Технология AMD FreeSync
В чем отличия AMD FreeSync от NVIDIA G-Sync
Многие годы показатель количества кадров в секунду (fps) был единственным мерилом плавности изображения: чем он выше, тем приятнее играть. Однако при этом можно ожидать не только проседания частоты кадров, напрямую влияющего на комфорт, но и появления объективных (не зависящих от самой игры) артефактов типа «разрезания», «зависания» и «наложения» кадров. А возникают они, когда видеокарта еще не успела дорисовать кадр, а монитор уже обновил картинку.
Частично проблема решается включением вертикальной синхронизации (V-sync): в этом случае монитор дожидается готового изображения и только затем выводит его на экран. Но такой подход – типичные костыли, ибо за качественную картинку приходится расплачиваться снижением fps и реакции на команды игрока (input lag). В идеале необходимо, чтобы видеокарта и монитор работали в связке: первая формирует кадр и отправляет монитору сигнал о готовности к обновлению, а тот подстраивает частоту до оптимальной, изменяя ее динамически. Разумеется, для решения задачи требовались совместные усилия разработчиков графики и производителей средств отображения информации, закрепленные стандартом.
В чем отличия AMD FreeSync от NVIDIA G-Sync
Идея нашла воплощение в 2009 году в Embedded DisplayPort, но лишь относительно недавно VESA объявила, что в рамках стандарта DisplayPort 1.2a внедряется технология Adaptive Sync, которая поможет монитору гибко подстраиваться под возможности видеокарты. Примечательно, что для ее реализации требуется поддержка стандарта обоими устройствами, причем монитор должен быть оснащен дополнительным аппаратным модулем (блоком масштабирования).
Именно по этому пути пошли инженеры AMD: в видеокарты встроена FreeSync, допускающая смену частоты синхронизации в широком диапазоне: 9–240 Гц. Конечно, у современных мониторов он пониже, но и его вполне достаточно. Напомним, NVIDIA предложила свою G-Sync, но она предполагает закрытость стандарта и необходимость установки в монитор специализированного модуля, совместимого исключительно с этой технологией.
Для работы FreeSync нужна совместимая видеокарта, монитор и драйвер
FreeSync работает только в том случае, если частота кадров не ниже 40 Гц (G-Sync требует 30 Гц), и не включается в режиме CrossFire. Зато позволяет использовать различные цветовые профили и предустановленные режимы дисплея (G-Sync допускает только один). Немаловажно и то, что мониторы с поддержкой Adaptive Sync могут передавать аудиопоток одновременно с видео и оснащаться другими портами (в G-Sync предусмотрен только DisplayPort 1.2a). Кроме того, решение AMD позволяет управлять поведением системы при уходе частоты кадров за пределы пороговых значений, выбрав максимальный показатель fps или минимально возможную задержку от реакции на команды с мыши и клавиатуры.
На практике существенного различия между FreeSync и G-Sync нет. Продукт AMD выглядит чуть привлекательнее за счет своей бесплатности. От чего выигрывают не только производители, но и покупатели, ведь используя открытый стандарт несложно снизить цену на устройство. Впрочем, пока соответствующих дисплеев немного (чуть больше десятка), а цена кусается – от 25 тыс. рублей. Модели с G-Sync обходятся примерно в ту же сумму.
Выводы
Что бесплатный стандарт выглядит привлекательнее для всех – и пользователей, и производителей – ежу понятно, и ряд вендоров сходу предложили свою продукцию. Заинтересовалось технологией и подразделение Intel, отвечающее за встроенную графику. Остальные мэтры занимают выжидательную позицию.