Смартфоны нашего времени: от гонки мегапикселей к конкуренции экосистем

Логотип компании
Смартфоны нашего времени: от гонки мегапикселей к конкуренции экосистем
Парадоксально, но мы вплотную подошли к ситуации, когда выбор смартфона все меньше зависит от свойств самого устройства.

Парадоксально, но мы вплотную подошли к ситуации, когда выбор смартфона все меньше зависит от свойств самого устройства. Смарт-часы, с которыми вы совершаете вечерние пробежки, бренд вашего ноутбука, количество купленных приложений в том или ином маркете, модель беспроводных наушников – все это в совокупности и определит, чей логотип будет на вашем новом смартфоне.

Характеристики больше «не продают»

Еще недавно главным критерием выбора нового смартфона были количественные параметры. Бренды первого эшелона, владеющие собственными центрами разработки и приоритетным доступом к новейшим чипсетам от Qualcomm, уверенно доминировали в гонке гигагерц и мегапикселей.

Со временем стало очевидным, что дальнейшее наращивание параметров уже не дает кардинально нового пользовательского опыта. Зачем покупать смартфон с условным приростом производительности на 30%, если текущая модель вполне устраивает и поддерживает все современные игры? Зачем тратиться на флагман с четырьмя камерами, если и трехкамерный покрывает ваши потребности по части фотосъемки? В то же время сократился технологический разрыв между топ-брендами и еще вчерашними аутсайдерами. Сегодня Xiaomi, Oppo или Vivo вполне способны предложить смартфон на новейшем чипсете от Qualcomm и с самым передовым фотосенсором от Sony раньше лидеров рынка.

В результате объективные величины, которые можно посчитать или измерить независимыми бенчмарками, все чаще проигрывают простым человеческим эмоциям и субъективному «удобно». Пользователя интересуют не столько характеристики, сколько реальный опыт эксплуатации: преемственность интерфейса, привычный набор сервисов и приложений, а также удобное взаимодействие смартфона с другими устройствами.

В комфортном плену экосистемы

По сути, вендоры пришли к тому пути, который изначально выбрала для себя Apple. Купертиновцы всегда неохотно говорили о «железе», а в количественных параметрах нередко были в роли догоняющих. Однако это не помешало им стать трендсеттером на рынке смартфонов и продавать устройства с самой высокой маржой. Дело в том, что Apple первой начала рассматривать смартфон как часть экосистемы: собственные процессоры и оптимизированная под них оболочка, свой магазин приложений, уникальные аксессуары и ставка на максимально удобное взаимодействие в связке «компьютер-планшет-смартфон-часы-наушники».

Нечто подобное с недавнего времени повторяет Huawei, начав (пускай под давлением санкций) развивать собственный магазин AppGallery в противовес Google Play Market. А интерфейс смартфонов Huawei и Honor уже лишь отдаленно напоминает классический Android – китайцы переосмыслили многие вещи и фактически создают свою мобильную платформу.

Созданием собственной экосистемы устройств не первый год занимается и другой китайский гигант – Xiaomi, Сегодня в его порфолио огромный ассортимент – от ноутбуков до часов и фитнес-браслетов, «умных» лампочек и зубных щеток. Ну а управлять всем этим парком предлагается с помощью смартфона через соответствующие приложения.

Смартфоны нашего времени: от гонки мегапикселей к конкуренции экосистем. Рис. 1

Не отстает и Samsung. На недавнем Galaxy Unpacked 2020 ее новинки были представлены как «новые устройства экосистемы» – таким образом, акцент был смещен от Galaxy Note 20 в сторону сопутствующих продуктов и их взаимодействия друг с другом. В таком подходе кроется огромный потенциал: если у вас есть часы от Samsung, фирменный стилус S Pen, приложения из фирменного маркета и беспроводные наушники, функциональность которых в полной мере раскрывается лишь в связке с фирменными же телефонами, то смартфон какой марки вы, вероятнее всего, купите? По-моему, ответ очевиден. Даже если этот аппарат не будет нести в себе технологических преимуществ, привязка к экосистеме бренда определит выбор.

Смартфоны станут дороже, но менять их будут реже

В силу объективных причин начало 2020 года было провальным для большинства производителей смартфонов – продажи упали. Впрочем, это едва или изменит устойчивую тенденцию последних лет к росту средней стоимости устройства. Особенно это касается флагманских моделей, цена которых уверенно перешагнула отметку в $1000 и покоряет новые высоты. Но есть и хорошая новость – покупать новые смартфоны пользователи станут реже. Жизненный цикл устройства растет, а сворачивание гонки количественных параметров сделало ежегодную замену смартфона на новую модель совершенно неоправданной с точки зрения здравого смысла: в большинстве случаев вы получите лишь минимальный прирост производительности, который при повседневном применении практически не ощущается.

Смартфоны нашего времени: от гонки мегапикселей к конкуренции экосистем. Рис. 2

Компенсировать падение прибыли производители будут за счет своих экосистем – продажи дополнительных устройств и сервисов, а также доходов от магазинов приложений. О том, насколько серьезно компании относятся к этой статье доходов, говорит недавний конфликт между Apple и разработчиком популярных игр – студией Epic Games: яблочники предпочли лишиться мегапопулярной Fortnite в своем магазине приложений, чем пойти на финансовые уступки.

Как бы там ни было, удорожание смартфонов несет и позитивные моменты. Среди них рост качества устройств. Если еще несколько лет назад только пользователи iPhone могли похвастать регулярными обновлениями ПО даже спустя три-четыре года после выхода устройства, то сегодня это нормальная ситуация и для флагманских моделей на Android. Google стимулирует производителей активнее обновлять ПО и патчи безопасности для уже выпущенных устройств. В результате смартфоны, которые вы можете купить сегодня, скорее всего, останутся вполне актуальными даже несколько лет спустя.

Рост доходов от экосистем тоже побуждает производителей создавать более долговечные продукты и обеспечивать их поддержку. Компании выгоднее, чтобы вы дольше пользовались продуктом, покупали приложения и аксессуары, чем стимулировать максимально быструю замену, как это было раньше.

Фишки ΄2020

И все-таки было бы несправедливым утверждать, что новые смартфоны не несут существенных преимуществ на пользовательском уровне. Флагманские модели, как и раньше, получают «продающие» фишки – в ближайшие годы одной из них станет поддержка сетей 5G. По мере развития соответствующей инфраструктуры спрос на 5G-смартфоны будет расти – это уже наблюдается на развивающихся рынках Азиатско-Тихоокеанского региона, особенно в Китае. На очереди Россия и Европа. Тем не менее здесь мяч на поле операторов, только от них зависит, как скоро пользователи смогут в полной мере ощутить преимущества скоростей пятого поколения.

Еще один, не для всех очевидный тренд – рост частоты обновления экранов. Еще недавно этот параметр производителями не указывался вовсе и все мы с удовольствием пользовались экранами с частотой 60 Гц. Затем ряд топовых смартфонов получил дисплеи на 90 Гц, а сегодня вовсю идет переход на экраны 120 Гц. Более высокая частота обновления позволяет раскрыть потенциал новых процессоров прежде всего в игровых задачах. И это логично, если учесть, что большой экран уже сам по себе делает смартфон идеальным игровым устройством, потенциал которого до конца еще не оценен.

Смартфоны нашего времени: от гонки мегапикселей к конкуренции экосистем. Рис. 3

Как ни странно, еще один аргумент в пользу нового смартфона в 2020-21 гг. – автономность. Нет, производители так и не нашли замену традиционным Li-Ion/Li-Pol-аккумуляторам, а смартфоны не стали работать кардинально дольше без подзарядки, но зато они теперь намного быстрее заряжаются: до приемлемого уровня всего за 30 минут, а не за 2 часа, как раньше. В результате практически все топовые и многие смартфоны среднего ценового сегмента выпускаются с функцией быстрой зарядки. И это не предел – бренд Vivo недавно продемонстрировал концепт технологии, которая полностью заряжает аккумулятор примерно за 10 минут. А OnePlus и OPPO предложили свой вариант – беспроводную зарядку смартфона меньше чем за час. В общем, в этом направлении еще немалый потенциал для развития.

Читайте также
Операторы «большой четверки» активно сокращают розничные сети и переводят продажи в онлайн. Пандемия и самоизоляция, инфляция, новые законы, ограничивающие число SIM-карт и вводящие обязательное подтверждение личности при их покупке – все это снижает поток покупателей и рентабельность офлайн салонов. IT-World разбирается в происходящем.

В сухом остатке

Судя по всему, в ближайшие годы новые смартфоны едва ли поразят наше воображение количеством камер и размером экрана, но рынок от этого не станет менее интересным, нужно только посмотреть на него немного шире. Смартфон обрастает огромным количеством дополнительных аксессуаров, связанных устройств и сервисов, проникая, таким образом, в самые неожиданные сферы нашей жизни. Многие помнят времена, когда о новом смартфоне говорили: «Умеет всё, разве что кофе не варит». Так вот, в связке с другими современными гаджетами в рамках экосистемы «Умного дома» теперь они уже и кофе варят.


Опубликовано 02.09.2020

Похожие статьи