«Видак», его превосходительство

Логотип компании
12.03.2014Автор
«Видак», его превосходительство
Первый в мире видеомагнитофон изобретен в гараже полковника царской армии. Его конструкция была поистине монументальной.

Сейчас практически любой фильм можно приобрести на диске, скачать в Сети или посмотреть онлайн. Но цифровое видео в нашей стране получило распространение только к концу прошлого века, а до этого символом благополучия всех отечественных синефилов служил видеомагнитофон, или попросту «видак».

Первый видеомагнитофон был катушечным и появился в Америке 14 марта 1956 года. Причем выпустила его крошечная (всего четыре инженера) фирма Ampex, чье название расшифровывается как «Александр Матвеевич Понятов, его превосходительство (excellence)» – в честь основателя, русского эмигранта и бывшего полковника царской армии. Конструкция Ampex VR1000 была поистине монументальной и предназначалась для профессиональных телестудий. Устройство не имело аналогов и пользовалось большой популярностью – ведь до этого все телепередачи приходилось вести исключительно в прямом эфире! Процесс видеозаписи в то время так и назывался – ампексирование.

«Видак», его превосходительство. Рис. 1

Ampex VR1000 в студии CBS

Через несколько лет, когда советские инженеры прочитали статьи сотрудников Ampex, а Никите Хрущеву преподнесли видеозапись его встречи с президентом США Ричардом Никсоном (Richard Milhous Nixon), в СССР запустили серию отечественных магнитофонов, рассчитанных как на американскую пленку формата Q, так и на отечественную 70-мм. Самыми известными моделями этого класса стали «Кадр-1», а также цветные «Кадр-ЗПМ» и «Электрон-2М», выходившие вплоть до 1990-х годов.

Переход от поперечно-строчной к наклонно-строчной технологии видеозаписи позволил сократить ширину пленки до одного дюйма и менее. В 1969-м компания Sony анонсировала первый кассетный видеомагнитофон формата U-matic с шириной ленты 3/4 дюйма. По сравнению со студийными аналогами «кассетник» казался почти карманным: его можно было носить как сумку, на наплечном ремне. В 1982 году та же Sony предложила полудюймовый Betacam, положивший начало целому семейству форматов кассет и аппаратуры. На его основе стали выпускать компактные по тем временам видеокамеры, позволявшие вести репортажную съемку в качестве, сравнимом со студийным. В 1993-м на пленку форматов Betacam начали писать цифровой сигнал вместо аналогового.

Полудюймовая пленка в кассетах позволяла уменьшать размеры лентопротяжного механизма и делать все более миниатюрные устройства. В конце 1960-х – начале 1970-х стали появляться бытовые видеомагнитофоны производства Sony и Phillips. Тогда же стартовал VHS: разработанный JVC, он более чем на двадцать лет стал главным «домашним» форматом. Именно VHS-магнитофоны и видеоплееры мы чаще всего вспоминаем под ласковым названием «видик». Правда, в СССР они появились только во второй половине 1980-х, до этого обходились катушечными и немногочисленными кассетными «Спектрами», «Сатурнами» и «Электрониками». С проникновением в страну «буржуйского» VHS появились подпольные видеосалоны, и советский народ получил доступ к иностранному кинематографу в обход цензуры.

В 1990-х цифровой сигнал всерьез потеснил аналоговый, а еще через десятилетие магнитная лента в качестве носителя сдала позиции. Но трепет, с которым извлекалась из видика «зажеванная» кассета, навсегда останется в сердцах кинолюбителей.