Как искусственный интеллект используется в медицине
Могут ли современные технологии улучшить качество здравоохранения и создать дополнительную сферу предоставления медуслуг? Безусловно! Так, телемедицина и искусственный интеллект уже помогают докторам не только лечить пациентов, но и выполнять нескончаемый поток бумажной работы. А скоро они возьмут на себя и диспансерный контроль, тем более что дома болеть комфортнее.
Все мы сталкиваемся с ботами на различных сайтах – они помогают выбрать товар или услугу, уточняя специальными вопросами потребности пользователя. А у крупных интернет-компаний есть аватары, способные полностью заменить удаленного продавца: разработанные на основе искусственного интеллекта, они имеют гораздо больше новых функций взаимодействия с клиентами. Казалось бы, какая связь с медициной?
Телемедицина тоже использует системы, построенные на базе искусственного интеллекта. За рубежом идет бурное развитие этой сферы. Перечислю три наиболее интересных проекта:
· Телемедицина в США существует уже несколько десятилетий, но лишь 11 лет назад была создана специализированная SaaS-платформа American Well, к которой можно подключиться и оказывать телемедецинские услуги под своим брендом.
· Один из стартапов, запущенных в Нью-Йорке, называется ‘Uber of doctors’. В этой системе пользователь общается с интеллектуальным приложением на базе искусственного интеллекта, которое помогает ему понять, стоит ли обращаться к врачу. Дело в том, что в США медицинское обслуживание очень дорого, в том числе услуги скорой помощи, и в экстренной ситуации Uber of doctors позволяет человеку принять верное решение.
· Другой стартап называется Sensely: после выписки из больницы пациенты регистрируются в этой системе, и та следит, чтобы они следовали предписанному режиму.
Важно, что все подобные программы не заменяют врача, а лишь помогают пациентам контролировать ситуацию и сохранять уверенность в своих действиях.
Но самым мощным толчком в развитии телемедицины стал искусственный интеллект (ИИ). Системы на его базе учатся очень быстро и их способности постоянно развиваются. Вот пять направлений, по которым ИИ дополняет телемедицину:
1. Уточнение диагноза.
2. Рекомендации по лечению.
3. Оптимизация процессов перемещения пациентов между больницами и отделениями (позволяет заблаговременно подготовить для них палату, лекарства и убедиться, что весь необходимый персонал в наличии).
4. Помощь пожилым людям.
5. Предотвращение перегрузок врачей.
Эти методы минимизируют вероятность медицинской ошибки, в том числе анализируя поставленные врачами диагнозы и выбранное лечение. А кроме того, избавляют пациентов и врачей от лишних переживаний, а порой попросту спасают жизнь людям.
Развитие ИТ подталкивает к развитию и другие сферы деятельности, в том числе здравоохранение. Так, по прогнозам BCC Research, мировой рынок телемедицины в 2021 году составит $55,1 млрд. А в отчете Дейва Гутмана, анализирующего медстатистику США, с начала 2017 года зафиксировано 1,25 млрд неэкстренных амбулаторных визитов, в частности более 400 млн (каждый третий) – с оказанием телемедицинской помощи. То есть телемедицина потенциально может обеспечить ежегодную экономию бюджета здравоохранения в США на $6 млрд.
Телемедицинские системы на базе искусственного интеллекта также продолжат активно развиваться. Возможно, скоро какие-то из них заработают в смартфонах или смарт-часах. Например, уже известно несколько случаев, когда пульсометр в смарт-часах помог сохранить жизнь владельцу. В ближайшем будущем умные часы расширят свой функционал и смогут, например, отсылать врачу данные о самочувствии пациента, следить чтобы он выполнял назначения, и т. д. Это существенно повысит качество жизни людей.
В России закон о телемедицине вступает в силу 1 января 2018 года, знаменуя новый этап в развитии страховой медицины, действующей уже много лет. Иными словами, медстатистика уже ведется в электронном виде: сотрудники лечебно-профилактических учреждений вносят данные о приеме пациентов, а затем передают их в фонды ОМС для оплаты услуг врачей.
Вместе с тем исполнение закона о телемедицине требует эффективных регламентов и инфраструктур для работы с конфиденциальными данными о здоровье граждан РФ. Так что сделать еще предстоит немало.