Бегом от поезда: 120 лет кинематографу

Логотип компании
Бегом от поезда: 120 лет кинематографу
Отдавая дань первому публичному киносеансу на бульваре Капуцинок, давайте вспомним, каким был путь кинематографа в массы.

Картинка в движении

Паника среди присутствующих


1895 год. Французы Огюст и Луи Люмьер (Auguste et Louis Lumiere) устраивают первый в истории публичный киносеанс. Однако путь кинематографа начался несколько ранее и был сколь увлекательным, столь и трудным.

Картинка в движении

Раньше всех к успеху подошел Томас Эдисон (Thomas Edison): в 1889 году он применил в своем кинетографе (кинетоскопе) фотопленку на основе целлулоида. И именно эта 19- и 35-мм лента стала стандартом на долгие годы.

Бегом от поезда: 120 лет кинематографу. Рис. 1

Томас Эдисон и его кинетоскоп

Бегом от поезда: 120 лет кинематографу. Рис. 2

Мало того что Эдисон с коллегами изобрел киноаппарат – он еще и сумел сколотить на нем целое состояние ($150 тыс.). Поскольку зрителем сеанса мог быть только один человек (проектор представлял собой ящик с глазком), практичный американец организовал целую сеть кинотеатров и в каждом разместил по десять кинетоскопов, снабженных монетоприемниками. За полдоллара можно было пересмотреть все десять фильмов продолжительностью до 50 секунд. Самыми популярными слыли «Петушиный бой», «Подковывание лошади», «Горные танцы» и ролик про выдающегося атлета Евгения Сандова. Таким образом, к заслугам Эдисона можно отнести и изобретение индустрии кинопроката – за полтора года до исторической презентации братьев Люмьер в Париже.

Один из первых аппаратов для съемки движущихся объектов изобрели и в России. Инженер Иосиф Тимченко на пару с физиком Николаем Любимовым создали оригинальный механизм на основе стробоскопа, который работал с круглой вращающейся фотопластиной. И уже в 1894 году увидели свет сразу два фильма – «Скачущий всадник» и «Копьеметатель». Но проект свернули из-за отсутствия средств, не помогло даже обращение к известному меценату Савве Ивановичу Мамонтову.

Паника среди присутствующих

Возвращаясь к братьям-французам, следует напомнить, что именно они стали авторами уникального изобретения – синематографа, воплотив в нем не только передовые идеи того времени, но и собственные наработки (в частности, грейфер – особый механизм транспортировки пленки). Устройство получилось одновременно простым и универсальным – годилось как для съемки и воспроизведения (в качестве проектора комплектовалось фонарем и подставкой), так и для тиражирования фильмов. Именно этот аппарат стал участником публичного кинопоказа в «индийском зале» парижского «Гран-кафе» на бульваре Капуцинок в декабре 1895-го. Вот только первой кинолентой стал «Выход рабочих с фабрики Люмьер», а не знаменитое «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» (оно вообще не числилось среди десяти лент в тот день). Кроме того, именно здесь дебютировало первое в истории постановочное кино – «Политый поливальщик». А наибольший резонанс вызвала картина «Завтрак младенца», поразив зрителей реалистичной листвой.

Бегом от поезда: 120 лет кинематографу. Рис. 3

Братья Люмьер и их синематограф

Бегом от поезда: 120 лет кинематографу. Рис. 4

Ну а пресловутое «Прибытие поезда…» появилось в прокате в 1896-м и сразу приобрело скандальную известность благодаря бойкому перу журналистов. Их описания буквально пестрели эпитетами: «неимоверно страшно», «случились многочисленные обмороки», «поднялась ужасная паника среди присутствующих» и т. п. Хотя в действительности сознание теряли лишь самые экзальтированные барышни, да и выбегающих в панике зрителей замечено не было. (Между тем кое-кто и сегодня умудряется сползти с кресла, впервые надев 3D-очки…)

Бегом от поезда: 120 лет кинематографу. Рис. 5

Кадр из пресловутого «Прибытия поезда…»

Но как бы то ни было, народ валил на фильм, обеспечив ему славу первого коммерчески успешного проекта киноиндустрии. За четыре года братья расширили свои фабрики и, сняв 1800 лент, полностью отошли от занятий кинематографией. Вскоре их аппарат уступил место американским моделям (витаскопу, например). А затем, когда изобретение «петли Латама» позволило снимать фильмы любой длительности, многие киностудии перекочевали в Голливуд, где были практически идеальные условия для съемок – теплый климат при минимуме облачности и осадков.

В 1927 году появился синхронизированный звук (вместо музыкального сопровождения тапера-пианиста), а в 1935-м – цветное изображение «техниколо» (вместо черно-белого). Однако именно эпоха немого кино подарила нам таких гениальных актеров, как Чарли Чаплин (Charles Chaplin), умевших передавать всю гамму эмоций без единого слова.

Выводы

С той поры киноиндустрия регулярно пополняется техническими средствами, делающими фильмы более зрелищными. В наши дни это компьютерные технологии и трехмерное изображение, пиротехника и каскадерские трюки, разрешение 4К и прочие инновации, позволяющие зрителям погрузиться в мир, по сравнению с которым прибывающий на станцию поезд напоминает первые попытки годовалого ребенка удержаться на неокрепших ножках. Но не будем забывать, что именно те робкие шажки, сделанные 120 лет тому назад, предопределили судьбу одного из величайших видов искусства.

Опубликовано 09.12.2015