Беспилотникам не нужны новые дороги. Почему?

Логотип компании
Беспилотникам не нужны новые дороги. Почему?
Уровень развития технологий достиг уровня, при котором процент попадания в аварии у авто, управляемых киберводителями, ниже, чем у тех, за рулем которых человек-шофер.

Развитие технологии машинного зрения достигло такого уровня, при котором процент попадания в аварии у авто, управляемых роботами, ниже, чем у тех, за рулем которых человек-шофер. Что подтверждается многочисленными полевыми исследованиями. Причем такие машины не требуют специальных дорог! Если же киберавто попадает в район, где «вместо дорог – направления» – нечитаемая разметка, дорожное полотно неотличимо от обочины и любая лужа грозит оказаться ловушкой для колеса, – тут уж автопилот сам отказывается ехать и передает штурвал человеку.

Замечу, автомобили, управляемые автопилотами, являются частью общей транспортной системы города и региона, которая должна иметь высочайший уровень оперативного управления и неустанно развиваться. «Цифровая трансформация» применима как к бизнесу, так и к территориям. Для развития дорожной сети, а также «умных городов» в целом сегодня требуются анализ BigData, цифровые модели, «цифровые двойники» и прочие новейшие технологии, которыми инженеры Dell Technologies, как крупной ИТ-компании с богатым опытом в развитии транспортной инфраструктуры, владеют в полной мере.

Идеальные дороги для беспилотного транспорта

Принцип «умных дорог» прост: дорога превращается в киберфизическую систему – на ней и вокруг нее установлены IoT-элементы (камеры, датчики и т. д.), которые фиксируют условия, актуальные для планирования поездки (температура покрытия, видимость, вероятность дождя и т. д.), данные о срабатывании светофоров, наличии автомобилей с мигалками и пр. и передают их автомобилям, точнее их киберсистемам. По понятным причинам это позволяет лучше выполнять «тактическое планирование» для минимизации разгонов-торможений и перестраиваний, оптимизации скоростного режима и т. д. Подобные решения показали свою эффективность на железных дорогах и будут развернуты и на автомобильных, но, конечно же, далеко не на всех, а лишь там, где могут быть экономически оправданны: в мегаполисах, вдоль трасс с трафиком высокой интенсивности и т. д.

Концепция технологий «цифрового тумана», позволяющих «умным решениям» в разных устройствах напрямую разговаривать друг с другом, – одно из перспективных направлений современных ИТ. В широком смысле это составляющая концепции edge-вычислений, над внедрением и развитием которой активно работают инженеры Dell Technologies. Но, заметим, smart-дороги, равно как edge-вычисления, актуальны не сами по себе, а работая в решениях цифровой трансформации городов, районов и целых регионов.

Беспилотникам не нужны новые дороги. Почему?. Рис. 1

Дороги России

В настоящее время в России нет дорог для движения беспилотного транспорта. Более того, законодательно не определен статус самих беспилотных устройств, им запрещено передвигаться по российским дорогам. Хотя дорог, технически пригодных для эксплуатации кибер-авто, в РФ сотни тысяч километров.

Подчеркну, что основная проблема не в дорогах (подойдет любое покрытие приемлемого качества с читаемой разметкой и небитыми дорожными знаками) и не в автопилотах (по мастерству вождения они уже несколько сезонов назад заметно превзошли живых коллег). Проблема, повторяю, в законодательном регулировании.

Так что же нам мешает двигаться в сторону беспилотного движения?

Технологии компьютерного зрения уже уверенно работают в реальных условиях, в том числе при резкой смене освещенности, в снегопад, дождь и т. д. Над их развитием работают сотни специалистов, используя новейшие разработки, в частности в сфере машинного обучения. Последние, кстати, тоже не стоят на месте: математики и инженеры придумывают для них очень мощные инструменты, решающие в том числе задачи автоматического управления как автомобилями, так и потоками данных.

Никаких стерильных условий для автопилотов даже на современном уровне создавать не надо – ни закрывать трассы от атмосферных осадков, ни даже выравнивать освещение. Но развивать дорожную сеть страны надо, причем старым добрым способом – чтобы покрытие было без ям, а разметка – читабельной, чтобы дороги чистили качественно и в срок.

Кроме того, для массового внедрения беспилотных автомобилей надо решить спектр юридических вопросов. Точнее, найти ответ на главный из них: если автопилот допустил аварию, в результате которой нанесен ущерб или в худшем случае есть жертвы, – кто за это несет ответственность? Хозяин авто? Производитель автомобиля? Разработчик автопилота? Сервисная компания, ненадлежащим образом проконтролировавшая состояние авто? Или, наконец, те самые дорожные службы, доведшие дорогу до состояния, в котором автопилот допустил фатальную ошибку? Например, если авто двигалось с разрешенной скоростью и соблюдало правила, но вылетело на встречную полосу, попав колесом в глубокую выбоину, заполненную водой? Причем, повторяю, в данном случае никто не требует фантастических кибердорог, а лишь поддерживать в должном состоянии имеющиеся.

Над решением этого и других вопросов работают как государственные структуры, так и бизнес. Dell Technologies, Google, Microsoft, Intel и многие другие компании развивают экспертизу, которая позволяет решать сложные задачи, связанные с применением новых технологий.

Читайте также
Дистрибьюция как отдельный вид бизнеса имеет тенденцию к вымиранию. Но пока она востребована для некоторых вендоров и партнеров, бизнес будет существовать. Важно, чтобы дистрибьюторы придумывали нечто новое и ценное для вендоров и партнеров. Современный дистрибьютор становится похожим на швейцарский перочинный нож, где есть инструменты для решения задач партнеров и конечных заказчиков, для увеличения воронки продаж и повышения уровня успешности проектов. В этом разбирался IT-World.

Опубликовано 05.09.2019

Похожие статьи