Есть одно технологическое направление, где Китай опережает США: это...

Логотип компании
Есть одно технологическое направление, где Китай опережает США: это...
Среди первой десятки мировых производителей аккумуляторов для электромобилей нет ни одной компании из США или Европы.

В последние годы отношения между Китаем и США описываются рядом экспертов термином «холодная технологическая война». В основном напряжение затрагивает вопросы технологического доминирования. Так, США пытается ограничить Китаю доступ к новейшим полупроводниковым технологиям. Но Поднебесной империи есть чем ответить, в рукаве есть козыри.

Так, Пекин лидирует в таком чувствительном и важном в современной экономике направлении, как производство батарей для электромобилей.

Эксперты, опрошенные изданием Business Insider, отмечают, что речь идет о доминировании во всех аспектах аккумуляторных технологий для электромобилей начиная с добычи элементов для подобной продукции и до производственных процессов.

Отметим, что десятка мировых производителей батарей для электромобилей выглядит следующим образом.

На первом месте с долей рынка в 34% расположилась китайская Contemporary Amperex Technology Co., Ltd. (CATL), основанная в Гонконге в 1999 году. На первом месте в мире этот китайский производитель держится уже пять лет. Это предприятие обладает пятью центрами исследований и разработок, а также 13-ю производственными площадками.

На втором месте в мире с долей 14% находится южнокорейская компания LG Energy Solution. Этот вендор обладает производственными площадками в Китае, Южной Корее, Польше и США. В качестве подразделения LG Chem у этой компании накоплен 30-летний опыт в области производства аккумуляторов.

Третью строчку с долей 12% занимает китайская BYD. Компания была основана в 1995 году. К слову, аббревиатура BYD расшифровывается как «Build Your Dreams». Это частное предприятие было основано Ваном Чуаньфу (Wang Chuanfu), который возглавгляет компанию по сей день.

Четвертое место в мировом рейтинге производителей автомобильных аккумуляторов с долей 10% у японской компании Panasonic, основанной, напомним, в 1918 году в Осаке. В настоящее время опыт производства аккумуляторов у Panasonic превышает четыре десятка лет.

Пятое место с долей в 7% рынка занимает южнокорейская SK Innovation Co, предлагающая, помимо всего прочего, сервис Battery-as-a-Service. Шестое место с долей 5% — у Samsung SDI.

Далее, вплоть до десятого места, в рейтинге расположились исключительно китайские компании: China Aviation Lithium Battery (CALB) с долей рынка в 4%, Guoxuan High-tech Power Energy (3%), Sunwoda Electronic (2%) и Farasis Energy (1%).

Издание Business Insider подчеркивает, что в списке нет ни одной американской или европейской компании. Подчеркивается, что без дешевых батарей для электромобилей продукция американских производителей может стать слишком дорогой и неконкурентоспособной.

Кроме того, производство батарей для электромобилей — это тысячи рабочих мест, которые в настоящее время кормят китайских, а не американских или европейских граждан.

Эксперты подчеркивают, что Китай стал доминировать в этой сфере неслучайно, подобный план был подготовлен Коммунистической партией КНР в 2015 году. Китайский план ставил четкие цели: монополизировать рынок ключевых материалов, таких как литий, кобальт и никель, инвестировать в их добычу, а также создать мощности для производства аккумуляторов. Отметим, что запасы лития, кобальта и никеля в основном находятся за пределами Китая, в Чили, Австралии, Боливии и Конго. Но власти Китая вложили большие средства в покупку долей в месторождениях в этих странах. Только в месторождения лития с 2018 по 2021 год КНР инвестировала по всему миру $4,3 млрд (такие данные приводит аналитическая компания S&P Capital IQ). После добычи материалы отправляются на переработку в Китай. К 2019 году китайские компании контролировали уже 80% мирового производства материалов для создания аккумуляторов. Более того, из этих материалов, как видно из распределения долей рынка между мировыми компаниями-производителями, Китай сам делает батареи для электромобилей, оставляя в стране всю добавочную стоимость.

При этом эксперты напоминают, что лидер рынка, компания Contemporary Amperex Technology Co. Limited, сумела захватить серьезную долю, используя патенты американской компании Bell Labs. Предприятие в 2008 году перенесло свою штаб-квартиру в континентальный Китай. И если в мире доля CATL составляет порядка 34%, то в Китае — около половины рынка аккумуляторов для электромобилей. В настоящее время CATL поставляет батареи компаниям Tesla, Toyota и Daimler.

Эксперты полагают, что для того, чтобы спастись от азиатского доминирования в сфере батарей для электромобилей, США необходимо инвестировать в каждый элемент цепочки поставок и производства подобных продуктов. При этом США обладает единственным месторождением лития в штате Невада. В настоящее время там добывается менее 1% мирового объема этого химического элемента. Также обнаружены запасы лития в Калифорнии — геологи полагают, что там запасы могут быть значительными. Кроме того, в США только два завода по переработке литиевой руды. Третий завод в настоящее время строит в Техасе компания Tesla. При этом недостатка лития на мировом рынке на наблюдается, на 2024 год даже прогнозируется его избыток и падение цен.

Читайте также
Как отсутствие стандартизации и закрытые API влияют на интеграцию продуктов из разных экосистем? Как влияет на рынок существование множества одинаковых ИТ-решений? Что необходимо для создания более открытой и кооперативной среды? Разбирался IT-World.

Интересно, что эксперты полагают, что если США захочет создать у себя масштабное производство аккумуляторов для электромобилей, на точку безубыточности оно выйдет только к 2030 году.

Что касается Tesla, то глава компании Илон Маск заявил, что к 2030 его предприятие планирует выпускать 20 млн электромобилей ежегодно. Напомним, что самый крупный мировой автопроизводитель — японская Toyota – выпускает в настоящее время порядка 10 млн автомобилей в год. Другими словами, уже через несколько лет рынку понадобится много миллионов дешевых батарей дополнительно. Несмотря на то, что американским производителям электромобилей очень выгодно существование дешевых китайских производителей аккумуляторов, администрация Джо Байдена разрабатывает меры по предотвращению доминирования Китая в различных технологических нишах, в том числе и в этой.

Опубликовано 18.05.2023

Похожие статьи