Что было в 2014-м и что будет дальше

Логотип компании
Что было в 2014-м и что будет дальше
Попытаемся подвести итоги года, вспомнить самые значимые явления на рынке и высказать осторожные  прогнозы.
Маркетинг впереди прогресса

Богатый выбор и ни шагу вперед  

Маркетинг впереди прогресса

Помните крупную рекламную компанию HP под слоганом “The Computer Is Personal Again” («Компьютер стал вновь персональным»)? Так вот я придумал еще один: «Телефон стал вновь проводным». Сколько уж лет прошло с тех пор, как смартфоны одержали победу над своими кнопочными собратьями, а ситуация с ресурсом автономной работы не то что не улучшилась, а, как нынче говорят, критическая. Недавно в рекламе очередного смартфона Sony прозвучало громкое: «До двух дней работы!» Что называется, дожили – до двух дней от аккумулятора у нас считается достижением.

Что было в 2014-м и что будет дальше. Рис. 1

Спешу заверить производителей: пользователи разные. Вы же тоже не просто так проектируете, например, игровые ноутбуки, в которых аккумулятор выполняет больше роль ИБП. Другой сегмент – ультрабуки, где важнее габариты, вес и время работы. Так почему же ваше маркетингово сиятельство столько лет не может сделать аналогичный ход в смартфонах/планшетах?

А количество внутренней памяти? Самый первый iPhone, выпущенный в 2007 году, оснащался ПЗУ до 16 Гбайт. Нынче на дворе 2015-й, у меня на тесте побывала SD-карточка объемом 256 Гбайт, но даже в топовых смартфонах редко встретишь хотя бы 64 Гбайт. Если слабый рост объема ОЗУ можно объяснить тем, что свое дело хорошо выполняют разработчики ОС (KitKat на 512 Мбайт ОЗУ летает), то вот хранить данные где-то надо. Сговор для большего использования трафика сотового оператора? Сомневаюсь, так как, снимая видео, сразу транслировать его в Интернет не получится, да и другие задачи удобнее решать локально.

Что было в 2014-м и что будет дальше. Рис. 2

То, что ни один вендор не решился надавить на изготовителей сенсорных экранов, чтобы те наконец зашевелились и выпустили дисплеи с матовым покрытием, тоже во многом символично. Зачем что-то делать, если и так берут? Но это, скажу я вам, ненадолго. В России так вообще А-бренды в ближайшем будущем окажутся в непростой ситуации. За ценами на мобильные устройства удобно следить по продуктам Apple, поскольку об этом сразу пишут СМИ. Так вот, многие ли смогут себе позволить смартфон за 80–100 тыс. рублей? Выиграют от этой ситуации, разумеется, китайцы. Причем не гиганты вроде Huawei с Lenovo, а мелкие игроки. Впрочем, учитывая, что разработчики платформ поставляют практически готовое изделие, к которому остается прикрутить экран, аккумулятор и корпус, это не так страшно. А поскольку прогресса нет и у флагманов рынка, то, кроме изменения логотипа на корпусе смартфона, большинство покупателей разницы не почувствует.  

Интересно, как изменяются взгляды производителей на будущее. Sony несет убытки на мобильном фронте, хотя еще за год до этого было ясно, что все к тому идет, стоило японцу отказаться от VAIO, назвав рынок мобильных устройств наиболее перспективным.

Samsung тоже в кризисе, причем для нее снижение доходности Galaxy еще более досадно, так как практически все силы были брошены именно на этот сегмент. Последние годы южнокорейский вендор чувствовал себя настолько уверенно, что взялся почивать на лаврах. Обычное дело: вспомните многолетнее доминирование Nokia и взгляните, где она сейчас.

Богатый выбор и ни шагу вперед

На рынке классических компьютеров ситуация двоякая. С одной стороны, выбор богатый: можно купить как дешевый ноутбук для офисных задач, так и тоненький лэптоп, дабы постоянно носить с собой. Несложно найти даже защищенный компьютер, на котором хоть с горки катайся. С другой стороны, возьмем, например, Sony VAIO SVS1311S9R (см. IT-Expert № 7 ‘2012): процессор Intel Core i7-3520M значительно превосходит все нынешние «камни» для ультрабуков, оптический привод, добротная дискретная видеокарта NVIDIA GeForce GT 640M LE, 6 Гбайт ОЗУ (нетрудно расширить до 12). При весе 1,72 кг работает автономно почти пять часов.

Можете назвать хоть одну модель, выпущенную в этом году, которая бы превосходила или хотя бы не уступала ему? Вот и я не могу. Судя по всему, Intel перестаралась со всеобщей «ультрабукизацией». Ведь полноценный ноутбук с процессором без литеры ‘U’ сегодня редкость. 

Да и среди ультрабуков затишье. Снова приведу в пример продукт Sony – VAIO Pro 11 (см. IT-Expert № 11 ‘2013). Сенсорный IPS-экран, процессор Intel Core i5-4200U, 7,5 ч автономной работы и вес 870 г – найдете что-нибудь подобное?

Впрочем, в нынешней ситуации нашему брату покупателю стоит сбавить обороты и смотреть на нижний ценовой сегмент. А там Microsoft бьется в истерике, пытаясь остаться на плаву и раздавая производителям бесплатные лицензии на Windows 8.1 направо и налево. Фактически упустив мобильный рынок, американская компания любыми способами пытается успеть в последний вагон убегающего поезда. Когда-то она не поверила в перспективы смартфонов, а теперь ее напугали Chromebook, соревноваться с которыми по ценам непросто. Ведь эти урезанные устройства со слабой начинкой на 99% зависят от доступа в Интернет. Но Microsoft, судя по сигналам рынка, в жесткой форме поставила своим партнерам условие незамедлительно выпустить сверхбюджетные ноутбуки на «восьмерке». Серия HP Stream – подтверждение моих слов. Правда, пока эти новинки доедут до России, их ценник сравняется с более солидной линейкой Pavilion.  

А теперь Toshiba, бывший лидер рынка в России, прекратила поставки портативных ПК. Объявили об этом еще до известных событий с обвалом рубля, так что шаг вполне осознанный. Но лично мне жаль: устройства японца весьма самобытны и надежны.

Что было в 2014-м и что будет дальше. Рис. 4

В этом году как никогда активны бренды класса B. Причем выдают достойные продукты – вспомним IRU Jet 1101. Сегодня практически каждая крупная торговая сеть имеет свой бренд десктопов и ноутбуков. И если первые, по сути, самосбор из типичных компонентов, то вторые – OEM/ODM-устройства. Так поступают «Юлмарт» (MicroXperts), DNS (одноименный бренд) и т. д. Займут ли они в нынешних условиях значительную долю рынка? Возможно, но для начала цены у них должны стать заметно ниже А-брендов, чего пока не наблюдается. 

Выводы

Кто же будет на коне в 2015-м? Прежде всего разработчики ПО. Они могут предлагать свои решения не только в России и брать с покупателей валюту. Ну а дальше смотрим на ситуацию в мире. Обещаемого на протяжении всех последних лет коллапса экономики США что-то не видать, так что пора бы начать кормить свою корову, а не ждать, пока соседская отбросит копыта.

Опубликовано 25.12.2014

Похожие статьи