Как будем покупать?

Логотип компании
Как будем покупать?
В каких направлениях развивается цифровизация ритейла? Первое – как раз онлайн-продажи. Тут все понятно, это считается уже вообще классикой. Что характерно, средний чек покупок в онлайн-магазинах неуклонно увеличивается. Люди все больше доверяют цифровым каналам.

После решения базовых ИТ-задач основной фокус ритейлеров сосредоточен на онлайн-торговле, объем которой за 2018 год достиг в России цифры в 1,66 трлн рублей.

В каких направлениях развивается цифровизация ритейла? Первое – как раз онлайн-продажи. Тут все понятно, это считается уже вообще классикой. Что характерно, средний чек покупок в онлайн-магазинах неуклонно увеличивается. Люди все больше доверяют цифровым каналам.

Второй момент: компании, которые изначально занимались сугубо оффлайн-торговлей и имели только физические магазины, уходят в онлайн. А предприниматели, которые работали только в онлайне, расширяются в оффлайн. То есть происходит взаимопроникновение.

Очень интересный тренд – «умные» магазины. Покупатель в физическом магазине идет по залу, кладет товары в тележку или корзину, и автоматически начинается расчет стоимости. В конце визита уже не нужно стоять в очереди на кассу, собственно, и касс не будет – магазин сам учитывает выбранные товары и списывает деньги с мобильного приложения клиента.

Пока, конечно, эта история больше завязана на имидже, чем на реальном массовом потреблении. В то же время покупателей, готовых потреблять такие технологии, становится все больше.

Как будем покупать?. Рис. 1

Ну и если начать глобально рассуждать, то я не верю, что классические оффлайн-магазины уйдут вообще в прошлое. Но они с каждым годом будут все больше впитывать в себя цифровые технологии.

Индивидуальный подход

Еще одна важная характеристика рынка – это понимание важности доступа к персональным данным, их обработки и последующего использования. Сейчас все ритейл-заказчики Лиги Цифровой Экономики к этому стремятся, перенимая опыт банков, телеком- и интернет-компаний. Речь идет об истории покупок, портрете покупателя и его интересах. Таким образом, ритейлеры получают еще один рабочий инструмент, когда на основе персональных данных можно предлагать клиентам дополнительные услуги, сервисы.

Ритейлеры создают вокруг своих клиентов такую оболочку, экосистему, которая мотивирует совершать больше покупок. Дополнительные товары и сервисы могут быть вообще не связаны напрямую с тематикой того или иного магазина. Этот подход особенно актуален, когда речь идет не про товары повседневного спроса, а про товары, к которым мы обращаемся раз в полгода или раз в год. В промежутки времени между покупками как раз и предлагаются сопутствующие товары и услуги.

Основные акценты

Есть ряд областей деятельности, которые автоматизируют ритейлеры. Прежде всего, это supply chain – управление цепочкой поставок. Все, что связано с закупками, складами, логистикой. С другой стороны, у многих игроков, особенно крупных, этот вопрос уже более-менее решен, в том числе с помощью ERP-систем.

Следующий шаг – каналы продаж. Если речь идет о физических точках, то это интеграция с кассой, системой управления заказами и остатками. Если говорим об интернет-магазине, то это цифровые каналы: мобильные приложения, подключение к маркетплейсам и т. д. Ну и как я уже сказал, зачастую оффлайн и онлайн пересекаются. Например, многие оффлайн-магазины хотят реализовать мобильные приложения для своих сотрудников.

Главная трудность, с которой сейчас все сталкиваются, кстати, не только ритейл, это обеспечение омниканальности. С чем это связано? Скажем, есть заказчик, у него есть определенные каналы продаж. Все они появлялись в разном хронологическом порядке, развивались по-разному, со своей историей и накопленным legacy. Чтобы их связать, интегрировать, надо строить новые цифровые платформы и менять бизнес-процессы. В своих проектах команды Лиги Цифровой Экономики активно работают в этом направлении.

Как будем покупать?. Рис. 2

Разные есть «узкие» места. То же подключение к маркетплейсам. Это достаточно сложный процесс. И кстати, одна из особенностей заключается в том, что на российском рынке появляются такие игроки, которые могут выполнять функции хаба – технологического посредника между ритейлерами и маркетплейсами для оптимизации процесса.

Стоимость проектов зависит от заказчика

В части стоимости ключевое значение имеет то, насколько у заказчика разветвленные и сложные бизнес-процессы. Если компания небольшая, то можно поставить коробочное решение. Благодаря использованию облачных технологий, системы внедряются сегодня очень быстро. Стоимость таких проектов невелика.

Но если заказчик – крупный сетевой ритейлер, где много сложных процессов, требуется оптимизация, то тут уже необходимы другие подходы, гораздо больше временных и финансовых затрат. Зависимость очевидна: чем больше процессов, тем больше автоматизаций, если есть автоматизации, значит, существуют системы – то есть большое количество интеграций, которые нужно сделать. Отсюда следует серьезная работа по кастомизации.

ИТ-компании используют разные технологии на проектах для ритейла. Если говорить про бэкенд, то это ERP, системы по обеспечению цепочек поставок, складские системы (WMS), CRM. Если говорить про фронтовые системы, то в первую очередь это цифровые каналы, с которыми взаимодействует клиент: мобильные приложения, там большой их спектр, интернет-магазин, соцсети и т. д.

В системах первой группы важна, скажем так, фундаментальность, надежность. Они предоставляются ведущими российскими и иностранными вендорами. Что касается второй группы, то здесь, конечно, существует паритет между промышленными решениями и open source, последнее особенно актуально для мобильных приложений.

Опубликовано 30.12.2019