Решения, изменившие мир. Как Джобс вернулся в Apple
Не стоит думать, будто явление Стива Джобса (Steve Jobs) в компьютерном мире напоминало рождение сверхновой звезды. Нет, восхождение обитателя приснопамятного гаража к вершинам гигансткой корпорации с многомиллиардными доходами не было усыпано розами.
Одно время он вообще чуть было не свернул с пути, а сама Apple чудом избежала не только банкротства, но и вполне реальной участи стать добычей более сильных игроков. Страшно представить, но свет могли не увидеть ни iPod, ни iPhone, ни прочие культовые гаджеты – в период упадка директорат всерьез подумывал о переходе на Windows NT и сделке с Биллом Гейтсом.
Не верите?
Дело в том, что после падения продаж успешного Macintosh’а напуганные цепочкой неудач руководители компании проголосовали за отстранение Джобса от руля. Подавшись на вольные хлеба, тот решил самостоятельно продолжить изыскания, создав фирму NeXT. А параллельно выкупил у Джорджа Лукаса (George Lucas) подразделение компьютерной анимации, известное своими нестандартными идеями (ныне мы знаем его как Pixar).
Но все это время его не оставляла мысль создать мощный, универсальный и в то же время простой пользовательский компьютер. Apple подала на бывшего сотрудника в суд, и Джобс в ярости распродал все свои акции. Дело, правда, было прекращено в 1986 году, и бунтарь спокойно продолжил исследования. Вскоре родился NeXTCube, на много лет опередивший время.
Работавший под управлением уникальной ОС NeXTStep, построенной в полном соответствии с концепцией объектно-ориентированного программирования, этот ПК предвосхитил современные технологии, широко используемые в нынешних планшетах и смартфонах Apple. Но в те времена это оказалось невостребованным, и бума продаж не произошло: покупателей отпугнули высокая цена и скромный набор ПО новинки. Аналогичная судьба постигла и следующий продукт, NeXTStation. Неудачника начали бросать инвесторы и сотрудники. Подстерегал и еще один удар: начавшая развиваться Pixar чем-то не угодила Disney, и та расторгла контракт. Тем не менее этот проект был единственным приносящим прибыль владельцу – исключительно за счет телерекламы. Неудачи преследовали Джобса. Он стал затворником и два года занимался только семьей, практически оставив бизнес. Злые голоса пророчили, что после такого удара ему уже не оправиться и он всю оставшуюся жизнь проведет за написанием ПО для сторонних компаний.
Но у судьбы свой расклад. Идея мультфильма «История игрушек» вернула Стиву признание Disney, и контракт с Pixar был возобновлен. Закипела работа над анимационной картиной, и бренд студии начал приносить дивиденды. Джобс осознал, что такое сотрудничество выведет его компанию к миллионным прибылям. Впрочем, он и на этот раз ошибся, причем по крупной: дебют «Истории игрушек» в 1995 году только на одних акциях Pixar принес владельцу не миллионы, а… полтора миллиарда долларов!!! Это более чем в пять раз перекрыло все прошлые доходы от Apple.
От анимации к революцииЕще в 1994 году Стив предложил Apple приобрести NeXT, но идея была отвергнута: компания переживала жестокий упадок, который только усугубился после выхода Windows 95. Руководство категорически не желало признавать поражение еще долгих два года, и только в 1996-м наконец-то пришло осознание всей глубины падения. Вот тут-то колесо истории и могло повернуться так, что от Apple остались бы рожки да ножки, но…
Выход решено было искать в новой операционной системе, и, к счастью, вспомнили про NeXTStep. Стиву Джобсу сделали официальное предложение, и он милостиво согласился продать компанию со всей продукцией и войти (по условиям сделки) в состав руководства Apple. В штатном реестре его должность именовалась «неофициальный советник исполнительного директора», но это не имело значения. Быстро сплотив единомышленников, ликвидировав несколько десятков проектов и сократив более 3 тыс. сотрудников, Джобс сделал упор на дизайн продукции.
Вскоре на витринах магазинов появляется ничем не примечательный технически, но ярко и нестандартно решенный внешне iMac G3. Его покупали даже те, кто ни разу вообще не сталкивался с ПК. Неудивительно, что уже в 1997-м Джобс сел в кресло СЕО, а еще через полгода «Яблоко» стала прибыльным. Официальным же возрождением Apple (и триумфом Джобса) можно считать релиз инновационного iMac в мае 1998-го.
В следующие два года компания вернула себе былые позиции на IT-олимпе, что позволило Джобсу реализовать-таки давнюю мечту – внедрить ОС NeXTStep в персональные ПК. Изменив интерфейс в стиле Mac, он достиг цели: NeXTStep, ныне известная как Мас ОS X, стала бестселлером. Что было потом, многие из читателей помнят хорошо. Джобс налег на разработку MP3-плеера, и в 2001 году мир сошел с ума от iPod: удобное управление, малые габариты, лаконичный дизайн, синхронизация с iTunes, продуманный до мелочей интерфейс. В 2006-м модель заняла 75% рынка МР3-плееров, а по объемам продаж сравнялась с ПК.
Спустя год неутомимый Джобс преподносит очередной хит – iPhone, первый в мире конвергентный мобильный гаджет, сочетающий в себе функции сотового телефона, компьютера, плеера и управляемый посредством сенсорного интерфейса. Позднее Стив доказал, что компьютер может быть персональным во всех смыслах: венцом его идей стал iPad – планшет, который, как мы теперь знаем, положил конец эре господства настольных ПК.
Выводы
История Стива Джобса в очередной раз показывает, насколько непредсказуем в своих проявлениях научно-технический прогресс: самая незначительная мелочь может повернуть его ход на 180 градусов! Очевидно и другое: ставка Джобса на техническую сторону вопроса была ошибкой, а вот ориентация на дизайн привела к триумфу. Впрочем, как и в далеком 1985 году, так и 10 лет спустя это было очевидно далеко не всем…
Опубликовано 14.12.2013