Айда с нами?

Логотип компании
Айда с нами?
Мы имеем дело со всеобщей пандемией информационного общества, а именно – когнитивными искажениями. Одно из них выражается в стадности.

Apple представила новые смартфоны. Что ж, триллионодолларовая корпорация продолжает снимать сливки с ею же созданного рынка, несмотря на полчища конкурентов, бросившихся ей вслед. Редко какой сиквел продолжает поддерживать популярность в своей 11-й реинкарнации. Разве что Samsung, но и та не без греха: передирание яблочных идей было признано официально, уплачены умопомрачительные штрафы, и только тогда все более-менее устаканилось («На свободу – с чистой совестью»).

Но справедливости ради нужно признать, что Samsung многое внесла в развитие этого рынка: именно благодаря ей появились устройства всех возможных диагоналей, равномерно заполняющие пространство между собственно смартфонами и планшетами. Пришлось даже придумать новое слово – «фаблет».

Стив Джобс, как известно, в вопросе оптимального размера экрана не смотрел дальше своего большого пальца: по его мнению, человек должен уметь дотянуться им до левого верхнего угла, держа смартфон в правой руке. Samsung сломала это, как оказалось, ошибочное убеждение, и народ теперь совершенно свободно общается с 6,5-дюймовыми устройствами и больше. Готов поспорить, что уже у наших внуков большой палец сравняется по размеру с указательным. Так что Samsung, считаю, занимает совершенно законное место на этом рынке, ибо имеет великолепные инженерные скилы и собственное производство основных компонентов: процессоров, памяти, динамической и энергонезависимой.

А что ж другие игроки? А у них дела совсем плохо. Дележка этого немалого и продолжающего расти пирога просто удручающая: если Apple и Samsung получают соответственно 62 и 17% общей прибыли рынка смартфонов (результаты второго квартала текущего года), то, выходит, все многочисленные остальные дерутся за оставшиеся 21%. Та же Huawei, поджимающая Samsung по количеству проданных устройств, довольствуется 8%. И далее по нисходящей…

Айда с нами?. Рис. 1

Подобное состояние стало, конечно, следствием многих факторов. Во-первых, мощнейшей конкуренции во всех сегментах рынка. Во-вторых, исчерпания возможностей экспансии на новые территории – мир с точки зрения экономики стал единым, открытым со всех сторон большим супермаркетом. Но не в последнюю очередь за счет стадности – когда, за неимением новых идей, бизнесы бросаются за лидерами в попытке стать from zero to hero.

Креативный подход был ценен всегда, но сейчас как никогда прежде, поскольку бизнесы, идущие традиционными дорожками, с такой скоростью попадают в клещи жесточайшей конкуренции, что время их жизни измеряется уже даже не годами. Взять тот же рынок смартфонов, откуда последовательно ушли Philips, Siemens, Alcatel, были проданы Nokia, Motorola, и даже недавний фаворит Xiaomi прошел по краю пропасти, скатившись на четвертую строчку в списке китайских гигантов этой индустрии.

Вообще рискну предположить, что мы имеем дело со всеобщей пандемией информационного общества, а именно – когнитивными искажениями. Одно из них и выражается в этой самой стадности. In Rome do like Romans do – и то же самое в Лос-Анджелесе, Сан-Франциско, Нью-Йорке. В бизнесе – верный путь в никуда. Вот интересно: все эти кейсы, которым учат в бизнес-школах, – это теперь примеры для подражания или, наоборот, как говорят математики, контрпримеры?

Еще один вариант стадности дают, как это ни странно, точные науки. Исследования (их правильно назвать скорее метаисследованиями) научных публикаций последних 20-25 лет выявили, во-первых, большое количество невоспроизводимых результатов. А во-вторых, что еще более страшно, привычку авторов публиковать в основном те результаты, которые идут в русле уже опубликованных работ. Вопиющий случай подобного в физике (в физике, Карл!!!) с определением времени свободной жизни нейтрона приводит в книге “Lost in Math: How Beauty Leads Physics Astray” Сабина Хоссенфельдер (Sabine Hossenfelder).

Значение этой величины уточнялось в последние 60 лет и пришло к некой достаточно точно определяемой цифре. Но! Первые эксперименты на протяжении долгих лет почти в точности повторяли результаты друг друга, причем нынешнее уточненное значение не входило ни в один доверительный интервал, даже одной сигмы!!!

Пожалуй, лучший рецепт против подобного попался мне в ленте публикаций Аркадия Морейниса (бизнес-ангел, ведет канал «Тёмная сторона. Бизнес, cтартапы, инвестиции»): «И тут пришел предприниматель…» на примере забега на 100 метров:

1. Как это происходит в школе

• Все, кто пробежал стометровку быстрее, чем N секунд, получили зачет.

2. Как это происходит в спорте

• Кто быстрее всех пробежал стометровку, получил приз.

3. Как поступают предприниматели

• Прийти и стартовать раньше остальных, прийти первым, получить приз.

• Проехать дистанцию на мотоцикле, обогнать бегунов, получить приз.

• Ночью залить свою дорожку льдом, проехать дистанцию на коньках, обогнать бегунов, получить приз.

• Перед выходом на старт объявить среди зрителей номинацию на самый необычный способ преодоления дистанции, проползти ее на пузе, прийти последним, получить приз зрительских симпатий.

• Вечером за ужином договориться с «Эпплом», написать на попе «Эппл», выйти на старт, раздеться догола, прогуляться пешочком до финиша, получить айфон от «Эппла».

• Выйти на старт, объявить, что сегодня соревнования не по бегу, а по борьбе без правил, надавать всем по морде, получить приз.

• Вообще не выйти на старт, а пойти продавать во время забега зрителям футболки с эмблемой своего клуба.

• Выйти на старт, объявить, что теперь в забеге могут участвовать все желающие, и брать с каждого деньги за участие.

Да и много чего другого можно придумать – это и есть предпринимательский подход.

Айда с нами?. Рис. 2

Или еще одна эпидемия. «Коучинг – это когда человек, живущий в своем доме в южной Калифорнии, предлагает человеку из хрущевки в Минусинске выйти из зоны комфорта». Тут приезжал недавно Тони Роббинс (Tony Robbins). Коуч, наставник, вдохновитель, бизнес-тренер, бла-бла-бла. Вы не могли о нем не слышать – рекламой его выступления уши проели буквально всем. В «Олимпийском» было не протолкнуться. И даже по окончании мероприятия всех накрыло второй волной – Сеть завалили восторженные отзывы.

Айда с нами на него в следующий раз?..

Опубликовано 24.09.2018