Вам шашечки, или ехать?

Логотип компании
Вам шашечки, или ехать?
Сегодня – первая колонка об израильских ИТ. Она во многом познавательна, посвящена общим впечатлениям. Все, что будет сказано ниже, можно считать своеобразным дисклеймером.

Четыре месяца назад я стал израильтянином. У моей репатриации (не эмиграции, прошу заметить, а именно репатриации, то есть возвращения домой) – масса причин. И одна из них возможность испытать удачу на израильском ИТ-рынке. Впечатлений на несколько месяцев накопилось много, воспоминания о России еще свежи, к тому же доисторическая родина напоминает о себе через друзей и родных постоянно.

Сегодня – первая колонка об израильских ИТ. Она во многом познавательна, посвящена общим впечатлениям. Все, что будет сказано ниже, можно считать своеобразным дисклеймером. О всех этих явлениях израильской ИТ-действительности я буду рассказывать в следующих заметках.

Вам шашечки, или ехать?. Рис. 1

Израиль – крохотная страна, население которой – менее 9 миллионов человек. Поэтому главной особенностью бизнеса в стране является крохотный внутренний рынок. Если говорить об отрасли высоких технологий, то любая местная ИТ-компания, если, конечно, она не работает на оборону, просто вынуждена ориентироваться на глобальный рынок. При этом сам израильский рынок не слишком интересует мировых вендоров. Многие из них не имеют в стране своих официальных представительств, часто о существовании хорошо известных в России торговых марок израильтяне не имеют представления. Ничего, вполне успешно обходятся и без них.

Вам шашечки, или ехать?. Рис. 2

К примеру, на рынке израильском рынке смартфонов безраздельно господствует Samsung, хорошо заметно присутствие Apple, Huawei и Xiaomi. Но, если в России, на полках можно обнаружить аппараты многих других производителей, то в Израиле они просто отсутствуют. То же самое можно сказать и о таких нишах, как ноутбуки (ASUS знают все, а про Acer почти никто не слышал), принтеры, мониторы и т.п.

Вам шашечки, или ехать?. Рис. 3

Вторая и очень важная особенность Израиля – господство мелких и средних компаний. Местные «гиганты» хорошо известны всем и пересчитать их можно буквально по пальцам. Конечно, есть индустрии, в которых разгуляться SMB-сектору невозможно. Банки, транспорт, связь и прочие инфраструктурные отрасли отданы на откуп крупным компаниям, но это – абсолютно предсказуемо. Зато во всех остальных мелкие компании правят бал. Кстати, при стабильности местной валюты (а шекель сегодня действительно одна из самых крепких в мире валют) и готовности местных банков кредитовать даже микробизнес, при возможности в буквальном смысле слова торговаться с налоговыми органами, условия существования местного бизнеса весьма сносны. По сравнению с Россией – особенно. Хотя, специальных льгот, целевых программ, равно как и «реестров отечественного ПО», в Израиле нет. Будем надеяться, что и не будет.

Вам шашечки, или ехать?. Рис. 4

Израиль – страна мобильного интернета. И это – еще одна важнейшая черта моей исторической родины. Во-первых, покрытие сетей местных операторов присутствует практически повсеместно (я, достаточно активно путешествуя по северу страны, сталкивался с проблемами только в гористой местности, да и то в отдельных местах). Во-вторых, качество связи – отличное, тарифы на мобильный интернет поражают своей щедростью, включенный в месячный пакет трафик часто достигает сотен гигабайт, и израильтяне часто голосовой связи предпочитают WhatsApp, который здесь стал универсальным средством коммуникаций. А вот домашние компьютеры здесь встречаются не слишком часто, они имеются только в 40% домохозяйств. Персональный ноутбук у каждого члена семьи тут редкость, народ вполне успешно обходится смартфонами. Они, напротив, есть у каждого, такое впечатление, что даже у детей дошкольного возраста.

Вам шашечки, или ехать?. Рис. 5

США часто называют плавильным котлом для представителей отдельных наций и рас. К Израилю такое высказывание можно отнести в той же мере. Сабры (коренные израильтяне), ашкенази из Восточной Европы и бывшего СССР, марроканцы, йемениты, эфиопы, филиппинцы… Разность культур, менталитетов и диалектов весьма чувствительна. (К слову, совсем недавно в нашем хайфском предместье начались эфиопские волнения, которые охватили всю страну, и о них даже писали в российской прессе, перепутав, правда, название города и имя возмутителя спокойствия).

Прибавите к этому отнюдь не самый простой язык, и вы поймете, что в Израиле сосуществуют сразу несколько неоднородных социумов. Поэтому первое, что приходится выучить олиму (репатрианту) из России – фраза «Слиха, русит о инглит, бэвэкаша». О ее значении догадайтесь сами.

(Кстати, о языке. Иврит сложен не только для изучения. Вы пробовали сверстать интернет-страницу на иврите, где приято правостороннее письмо, причем числа и англоязычные термины пишутся традиционно, слева-направо? Попробуйте!)

Вам шашечки, или ехать?. Рис. 6

Впрочем, вернемся поближе к ИТ. Благо Израиль многие считают эдакой ближневосточной кремниевой долиной. Это, конечно, не так. Но, в 9-миллионной стране работают 8 университетов, а число студентов вот-вот перевали за 300 тысяч. Чтобы подчеркнуть эту цифру, приведу еще одни факт. В отличие от России Израиль не является страной всеобщего среднего образования, тем более высшего. Многие выпускники школ просто не сдают багрут, выпускные экзамены, понимая, что будут искать себя там, где университетский диплом бесполезен. Более того, между школой и университетом у каждого молодого израильтянина (включая девушек) – армия, к службе в которой относятся как обязанности, действительно почетной. Кстати, местная военная форма девушкам идет особенно, не даром разрабатывается она «джинсовой» компанией Wrangler.

В Хайфе, где я живу, расположено сразу два знаменитых вуза. Знаменитый Хайфский университет и, даже еще более известный Технион, который обеспечивает кадрами местную индустрию высоких технологий. Рабочие места будущих выпускников находятся совсем недалеко – рядом со станцией Хоф а-Кармель и знаменитым одноименным пляжем. Здесь в бизнес-центре МАТАН расположены центры разработки всех ведущих мировых компаний. Нет, не отдельно взятых, а практически всех, включая Google, Microsoft, IBM, Quallcom и многих других.

Впрочем, это только один слой израильской ИТ-индустрии. О другом известно не так много, он работает на оборону. Насколько успешно – можно судить по сообщениям новостных агентств из Сирии и других стран Ближнего Востока. Есть и третий «слой». Это – те самые знаменитые израильские стартапы, которые так любят инвесторы из Долины и мировые гиганты.

Кстати, немножко о стартапах. Если посмотреть на их основателей в России, то нетрудно заметить, что большинство из них – совсем молодые люди. Для Израиля стартапер в возрасте за 50 – норма, которая никого не удивляет. Более того, к человеку, который еще не достиг 40, относятся снисходительно – слишком молод. Что, впрочем, не исключает уважения даже студенту, если он чего-то стоит. К примеру – способен разработать и построить аппарат, который едва не оказался на поверхности Луны. И помешал этому только ограниченный бюджет стартапа, который разрабатывал «Берешит». Стартапа! Роскосмос, привет!

Собственно, этот последний удивительный факт подводит к тому выводу, который я сделал для себя, когда пытался сформулировать главное свойство Израиля. Если в России над вопросом «вам шашечки, или ехать?» частенько задумываются, то в Израиле без размышлений выбирают «Ехать». Желательно – подешевле.

Читайте также
Как компаниям эффективно интегрироваться в новые реалии? Как выбрать наиболее удачный отечественный продукт взамен привычных инструментов для управления ИТ-услугами и внутренними процессами?

Опубликовано 04.09.2019