Ученые подозревают, что на Луне скрываются океаны воды

07.08.2017Автор
Ученые подозревают, что на Луне скрываются океаны воды
Причина, по которой лунная вода интересна ученым, заключается в том, что происхождение Луны, хотя и описывается несколькими теориями, но все же остается загадкой – ни одна из них не имеет абсолютно надежных доказательств...

Ученые обнаружили новые доказательства присутствия воды в глубинах Луны. На поверхности единственного естественного спутника нашей планеты воды нет, что связано с тем, что на Луне нет атмосферы, вода немедленно бы испарилась. Отсутствие атмосферы приводит к резким колебаниям температуры: так, днем лунная поверхность нагревается до +150 ?C, ночью же она охлаждается до -170 ?C. Сутки на Луне равны ее периоду обращения вокруг Земли, что составляет 29,5 дня. Это означает, что день и ночь на Луне длятся свыше 14 дней, все это время ее поверхность раскаляется под лучами Солнца, которое на ее поверхности светит ярким белым светом, в отличие от желтого света на Земле. Это связано с тем, что атмосфера Земли рассеивает лучи, поэтому небо выглядит голубым, а на закате имеет более красный оттенок.

Однако отсутствие воды на поверхности Луны не означают, что ее нет в недрах планеты, поскольку там она защищена от испарения. В глубине Земли также находится вода: бывают почвенные воды, грунтовые, межпластовые и артезианские. Геологи полагают, что в недрах Земли находится воды больше, чем объем мирового океана.

Но теперь в наличие большого количества воды под поверхностью заподозрили и Луну. В 2008 году были проведены повторные исследования лунных минералов, которые были доставлены на Землю еще экспедициями «Апполон-15» и «Апполон-17». Исследования показали, что образцы, во-первых, вулканические, а во-вторых, в них содержится вода в количестве 0,05% по массе. Это, на первый взгляд, чрезвычайно низкое содержание, однако оно идентично содержанию воды в подавляющем большинстве земных минералов – например, в базальтах. Это может означать, что на Луне также есть в значительных количествах вода в глубинах ее недр. Но оставалась вероятность, что космонавты миссий «Аполлон» собирала образцы в месте падения метеорита, богатого водой. Но данные с индийского лунного спутника Chandrayaan-1 показали, что горные породы, подобные тем, что привезли с «Аполлонами», распространены по всей поверхности Луны.

Так, в 2009 году NASA провела ударный тест: зонд врезался в поверхность Луны, подняв тучи пород. Взлетевший лунный грунт был проанализирован, и выяснилось, что воды там удивительно много: в четыре раза больше, чем предполагалось по результатам тестов лунного грунта с «Аполлонов».

Самой популярной стала гипотеза о столкновении Земли в древности с огромным небесным телом, которое было только вдвое меньше самой Земли по диаметру (сравнимо с диаметром Марса). В результате этой катастрофы образовались осколки, которые со временем сформировали Луну.

Открытие воды в лунных минералах ставит под сомнение эту теорию происхождения Луны, поскольку в результате столкновения должна была развиться температура, исключающая любой другой сценарий, кроме полного испарения всей воды в космос: температура поверхности после столкновения неминуемо должна была составлять тысячи градусов Цельсия.

Фактически, объяснения наличию воды на Луне пока нет.

В целом ученые предполагают, что Луна на раннем этапе своей истории была полностью расплавленной, в отличие от Земли, которая расплаву полностью не подвергалась, и это объясняет ее слоистое внутреннее строение. Центр Земли расплавлен и сейчас, там температура составляет порядка 6 000 ?C, что сравнимо с температурой поверхности Солнца. Это выше температуры кипения всех материалов.

Хотя все данные показывают сходство Луны и Земли по изотопному составу, не исключено, что Земля и Луна одновременно образовались из одного газопылевого облака. Также возможно, что Луна была захвачена гравитационным полем Земли, пролетая мимо. Известен факт, что Луна некогда была значительно ближе к Земле, чем в настоящее время.

Другими словами, происхождение Луны пока — по сей день не решенная задача. И новые данные подбрасывают больше вопросов, чем ответов.