Современные вызовы BPM. Специфика разработки бизнес-приложений в рамках S-BPM

Логотип компании
Современные вызовы BPM. Специфика разработки бизнес-приложений в рамках S-BPM
Продолжаем цикл статей, посвященных субъектно-ориентированному подходу к управлению бизнес-процессами организации (Subject-orientedBPM) и созданию бизнес-приложений (IT News № 9/2012, 12/2012). Рассмотрев предпосылки, историю возникновения нового подхода и основы методологии описания процессов в терминах S-BPM, остановимся подробней на специфике разработки бизнес-приложений в рамках S-BPM.

Управление изменениями автоматизированных бизнес-процессов по-прежнему остается головной болью для многих организаций. Небольшие компании, как правило, сильно ограниченные в ресурсах, зачастую оказываются в большой зависимости от своих IT-специалистов, поскольку при внедрении бизнес-процессы и настраиваемые приложения документируются неполно и некачественно. В крупных же организациях другая крайность: система управления, сами процессы и системы настолько сложны, что реализация изменений может занимать месяцы. В обоих случаях бизнес-заказчик зачастую оказывается неудовлетворенным либо сроками, либо стоимостью реализации изменений. Поэтому повышение эффективности управления изменениями автоматизированных процессов остается одной из ключевых целей разработки методологии и инструментария S-BPM.

На рис.1 представлен типовой цикл внедрения системы класса BPMS (Business Process Management Suite).

Современные вызовы BPM. Специфика разработки бизнес-приложений в рамках S-BPM. Рис. 1

Рис. 1. Типовой цикл внедрения

Обратим внимание на две важные проблемы, с которыми сталкивается любое внедрение:

1) Присутствуют два «вида» описания процесса: первый – понятный бизнес-подразделениям, в рамках которого они формулируют свои требования, и второй – IT-ориентированный, «понятный» IT-приложению и IT-специалистам. Это дублирование, с одной стороны, порождает изображенную на рисунке символическую стену между бизнесом и ИТ, а с другой – приводит к увеличению времени и ресурсов на разработку процессов. Применение нотации BPMN, казалось бы, решает эту проблему, так как используется единая модель, с которой работают и бизнес, и ИТ, но на практике после доработки моделей процессов и приведения их к IT-ориентированному виду они зачастую становятся слишком сложными и уже непонятными бизнес-экспертам.

2) Чем на более позднем этапе внедрения будут выявлены те или иные ошибки, тем дороже и дольше будет их исправление. Эта проблема тоже хорошо известна и понятна, на практике используются разные методы ее решения, например, раннее прототипирование приложений, но все эти методы требуют участия IT-специалистов.

Цикл внедрения на базе методологии и инструментария S-BPM (продукт Metasonic Suite) в целом напоминает типовой подход, но имеет важные отличия, направленные на решение обозначенных выше проблем и устранение стены между бизнесом и ИТ (рис. 2).

Современные вызовы BPM. Специфика разработки бизнес-приложений в рамках S-BPM. Рис. 2

Рис.2. Цикл внедрения на базе S-BPM

Важное отличие методологии S-BPM – возможность работы над моделями поведения субъектов параллельно и независимо. При разработке процесса «как есть» после выверки диаграммы коммуникаций эксперты могут работать в параллельных группах, выстраивая и оптимизируя модели поведения субъектов. За счет этого существенно повышается скорость разработки моделей процессов.

Друое существенное отличие применения S-BPM -- гораздо больший акцент на вовлечение бизнес-экспертов в оптимизацию процессов. Достигается это за счет возможности немедленно «проиграть» разработанную модель процесса, так как для этого не требуется ни привлечения IT-специалистов, ни разворачивания каких-либо специальных сред для тестирования. Такая верификация осуществляется на третьем этапе цикла: при проигрывании процесса каждый эксперт видит и анализирует детальное описание каждого выполняемого шага в рамках модели поведения субъекта (рис. 3).

Современные вызовы BPM. Специфика разработки бизнес-приложений в рамках S-BPM. Рис. 3

Рис. 3. Верификация процесса

Тем самым бизнес-эксперты выверяют логику выполнения процесса. На предыдущем рисунке (рис. 2) неслучайно нарисована стрелка возврата внутри шага верификации: после выявления любых ошибок происходит немедленная их корректировка в модели и новый запуск на тестирование. Выполняется это действительно быстро и самими экспертами, поскольку, с одной стороны, нотация максимально проста, а с другой, корректировки процесса и его запуск не требуют участия IT-специалистов.

Возможность сразу протестировать модель процесса позволяет максимально вовлечь экспертов в анализ, что на практике неизбежно приводит к генерации множества идей по улучшению процесса. Таким образом, верификация бизнес-логики процесса плавно сливается с его оптимизацией. Именно поэтому рекомендуется начинать непосредственно с автоматизации процесса «как есть»: не нужно никого пугать грандиозными задачами оптимизации, к которым непонятно как подступаться, но при этом можно быть уверенным, что улучшения будут реализованы. Роль бизнес-аналитиков не будет лишней в ходе этого этапа, но ключевыми фигурами выступают все-таки эксперты бизнес-подразделений.

Еще одно существенное отличие от типового цикла внедрения заключается в полном отсутствии шага разработки «IT-ориентированного» описания бизнес-процесса: поскольку модели S-BPM являются немедленно исполнимыми, IT-специалисты работают ровно с теми моделями, которые созданы бизнес-экспертами. То есть модель служит буквальным отражением бизнес-требований, понятных для ИТ, и эта модель не корректируется, не требует участия IT-специалистов, которые после ее создания приступают непосредственно к разработке и интеграции.

Дальнейшие шаги этапа внедрения совпадают с типовыми, и здесь не стоит поддаваться иллюзиям: для создания полноценного приложения потребуется и настройка работы с данными, и интеграция с другими приложениями. Но эта работа IT-специалистов достаточно автономна, а в силу того что логика процесса выверена на предыдущем шаге, возврат к корректировке моделей процесса происходит редко.

На сегодня методология S-BPM реализуется единственным инструментом – платформой Metasonic Suite, в состав которой входят различные модули, поддерживающие весь цикл внедрения приложения, автоматизирующего процесс (рис. 4):

· Metasonic Build – среда проектирования бизнес-процессов и IT-разработки. Единственный модуль, для которого устанавливается клиентское рабочее место, работа со всеми остальными модулями осуществляется через браузер.

· Metasonic Proof – среда верификации бизнес-процессов.

· Metasonic Flow – среда исполнения процессных приложений.

Современные вызовы BPM. Специфика разработки бизнес-приложений в рамках S-BPM. Рис. 4

Рис. 4. Автоматизация процессов в Metasonic Suite

В заключении хотелось бы отметить, что кажущееся внешне небольшим отличие от типового цикла внедрения (вроде бы, всего-то поменяли название одного шага и убрали один шаг) на практике приводит к существенному снижению затрат и ускорению реализации изменений бизнес-процессов и приложений, их автоматизирующих. Но не в ходе их первого внедрения, а в ходе дальнейшей эксплуатации. Достигается это прежде всего за счет вовлечения и возможности бизнеса самостоятельно изменять процессы под свои потребности с минимальным привлечением IT-специалистов, поскольку модели процессов находятся в сфере их ответственности и могут меняться почти автономно, будучи при этом неразрывно связанными и напрямую влияя на содержимое конечного IT-приложения.

По оценкам клиентов, использующих Metasonic Suite наряду с другими BPMS-решениями, эффективность управления изменениями может возрастать до 90%!

Читайте также
Представьте компанию, которая всего за несколько лет из технологического стартапа превратилась в лидера отрасли. Как сегодня, когда всё постоянно меняется, не просто сохранять равновесие, но и стремительно развиваться? Какие технологии и стратегии помогают быть на шаг впереди конкурентов? Какую роль в этом играют люди? Ответы на эти и другие вопросы дала Ольга Юдина, генеральный директор компании «Цифровые Закупочные Сервисы» (поставщик решений Isource), в интервью журналу IT Manager.

Опубликовано 21.11.2012