Геоаналитика: как данные сотовых операторов позволяют планировать городской транспорт
Московское правительство уже несколько лет ведет закупки данных геоаналитики у операторов сотовой связи. Данные о передвижении жителей Москвы по городу и за его пределы используются властями для проектирования транспортной инфраструктуры, позволяя анализировать транспортные потоки.
Как сообщают ведущие российские СМИ, закупку геоаналитики у операторов сотовой связи ведет Департамент информационных технологий (ДИТ) Москвы при посредничестве Аналитического центра при правительстве, начиная с 2015 года. Последний объединяет, обрабатывает и хранит полученные от операторов данные, а также оперативно предоставляет властям отчеты, составленные на основе обезличенных статистических данных. Ссылаясь на информацию с сайта госзакупок, издания сообщают о том, что на эти цели из московского бюджета потрачено 516 млн рублей. Только за 2018 год стоимость закупок составила 101,8 млн рублей.
Данные, которые сотовые операторы собирают о своих абонентах и затем передают Аналитическому центру, описывают место проживания и перемещение каждого абонента сотовой связи по Москве и области с точностью до 500 метров. Так, «дом» абонента вычисляется как место, где он регулярно пребывает в ночное время, «работа» – как место, где он проводит больше времени с 10 до 17 часов в будние дни. Абоненту, в рабочие часы постоянно перемещающемуся по городу, приписывается разъездная работа. А тому, кто въезжает в регион Москвы и области и выезжает из него в рабочие дни, приписывается статус «трудового мигранта». Если абонент проводит за городом более 50 часов в месяц в выходные и праздники, он получает статус «дачника». «Турист» определяется оператором как абонент, который находится в регионе недолгое время и не совершает перемещений, характерных для работающего абонента.
Геоаналитика также содержит данные о том, в какое именно время люди едут на работу и возвращаются с работы домой, какова длительность этих поездок и каковы выбираемые абонентами маршруты, как изменяется нагрузка на метрополитен и другие виды городского транспорта, на автомобильные и железные дороги, и многие другие сведения.
Используя эти данные, городские власти могут анализировать транспортные потоки и более точно и взвешенно принимать решения о планировании и развитии систем общественного транспорта мегаполиса, в целом, и отдельных его районов, в частности.
Так, к примеру, Институт генплана Москвы, который получал от ДИТ данные сотовых операторов, использовал их для таких проектов, как доработка Московского железнодорожного узла и Московских центральных диаметров в 2017–2018 годах, и для разработки территориальной схемы Троицкого и Новомосковского округов Москвы. Данные операторов показали, что в «Новой Москве» регулярно находится почти в 2 раза больше людей, чем официально зарегистрировано. Эти данные были учтены при прокладке новых линий метрополитена, а также при проектировании, реконструкции и строительстве магистралей и внутренней сети дорог.
Как считает директор Института транспорта Высшей школы экономики Михаил Блинкин, данные геоаналитики, позволив отказаться от дорогих и очень приблизительных моделей, которые использовались десятилетиями, произвели своего рода революцию в транспортном планировании.
Интерес госзаказчиков к геоаналитике растет. Так, техническое задание для ДИТ Москвы дает госорганам возможность отправлять операторам дополнительные запросы по отчетам. Например, на прогнозы социально-экономического развития территории, заболеваний и происшествий, стратегий транспортного поведения населения в зависимости от социально-демографических характеристик и так далее.
Представителям бизнеса, среди которых также есть заказчики геоаналитики, собираемые операторами связи данные помогают оценить рентабельность торговых точек в том или ином конкретном месте, произвести более точное таргетирование SMS-рассылок для охвата потенциальной аудитории той или иной торговой точки. Как сообщил представитель МТС, около 70% клиентов сервиса для самостоятельного продвижения товаров и услуг запрашивают именно геоаналитику.
Коммерческий потенциал геоаналитики могут успешно использовать и крупные перевозчики. Например, при планировании междугородных перевозок, для оптимизации маршрутов и периодичности перевозок и так далее.
О необходимости закупки геоаналитических данных по численности и динамике перемещения населения Москвы чиновники Департамента информационных технологий Москвы активно заговорили в 2015 году. Геоаналитике уже тогда прочили не только статус основы для оптимизации городской инфраструктуры, но и широкий потенциал для применения в других областях. Так, например, Александр Горбатько, Заместитель руководителя Департамента информационных технологий г. Москвы, в своей презентации под названием «Геоаналитика. Демонстрация возможностей использования данных», размещенной на официальном портале Федеральной службы государственной статистики (Росстата), привел примеры успешно реализованных кейсов по применению геоаналитических данных для Департамента культуры г. Москвы (изучение часовой дневной активности населения в районах расположения учреждений культуры (библиотек), и для Департамента экономической политики и развития г. Москвы (Определение неучтенных офисных и торговых объектов на территории Москвы, подлежащих обследованию налоговыми инспекторами, изучение изменения численности населения Москвы, распределение проживающего населения по районам, Динамика изменения численности населения по месяцам Динамика изменения численности населения в секторе).
Опубликовано 14.03.2019