Решения, изменившие мир. Видеосвязь

Логотип компании
06.05.2014Автор
Решения, изменившие мир. Видеосвязь
Идею видеосвязи в свое время сгубила дороговизна аппаратов и услуг. Да и сегодня мы с вами вряд ли могли бы болтать по Skype, кабы не Интернет.

Голос плюс изображение

Видеосвязь? Пффф…

Для героев фантастических романов начала прошлого века видеосвязь, если так можно выразиться, была делом привычным. Первым видеотелефон (в 1911 году) упомянул Хьюго Гернсбек (Hugo Gernsback) в своем «Ральфе 124C 41+», вслед за ним и другие авторы охотно оснащали персонажей средствами видеосвязи (как стационарными, так и портативными). Сегодня, общаясь по Skype посредством смартфона, мы и не задумываемся, насколько прочно технологии будущего вошли в нашу жизнь и стали привычным делом.

Голос плюс изображение

Первые попытки передачи изображения по телефонным каналам были предприняты еще в 1927 году. В Bell Labs испытали тогда прототип аппарата, позволявшего 
собеседникам видеть друг друга сразу на двух экранах: первый поставлял высококачественную (по тем временам) картинку небольшого размера, а второй – очень плохую, расплывчатую, но зато большую. Прибор был огромен: занимал целую комнату, потреблял много электроэнергии, да и стоил фантастически дорого. Впрочем, о коммерческом использовании речь не шла: инженерам требовалось отработать способы трансляции изображения со звуком, так что и такой макет сгодился. Но дело оказалось не столь простым, и первые попытки коммерциализации проекта последовали лишь через 30 лет.

Решения, изменившие мир. Видеосвязь. Рис. 1

Почему же мы празднуем полувековой юбилей видеосвязи? Дело в том, что первый коммерческий малогабаритный (настольный) видеотелефон Mod I Picturephone компания Bell Labs продемонстрировала 20 апреля 1964 года на выставке World’s Fair в Нью-Йорке. Он был оснащен миниатюрной черно-белой камерой и маленьким экраном, передававшим изображение с частотой 30 кадров/с. Любой посетитель выставки мог пообщаться с другим человеком в Калифорнии (а это более 4000 км!) визуально, что, разумеется, произвело фурор.

Решения, изменившие мир. Видеосвязь. Рис. 2

Видеосвязь? Пффф…

Через два месяца местный оператор AT&T предложил сервис видеотелефонии всем желающим: заплатив $16 (сейчас это примерно $122), можно было совершить трехминутный видеозвонок. Безусловно, такая роскошь пришлась по карману только богатым, да и те не слишком спешили тратиться на сомнительное удовольствие. Не смог спасти ситуацию и выпуск в 1969 году видеофона второго поколения, Mod II Picturephone, которым пытались привлечь корпоративный сегмент. Увы, стоимость связи не прельстила даже гиганта вроде Coca-Cola. Никто не видел практической пользы от подобной «штучки» в бизнесе, а фактор престижа не смог победить здравый смысл.

Решения, изменившие мир. Видеосвязь. Рис. 3

AT&T не унывала и в 1982 году вновь попыталась навязать пользователям услугу передачи видео с голосом, предложив час видеоконференции «всего» за $2380. «Скромной» была и цена аппарата – $117 500 или $17 760 (на условиях аренды). Неудивительно, что ажиотажа среди покупателей снова не произошло, и через год проект свернули. Думаете, цепочка неудач остановила американцев? Как бы не так! С маниакальным упорством они продолжили атаковать потенциальных клиентов: в 1992 году вышел VideoPhone 2500 с поворачивающимся цветным ЖК-экраном, а видеозвонки пообещали по цене голосовых. Но желающих отстегнуть полторы тысячи долларов вновь не нашлось, не помогли ни снижение цены до $1000, ни предложение взять аппарат в аренду за $300. В результате через пару лет производство видеотелефонов закрыли, на этот раз окончательно.

Решения, изменившие мир. Видеосвязь. Рис. 4

Вполне вероятно, AT&T продолжила бы свою затею, не войди в нашу жизнь Интернет, а с ним – и бесплатная видеосвязь. Как раз через 10 лет появился Skype, сделавший наконец-то видеотелефонию обыденной вещью.

Выводы

Добиваясь признания своих аппаратов, ни AT&T, ни Bell Labs не учли одного нюанса: общаться по видео могли только те абоненты, у которых были идентичные устройства, а это безнадежно сужало круг потенциальных клиентов. Безусловно, эксцентричный миллионер мог позволить себе такое удовольствие, но не более как дорогостоящую игрушку. Скорее всего, успех могло принести оснащение видеофонами телеграфных отделений по всей стране, тогда возможность видеть собеседника в ходе междугороднего разговора заинтересовала бы многих граждан. И если бы оператор не стал заламывать при этом тариф, то, вполне вероятно, видеосвязь стала бы привычной еще 20-30 лет назад, задолго до «Скайпа».

Читайте также
Платформа для биллинга и провижининга BillogicPlatform помогает компаниям организовать продажи цифровых услуг по подписке. BillogicPlatform уже зарекомендовала себя при запуске в более 20 представительствах ГК Softline в России и за рубежом — с адаптацией под локальные рынки. Теперь решение открыто широкому кругу клиентов. О том, как BillogicPlatform (входит в направление «Инферит Биллинг» экосистемы «Инферит») может способствовать росту бизнеса поделилась в интервью директор продукта Ирина Кузнецова.