Поход в сердце кинотеатра: как устроен IMAX?

Логотип компании
Поход в сердце кинотеатра: как устроен IMAX?
Чем кинотеатр IMAX отличается от любого другого? Кто «крутит ручку» кинопроектора? Мы побывали за кулисами знаменитой сети и знаем ответы.

С тех пор как в 1895 году в первый коммерческий кинозал прибыл поезд братьев Люмьер, появилось немало методов воспроизведения кинофильмов. Отличить цветное от черно-белого и 2D от 3D не трудно и без пояснений специалистов. А чем отличается формат IMAX от не-IMAX?

На уровне субъективного восприятия данная технология обещает исключительно глубокое погружение в действие на экране. Рассказывать об этом можно долго и красочно, но никакие эпитеты не заменят собственных ощущений. Мы заинтересовались, каким образом достигается данный эффект, и сотрудники IMAX провели для нашей редакции экскурсию в московском кинотеатре премиум-класса IMAX Sapphire «Формула кино Сити», кстати, одном из двух таких в мире.

Первые кинотеатры IMAX открывались в музеях и научных центрах, где демонстрировались исключительно документальные ленты. Производство документальных фильмов IMAX и по сей день остается неотъемлемой частью бизнеса корпорации. В 2002 году IMAX создала технологию цифрового ремастеринга, с помощью которой уже готовый контент преобразовывается в формат IMAX, позволяя добиться максимального качества изображения и звука. Так компания вышла на рынок развлечений. «Матрица: Революция», появившаяся в 2003-м, стала первым голливудским фильмом, демонстрировавшимся одновременно в двух форматах – обычном и IMAX.

Главное слово компании – experience (от англ. «опыт»). Цель – позволить зрителю «пережить» события фильма. Для этого используется особое оборудование. Первое, что видишь, заходя в зал, – экран. Он огромный и занимает все пространство перед креслами. Экран изогнут для того, чтобы изображение выглядело реалистично с любого места, и изготовлен из материала с серебряным покрытием, обладающим наиболее высокой отражающей способностью.

Особая геометрия зала необходима для восприятия не только видео, но и аудио. Звук чувствуешь буквально всем телом, от низов «дрожит земля». Это происходит за счет повышенной мощности аудиосистемы и очень широкого диапазона частот. Колонки расположены в определенном месте и под определенным углом.

Специалисты IMAX принимают участие во всех этапах построения кинозалов. Удобнее всего, когда проектирование и здания, и зала происходит одновременно, ведь системы IMAX удается разместить далеко не в каждом готовом помещении. Это обусловлено огромным экраном и жесткими требованиями к расположению всех элементов оборудования. Для каждого подходящего помещения создается индивидуальный проект. Оборудование устанавливается уже по завершении строительства зала, а его подключением и тестированием занимаются специалисты IMAX.

Самой интересной частью экскурсии стал поход в «капитанскую рубку» – кинопроекционную – в сопровождении сотрудников IMAX и киномеханика «Формулы кино Сити». В помещении находилось оборудование, предназначенное и для других кинозалов, но технику IMAX было видно сразу: два огромных, много больше прочих, цифровых проектора для демонстрации 3D-изображения направлены на экран сквозь специальные окна. Установки отличаются не только размерами, но и мощностью. Яркость и контраст проецируемой картинки значительно выше обычных. Расположение окон определено строго, но небольшое смещение проекторов не страшно: каждое утро изображение настраивается автоматически. Встроенный датчик обеспечивает постоянную обратную связь с экраном в зале интеллектуальной системы управления, которая фиксирует отклонения и при необходимости производит коррекцию. Рядом находятся стойка управления звуком и терминал, откуда киномеханик отслеживает демонстрацию контента. Всю систему настраивают при установке, затем она работает автоматически. Специалистам остается только присматривать за оборудованием, вносить изменения в программу показа и иногда менять в проекторах лампы. Чтобы получить доступ к ламповому отсеку одной из установок, требуется откатить ее по специальным рельсам. А запланированный переход на лазерную технологию избавит и от этой процедуры.

Поход в сердце кинотеатра: как устроен IMAX?. Рис. 1

Поход в сердце кинотеатра: как устроен IMAX?. Рис. 2

Условием IMAX при создании кинозала является воспроизведение фирменного контента – чтобы не дискредитировать бренд и не обесценивать саму идею сверхкачественного кино. В 1970 году в IMAX была разработана кинопленка шириной 70 мм с продольным расположением кадра. Ее разрешение примерно в 10 раз выше, чем у стандартной 35-мм пленки, за счет чего и становится возможной демонстрация изображения на экранах большего размера.

Поход в сердце кинотеатра: как устроен IMAX?. Рис. 3

Запись на пленку ведется специальными камерами IMAX. Изначально они использовались только для создания документального кино (все подобные ленты полностью сняты на них), а сегодня в Голливуде набирает популярность съемка на камеры IMAX отдельных частей фильмов – «Темный рыцарь», «Трансформеры: Месть падших», «Миссия невыполнима: Протокол Фантом», «Стартрек: Возмездие» и других кинолент.

Фильмы, демонстрируемые в кинотеатрах IMAX, преобразованы в соответствующий формат с помощью цифрового ремастеринга, который позволяет добиться максимального качества изображения и звука, улучшить насыщенность, контраст, яркость изображения и другие детали.

Специалисты IMAX с самого начала включаются в процесс создания фильма. Они участвуют в съемках и монтаже, сотрудничают с режиссерами и технической командой, обрабатывают кадры, сводят звук, консультируют, оказывают поддержку на стадиях пре- и пост-продакшн, а также в маркетинге и дистрибуции. Поскольку воспроизводящее оборудование имеет обратную связь, головной офис IMAX может постоянно мониторить качество воспроизведения с любого терминала любой системы, а также соответствие контента стандартам качества.

Несмотря на такой объем работ, необходимый для выхода на экран, количество фильмов в формате IMAX с каждым годом увеличивается. Отбор производится, исходя из содержания, сюжета, киностудии и договоренностей с режиссером. В 2013 году появился первый российский фильм в IMAX 3D – «Сталинград».

На сентябрь 2013-го в мире насчитывалось 785 кинотеатров IMAX в 55 странах мира. Все проекционные системы IMAX в России цифровые. Пленочные системы установлены в некоторых странах в кинотеатрах при научных центрах и музеях для демонстрации образовательных фильмов IMAX, снятых на фирменные камеры.

Сейчас компания IMAX работает над компактной цифровой 3D-камерой на основе матриц Phantom. Первым ее опробует Майкл Бэй (Michael Bay) при съемках отдельных сцен следующей части «Трансформеров». Для создания фильмов в формате 2D режиссеры по-прежнему предпочитают пленочные камеры IMAX, например, Кристофер Нолан (Christopher Nolan) использует их на съемках своего нового фильма «Интерстеллар» (“Interstellar”).

В ближайшем будущем планируется перевести проекционные системы кинотеатров IMAX на цифровую лазерную технологию. Новая звуковая система, в основе которой лежит технология автоматической калибровки звука, будет иметь 12 выделенных каналов и более широкий диапазон низких частот.

Опубликовано 20.02.2014