В космос – на восток

Логотип компании
В космос – на восток
Космодром «Восточный» способен стать триумфом российской науки, но для этого придется решить массу проблем.

Выбор места и начало работ

По дороге от станции Ледяная

Голод не тетка

На 6º севернее


После распада СССР гордость советской науки – космодром «Байконур», верой и правдой служивший делу освоения космоса более 50 лет, – отошел к Казахстану. С руководством нового владельца подписали договор об аренде – сворачивать космическую программу было крайне неразумно. И хотя срок истекает нескоро, российское правительство приняло решение о строительстве космодрома на собственной территории.

Выбор места и начало работ

Выбор пал на Амурскую область, где размещалась 27-я Краснознаменная ракетная дивизия ракетных войск стратегического назначения. Ракетодром «Свободный», который она обслуживала, содержал на боевом дежурстве около 60 межконтинентальных баллистических ракет – то есть здесь уже имелась инфраструктура, способная послужить для развертывания проекта. К тому же благодаря близости к экватору и побережью Тихого океана эта площадка наиболее оптимальна для вывода на орбиту спутников и пилотируемых аппаратов.

Военные части расформировали в 2005 году, а спустя два года указом президента РФ определили дату начала масштабного проекта. Подряд на строительные работы получил «Спецстрой России». Само строительство началось в августе 2010-го: в ходе посещения объекта Владимиром Путиным была заложена памятная плита с соответствующей надписью. Космодром назвали «Восточный».

В космос – на восток. Рис. 1

Схема космодрома

Работы предполагалось осуществлять максимально оперативно, ведь первые старты – ракеты «Союз-2» и космических аппаратов «Ломоносов» и «Аист» – были запланированы на 2015 год, а запуск пилотируемого аппарата – на 2018-й. Однако сроки пришлось отодвинуть.

По дороге от станции Ледяная

Оснащение «Восточного» отличается от «Плесецка» (не говоря уже о «Байконуре»): на вдесятеро меньшей площади размещены более эффективные системы. Например, телеметрический центр способен обслуживать сразу три пусковых комплекса, а не один (как раньше), а весь цикл сборки и подготовки ракеты к пуску будет проходить в закрытых, изолированных от внешней среды помещениях.

В космос – на восток. Рис. 2

Системы управления

Такой подход необходим: климат здесь не мед, морозы до минус сорока не редкость, а благодаря закрытому циклу работы можно проводить круглый год, невзирая на погоду.

В космос – на восток. Рис. 3

Спутниковый снимок места строительства 

В космос – на восток. Рис. 4

Вид с высоты

Строителям приходится решать кучу сложных задач, в том числе по доставке персонала и грузов с железнодорожной станции Ледяная (название говорит само за себя). Параллельно со строительством космодрома ведется интенсивное обустройство поселка для сотрудников и обслуживающего персонала: возводятся жилые дома и сопутствующая инфраструктура – школы, детские сады и подсобные объекты. Ранее поселок именовался Углегорск (но не потому, что там добывали уголь, а из стратегических соображений). Ныне переименован в Циолковский.

В космос – на восток. Рис. 5

Будущий поселок Циолковский

Завершаются работы по бетонированию огневого кольца – главного объекта стартовой площадки, принимающего на себя основную нагрузку при запуске ракеты. Нетрудно представить, что происходит в процессе сжигания 300 тонн топлива, необходимых для отрыва носителя от поверхности: поток раскаленной до тысяч градусов плазмы имеет огромную разрушительную силу. Так что от качества этого объекта напрямую зависит успешность грядущих запусков.

В космос – на восток. Рис. 6

Огневое кольцо

Голод не тетка

Как и в любом масштабном проекте, не обходится без неприятностей. Помимо стандартных проблем с поставками оборудования и стройматериалов, произошел сбой в финансировании, из-за чего рабочие оказались без зарплаты и вынуждены были объявить голодовку. В дело вмешалось правительство: по факту растрат возбуждено два уголовных дела. На сегодняшний день ситуация нормализована, строительство продолжается и в 11 комплексов уже завезено и монтируется оборудование.

В космос – на восток. Рис. 7

Работы в разгаре

На 6º севернее

Именно поэтому новому космодрому не достичь тех параметров, которыми может похвастать «Байконур». Эти самые шесть градусов отрицательно скажутся на массе выводимых грузов. Увеличатся и транспортные затраты: придется или строить собственный аэродром, или прокладывать железнодорожную ветку до ближайшего. В любом случае части ракет и прочих узлов надо доставлять на расстояние 5500 км, то есть вдвое дальше, чем до объекта в Казахстане. Беспокоит и то, что части ракет будут падать в тайгу, провоцируя пожары, от которых и без того ежегодно страдает регион.

В то же время у «Восточного» ряд несомненных преимуществ. Помимо снижения политических рисков (Казахстан не раз блокировал пуски ракет под разными предлогами), снижаются риски технические. Старты и полеты проходят вдали от густонаселенных регионов, поблизости нет территорий иностранных государств, а большинство отработавших свое ступеней ракет и носителей будет падать в нейтральные воды.

Выводы

Над превращением бывшей военной базы в современный космодром придется основательно потрудиться: возвести и наладить бесперебойную работу всех объектов, создать комфортную инфраструктуру для людей, которые будут здесь жить и работать. «Восточный» способен преобразовать всю экономику региона: послужить развитию производственных и научно-исследовательских центров, созданию множества рабочих мест. И, конечно же, стать триумфом российской науки.

Читайте также
IT-World рассказывает о решении WorksPad, позволяющем управлять мобильностью, которое стало стратегическим союзником компании АЛРОСА и уже доказало свою эффективность.

Опубликовано 05.05.2015