-изобретателям, мы забываем про далеких от техники людей, без которых наш мир мог быть совершенно иным.
Крестный отец микроэлектроники 
Рождение микропроцессора: случайность или совпадение 
Загадочная ИТ-компания, основанная маркетологом  

Есть ли «второй закон Мура»? Как хороший продавец может повлиять на переворот в технологиях? Зачем создавать искусственных конкурентов и можно ли торговать себе в убыток, при этом получая миллионные прибыли? И вообще, какое отношение все это имеет к компьютерным технологиям?

В этой статье вы не найдете описания революционных открытий – здесь речь идет о событиях и людях, усилиями которых наш мир стал таким, какой он есть. Не будь их – история сложилась бы иначе.
Рождение микроэлектроники и компьютера связывают в первую очередь с изобретением вакуумной электролампы, и, соответственно, с мейнфреймов - больших ЭВМ занимавших огромные помещения. Сегодня куда ни кинь взгляд – повсюду лишь планшеты да смартфоны. Ну а приходилось ли вам видеть по-настоящему большие ЭВМ, те, на которых и были обкатаны принципы программирования и созданы базовые теории? То, что стало реалиями нашего времени, – заслуга исключительно микрокомпьютеров. А они развивались совершенно по другой ветви.

Крестный отец микроэлектроники
В предыдущей статье я рассказал об изобретении микросхемы – событии, значение которого невозможно переоценить. В ней же я упомянул и о фирме Fairchild Semiconductor – в ее стенах трудился Роберт Нойс, чьи идеи и по сей день служат основой для производства чипов. Единственное, умолчал о том, что вместе с другим выдающимся инженером Гордоном Муром (Gordon Moore) именно он создал «прекрасное дитя» – именно так переводится с английского название компании. Оба входили в «восьмерку предателей» – группу специалистов, покинувших фирму Shockley Semiconductor Labs Уильяма Шокли (одного из отцов-основателей Силиконовой долины), давшего приют молодым инженерам под крышей этой лаборатории. 

Решения, изменившие мир. Коммерция и ненаучный подход. Рис. 1
"Вероломная восьмёрка" воссоединилась только в 1988 году, спустя 30 лет после "предательства" Уильяма Шокли и его фирмы. Сидят Нойс и Мур, стоят, слева направо Гринич, Ласт, Эрни, Бланк, Кляйнер, Робертс. 

Однако своим появлением Fairchild Semiconductor обязана еще одному человеку – в те годы начинающему финансисту и ее крестному отцу Артуру Року (Arthur Rock), впоследствии принявшему активное участие в развитии Apple. Именно он сыграл решающую роль в создании предприятия, которому вскоре предстояло занять весьма заметные позиции в отрасли: если бы не его вера в новые технологии и умение добывать деньги для молодых компаний с туманным будущим, кто знает, чем бы все обернулось? 

Решения, изменившие мир. Коммерция и ненаучный подход. Рис. 2
  

К слову, Року принадлежат два изобретения: новый способ финансирования и термин «венчурные (рискованные) вложения», а также «второй закон Мура», гласящий: «Необходимые затраты на производство микросхем удваиваются каждые четыре года». Артур Рок сумел добыть около $1,4 млн инвестиций сначала для Fairchild Semiconductor, а позднее около $3 млн для новой фирмы. Да, Нойс и Мур стали «предателями» еще раз: они покинули Fairchild Semiconductor, чтобы в 1968 году основать свою компанию – Integrated Electronics. Правда, звезда Fairchild Semiconductor не закатилась: и по сей день в любом электронном приборе найдется несколько изделий этой фирмы, а среди ее инноваций достаточно революционных – к примеру, таких как MOSFET-транзисторы.

Рождение микропроцессора: случайность или совпадение
Но вернемся к компьютерам. Integrated Electronics в лице Нойса, Мура и примкнувшего к ним Энди Гроува профинансировал Артур Рок, прочитав их бизнес-план, уместившийся на одной страничке.
Как он разглядел будущий успех двух амбициозных парней, остается только гадать, но факт налицо – он не ошибся в своих расчетах и потраченные средства многократно окупились. Первое, что сделала новорожденная компания, – потратила $15 тыс. на выкуп у владельца сети гостиниц сокращенной версии собственного имени. Так появилась на свет фирма Intel, которую читателю представлять не надо.
Естественно, молодые инженеры занялись производством микросхем. Но не каких попало, а модулей памяти – изделий, весьма востребованных в то время. И очень быстро Intel вошла в список самых перспективных компаний. Перелом наступил в 1971 году, когда не слишком преуспевающая японская фирма Busicom решила заказать набор из 12 микросхем для изготовления микрокалькуляторов, а один из сотрудников Intel, Тэдди Хофф (Teddy Hoff) выдал на-гора революционную идею, предложив создать микропроцессор, заменив несколько кристаллов одним корпусом. Напомню: до этого не существовало ни понятия «микропроцессор», ни даже примерных схем и алгоритмов его функционирования. Все делалось с нуля, а в итоге появилось «изделие 4004» – первый в мире четырехбитный CPU. 

Решения, изменившие мир. Коммерция и ненаучный подход. Рис. 3

По договору все права на него принадлежали заказчикам-японцам, но Busicom была в тяжелом финансовом положении и охотно (за небольшую компенсацию) переуступила совершенно ненужные ей права на микропроцессор его фактическому автору. Дальновидность Нойса и Мура поражает: они поняли, что будущее за этими однокристальными чипами, и быстро свернули выпуск памяти, переориентировавшись на производство микропроцессоров. Кстати, поставки «изделия 4004» в Японию не снизились, а, наоборот, резко возросли: процессоры размером с ноготь оказались настолько удачными (по вычислительной мощности они были сопоставимы с ламповой ЭВМ ENIAC весом 27 тонн), что их стали практически повсеместно применять в калькуляторах, светофорах, станках и всяких контроллерах. А это принесло новые прибыли и позволило в кратчайшие сроки (в апреле 1972-го) представить следующий, восьмибитный процессор – 8008, который был вдвое мощнее предшественника и привел к появлению первых персональных компьютеров Mark-8 и Scelbi-8N.

Решения, изменившие мир. Коммерция и ненаучный подход. Рис. 4
 Scelbi-8N продавался в виде конструктора, и больше напоминал пишущую машинку, чем персональный компьютер. 

До выхода знакового процессора i8080, появления ОС CP/M и шинно-ориентированной модульной архитектуры ПК оставалось всего два года.

Загадочная компания, основанная маркетологом
Напоследок еще один малоизвестный, но важный факт. Стены Fairchild Semiconductor покинул еще один человек, 
Решения, изменившие мир. Коммерция и ненаучный подход. Рис. 5
маркетолог, и тоже с целью основать собственную компанию. Несостоявшийся инженер, но очень успешный продавец, он решил попытать счастья в том же микросхемном бизнесе. В творческом портфеле у него не было ни единого технического проекта, зато он сформировал очень важный закон производства полупроводниковых изделий: «увеличение объемов продаж позволяет снизить стоимость чипов в десятки и сотни раз, что в свою очередь расширяет рынки. А потому, чтобы обогнать конкурентов, нужно с самого начала устанавливать мизерные цены, невзирая на очевидные убытки». Как и коллеги, он обратился за помощью к Артуру Року, но тот ему отказал, заявив, что «все технологические компании, на которых я терял деньги, были основаны людьми из маркетинга». Положение спас Роберт Нойс, вложивший некоторую сумму в бизнес потенциального конкурента. 
Зачем? Есть только одно предположение: самые богатые заказчики – государственные компании США – категорически не приобретали ничего у компаний-монополистов, поэтому дальновидный Нойс просто искусственно создал себе конкурента. Который, впрочем, не был таковым: фирма производила копии процессоров Intel под собственным брендом. Компания вообще ничего сама не создавала аж до 1995 года и только потом взялась за разработку самостоятельных CPU и флеш-памяти. Пожалуй, дальше интриговать бессмысленно: того самого маркетолога звали Джереми Сандерс (Jeremiah Sanders), а его компания именуется Advanced Micro Devices (AMD).

Выводы
Может сложиться впечатление, будто появлению микропроцессоров предшествовали долгие годы изысканий, но это не так. Если бы не патентные войны за первую микросхему и конфликты с недальновидными руководителями, растянувшиеся на 10 лет (1958–1968), наверняка первый компьютер появился бы раньше. Ведь с момента ухода Нойса и Мура из Fairchild Semiconductor до начала поставок первого массового микропроцессора 4004 прошло лишь три года (1968–1971), а первый «микропроцессор для персоналок» i8080, считавшийся тогда отраслевым стандартом, увидел свет в 1975-м. Спустя еще три года ему на смену пришел «тот самый» знаковый i8086, ставший родоначальником архитектуры х86 и на протяжении долгих лет служивший стандартом для ПК. Впрочем, за успех Intel нужно благодарить не только гениальных Мура, Нойса, Гроува, Хоффа и их коллег. Следует отдать должное талантливому финансисту Артуру Року и маркетологу Джереми Сандерсу, сумевшим сломать стереотипы тогдашнего «электронного общества». Прямо или косвенно, но их заслуга в изменении мира сопоставима с достижениями инженеров-изобретателей.

Опубликовано 07.08.2013

Похожие статьи