Проблема, которая может уничтожить рынок виртуальной реальности в зародыше
Эксперты нащупали проблему внедрения средств виртуальной реальности, которая может в принципе поставить крест на рынке продуктов такого типа. Дело в том, что наши человеческие отношения с движением и пространством не так просты. На это уже давно обратили внимание: еще в 2012 году в библиотеке IEEE Explore появилась статья «Self-motion illusions (vection) in VR — Are they good for anything?», в которой описывался ряд экспериментов по взаимодействию человек-пространство. И вот сейчас тема углубилась и расширилась: ученые полагают, что широкого распространения средств ВР, ожидаемого рынком, может и не случиться.
Дело в том, что когда мы движемся, мы чувствуем движение. Когда человек видит глазами одно (в шлеме виртуальной реальности), а чувствует совсем другое, это дезориентирует его и вызывает нездоровые ощущения. «Это конфликт между ощущениями полета или движениями в шутере от первого лица, и тем, что в реальности я сижу неподвижно. Мои внутренние ощущения входят в конфликт с тем, что я вижу. Я не знаю, как решать эту серьезную проблему», - описывает суть происходящего д-р Рональд Азума (Dr Ronald Azuma), руководитель направления дополненной реальности в компании Intel.
Ученые провели эксперимент, который может объяснить, как серьезно обстоит дело. Группу испытуемых в шлемах виртуальной реальности поставили на металлическую пластину, которая была в какой-то момент резко поднята вверх, после чего их попытались вынудить сделать шаг вперед. Никто из тех, кто находился в шлемах, ничего не увидел, но часть пользователей получили в результате серьезную паническую атаку.
Таким образом, в перспективе производители средств ВР могут столкнуться с рядом исков от тех, кто получил в шлеме психологическую травму, кто физически травмировался, будучи дезориентированным, а также от людей, у которых использование средств ВР спровоцировало развитие психических заболеваний.