В печать!

Логотип компании
В печать!
С изобретением ЭВМ печать приобрела новый смысл. Нужно было срочно учить человека общаться с машиной, а машину – с человеком.

Ручная работа

Пишущие лепестки

Татуировки по бумаге

Могу капать, могу не капать

Лазер по барабану

Сублимация и карманная печать


Ручная работа

Кто из нас в школьные годы не поражался терпению Софьи Андреевны Толстой, раз за разом вручную переписывавшей тысячи страниц «Войны и мира», притом что история книгопечатания к тому времени насчитывала уже более тысячи лет! Правда, старинные технологии требовали вырезать буквы на дереве, металле или других твердых материалах, что для доблестной труженицы вряд ли было бы проще. По-настоящему удобной печать стала с появлением подвижных литер. Металлические шрифты вкупе с изобретением более пятисот лет назад печатного пресса и создали массовую индустрию.

Персонализация печати произошла благодаря изобретению печатной машинки, подарившей нам QWERTY-клавиатуру, сохранившуюся до сих пор даже в устройствах без физических клавиш. Интересно, что сказал бы ее создатель Кристофер Шоулз (Christopher Latham Sholes), расположивший символы так, чтобы избежать заклинивания молоточков, увидев свое детище на сенсорном экране?

В печать!. Рис. 1

В XX веке всерьез взялись за автоматизацию печатного процесса. С изобретением ЭВМ печать приобрела новый смысл. Нужно было срочно учить человека общаться с машиной, а машину – с человеком. Родился целый класс устройств ввода/вывода – периферия.

Пишущие лепестки

Идея принтера состоит не просто в воспроизведении текстовой или графической информации, но в переводе ее из электронного вида на физический носитель. Классическая конструкция печатной машинки оказалась крайне неудобна для автоматизации. В 1969 году Дэвид Ли (David Lee) из Xerox адаптировал технологию. Лепестковое печатающее устройство (daisy wheel printer, DWP) было популярно почти десять лет.

В печать!. Рис. 2

В печать!. Рис. 3

Тем временем во многих учреждениях для вывода результатов вычислений, регистрации показаний приборов и прочих научных задач использовались поистине монструозные АЦПУ (автоматизированные цифровые печатающие устройства – так они назывались в СССР). Общение с ними требовало не только специальных навыков, но и физических усилий. Зато скорость достигалась совершенно невероятная для того времени – до тысячи символов в секунду.

Но возможности ударно-шрифтовой технологии стали отставать от растущих объемов печати. Устройство могло воспроизводить только физически установленные на нем символы. И конструкторы взялись за разработку машин, способных воспроизводить произвольные символы и изображения.

Татуировки по бумаге

В 1964 компания Seiko Epson создала первые матричные принтеры. Они по-прежнему переносили краску с красящей ленты на бумагу ударным методом, но единичный элемент печати в них составлял не жестко заданный символ, а универсальная точка. Точки наносятся иглами, расположенными на печатающей головке. Скорость работы матричных принтеров была еще ниже, чем у DWP. Качество зависело от разрешения матрицы печатающей головки, которая содержала от 9 до 48 иголок. Машины с высоким разрешением закономерно печатали медленнее. Зато стало возможным сконфигурировать практически любой элемент.

В печать!. Рис. 4

Серьезный технологический прорыв произошел в печати изображений – графиков, таблиц и схем. Правда, по-прежнему черно-белых: смена цветов была доступна в некоторых моделях матричных принтеров, но реализовывалась по тому же принципу, что и в «цветных» печатных машинках – путем установки дополнительных красящих лент. О получении цветных фотореалистичных изображений речи не шло. Впрочем, во времена матричных принтеров многоцветные цифровые изображения были не в ходу. При этом в немногочисленных цветных моделях уже использовалась субтрактивная цветовая схема CMYK (Cyan, Magenta, Yellow, Black).

«Матричники» оказались долгожителями среди устройств, печатающих с электронных носителей. В России они получили широкое распространение в качестве офисной техники, удачно дебютировав в тот период, когда печатные машинки уже разъезжались по музеям, а лазерные и струйные устройства были только на подходе. Рабочие помещения еще долгие годы наполнял характерный сухой стук игл матрицы. И до сих пор сохранились области, в которых матричным принтерам прощается невысокое качество изображений, медлительность и шумность: печать чеков, авиабилетов, ценников. А все потому, что стоимость оттиска низкая, а надежность, долговечность и стабильность работы очень высокие.

Могу капать, могу не капать

Технология струйной печати появилась, строго говоря, даже раньше матричной. Еще в XIX веке был замечен и описан факт, что жидкость, проходя сквозь узкое отверстие, разделяется на практически идентичные капли. Почти сразу выяснилось, что каплями можно ставить на бумаге точки. Однако по-настоящему использовать это открытие удалось только в 1951 году. Первое струйное печатающее (и работающее!) устройство создала компания Siemens.

С тем, чтобы заставить жидкую краску течь через отверстие, проблем не возникло. Куда сложнее оказалось добиться, чтобы краска могла не только капать, но и не капать. И еще труднее – чтобы она могла течь, потом не течь, а потом снова течь.

Решали «гигиенические» проблемы по-разному. Первое время чернила подавались непрерывно, а лишние капли отводились в отдельный резервуар и в идеале возвращались обратно в картридж. В конце 1970-х в Siemens стали учить свои принтеры подавать чернила по требованию (drop-on-demand) пьезоэлектрическим способом, а в Canon – термическим (так называемая пузырьковая печать). В 1980 году свою версию drop-on-demand представила Hewlett-Packard, и через четыре года «струйники» во главе с HP ThinkJet окончательно вытеснили с рынка ударно-шрифтовых динозавров и серьезно подвинули матричных собратьев.

Поскольку краски можно смешивать в любой пропорции непосредственно перед нанесением, стала реальностью печать полноцветных изображений с оттенками, полутонами и переходами. По качеству и скорости печати струйные принтеры превзошли предшественников. А издаваемое ими тихое жужжание вообще не замечали после грохота лепестковых и матричных «ударников». За это великолепие, однако, пришлось в буквальном смысле заплатить: сам струйный принтер и головка капризны и недолговечны, срок хранения чернил в картриджах невелик, зато стоимость отпечатка и расход краски кусаются. Еще одно традиционно слабое место – почти мгновенное размывание изображения водой. Но эту проблему в принтерах более-менее успешно решают, работая над составом чернил.

Лазер по барабану

Технология лазерной печати тоже прошла непростой путь. Началось все с того, что студента-юриста Честера Карлсона (Chester Carlson) настолько огорчали способы автоматического копирования, что к 1938 году он придумал свой. Изобретение было оценено и пущено в производство восемь лет спустя усилиями Haloid Company. Ее нынешнее имя – Xerox – до сих пор служит нарицательным в области копирования изображений.

В печать!. Рис. 5

В печать!. Рис. 6

Идея оказалась сложной в реализации: первая адекватная коммерческая модель копира выпущена только в начале 1960-х. В 1969 году технологию решили приспособить и для печати с электронных носителей информации, и почти десять лет спустя миру предстал первый лазерный принтер Xerox 9700 – огромный и дорогой. Настольную модель тут же анонсировала компания Canon.

В печать!. Рис. 7

Кое-где лазерные принтеры сразу пришли на смену матричным благодаря более высокому качеству изображения. В отличие от «струйника», тонер в них не засыхал, а отпечаток при меньшей стоимости был более влагостоек и долговечен. Однако само устройство значительно дороже чернильного собрата. Меньший расход красящего вещества в какой-то степени компенсируется повышенным расходом электроэнергии, а замена тонера – исконная тема анекдотов про «черного-черного человека». Что касается скорости, соревнование продолжается до сих пор. В среднем лазерники быстрее, но отдельные струйные модели ничуть не отстают.

Если в 1990-х черно-белый лазерный принтер не только для частных пользователей, но и многих организаций был роскошью, то цветной остается ею до сих пор. Впрочем, и потребность в нем невысока – в силу того, что с задачами вроде фотопечати струйные устройства справляются лучше.

Сублимация и карманная печать

История младшей из упомянутых технологий не менее увлекательна. В 1957 году Ноэль де Плассе (Noel De Plasse) открыл красители, способные сублимировать – переходить из твердого в газообразное состояние, минуя жидкую фазу. Казалось бы, при чем здесь печать? Она и была ни при чем вплоть до середины 1980-х, старта ПК и цифровых фотокамер. Термосублимационная печать – блуждающий огонек, время от времени привлекающий интерес. С одной стороны, качество цветной фотопечати на выходе лучше, чем у струйной. Отпечаток может быть исключительно стойким и долговечным, особенно если по окончании процесса нанести на него защитный слой (автоматически выполняется некоторыми моделями). С другой стороны – пугающе низкая скорость и высокая цена как самого устройства, так и расходников. В 2000-х на волне популярности домашней фотопечати и тенденции к портативности на витринах магазинов появляются компактные термосублиматоры. Их можно даже носить с собой. Максимально простой интерфейс, несколько функций автокоррекции изображения и поддержка прямой печати с карты памяти или флешки вполне удовлетворяют желание пользователя сразу получить отпечаток.

Выводы

Печать, безусловно, развивается. Меняются состав и консистенция красящих веществ, размер капель, к стандартной схеме CMYK добавляются цветные картриджи и прочие нюансы. Но еще серьезнее меняются пользовательские интерфейсы и формфакторы. Знаменитое изображение Xerox 9700 с надписью «Оператор в комплект не входит» устарело – теперь виртуальный оператор попросту обязан присутствовать и уметь обрабатывать фотографии, разбирать документы, принимать файлы и команды по беспроводной связи со смартфонов, считывать информацию со всех популярных носителей и из облака… Ах да, и желательно иметь компактный размер.

Опубликовано 25.12.2013

Похожие статьи