Дом на цифровом фундаменте
Строительство – одна из наиболее консервативных отраслей в плане использования ИТ. Уровень конкуренции здесь был и остается достаточно высоким, а потому застройщикам необходимо активно работать в направлении цифровой трансформации бизнеса, искать новые подходы к созданию продуктов, к их проектированию и продвижению. Об этом мы побеседовали с Михаилом Петраковым, заместителем генерального директора по информационным технологиям компании Группы Компаний «Пионер».
Как вы пришли в информационные технологии, где работали до ГК «Пионер»?
Я получил профильное образование, окончил Московский авиационный институт по специальности «прикладная математика». Уже в вузе начал свои первые карьерные шаги в качестве программиста, а после института стал веб-разработчиком в российско-голландской компании. Затем занялся консалтингом при внедрении ERP- и CRM-систем. В конце концов, поездив по командировкам, решил перейти на сторону заказчика. Выбор был сделан в пользу строительства, я начал работать в Группе Компаний «ПИК», и вся дальнейшая карьера так или иначе оказалась связана с ИТ в этой отрасли. Тогда компания находилась в самом расцвете, на этапе подготовки к проведению IPO, это был вертикально-интегрированный холдинг с собственными генподрядчиками, и даже домостроительными комбинатами. В тот момент очень серьезное внимание ГК «ПИК» уделял развитию ИТ. В первую очередь это было обусловлено требованиями по оптимизации бизнес-процессов на фоне интенсивного роста компании. Реализовав большое количество интересных проектов, я продолжил свою карьеру в других строительных компаниях. В компании «Донстрой» также шесть лет занимался развитием бизнес-процессов через призму ИТ. Сегодня работаю в компании Pioneer Group, которая без преувеличения стоит на переднем крае по использованию информационных технологий в строительстве. Мы реализуем революционные проекты, связанные с цифровой трансформацией строительной отрасли. В первую очередь речь идет о продвижении основных продуктов компании, об онлайн-продажах.
Вы говорите об онлайн-продажах квартир? Как в этом случае организованы нотариальное оформление, проверка документов и регистрация сделки?
Процесс заключения сделки по приобретению недвижимости связан с различными государственными и коммерческими организациями. В Росреестре регистрируется право собственности, как правило в половине всех случаев необходимо работать и с банками, которые оформляют ипотеку. В соответствии с законом 2014-ФЗ мы не имеем права получать с дольщиков деньги до момента регистрации, потому здесь задействуются банковские аккредитивы. Эти процессы пока только идут в «онлайн», конечно. Но мы первыми стараемся договариваться с Росреестром и банками о цифровизации, о том, чтобы пропилотировать данные инновации, избавить клиентов от необходимости приезжать в офис и в отделения банка. Для этого мы используем технологию ЭЦП, сервис безопасных расчетов Сбербанка. Разумеется, наши клиенты хотя бы раз приезжают к нам в офисы продаж, в шоу-румы, для выбора квартиры, вариантов отделки и планировочных решений. Дальнейшие действия они уже осуществляют в «онлайне». Сегодня мы готовимся к выпуску этого сервиса на рынок, пока идет бета-тестирование и несколько первых клиентов уже совершили сделки в «онлайне». Аналогов такого сервиса пока нет ни у кого, несмотря на некоторые неудачные попытки ряда девелоперов реализовать нечто подобное. Безусловно, со временем наш продукт скопируют, но мы стали первыми, и я лично этим очень горжусь.
Какие требования сегодня предъявляет отрасль гражданского строительства к информационным технологиям?
В последние годы требования строительного бизнеса к ИТ резко возросли. Раньше строительство считалось достаточно консервативной сферой, но конкуренция растет, законодательные требования ужесточаются, а маржинальность снижается. Компаниям необходимо пересматривать стратегию, оптимизировать процессы, что невозможно без серьезных ИТ-решений. Не исключено, что в ближайшее время рынок претерпит определенные изменения в сторону укрупнения застройщиков, поэтому цифровизация буквально станет вопросом выживания для строителей. Не стоит забывать и о постоянно появляющихся на рынке стартапах, которые стремятся «откусить» часть выручки у бизнеса, за счет создания более удобных и недорогих сервисов, чем те, что предлагают сами застройщики.
У нас есть собственная компания по управлению недвижимостью. Сейчас создаются платформы, позволяющие клиентам решать в «онлайне» большинство вопросов. Бизнес должен быть к этому готов и способен предложить клиентам собственные удобные сервисы.
Что именно отнимают стартапы у традиционного строительного бизнеса?
Приведу пример. Дом только что построен, нужно организовать процессы управления им. Как я уже говорил, у нас есть собственная управляющая компания, ее задачи, помимо оказания коммунальных услуг жителям, состоят и в зарабатывании дополнительных денег, за счет предоставления дополнительных услуг. Стартапы имеют быструю и дешевую точку входа. Они готовы предлагать клиентам, в том числе и нашим, подобные управленческие сервисы в виде платформ, часто облачных. Клиент просто устанавливает на своем смартфоне приложение и через него получает требуемые услуги. Но их продаем уже не мы, а стартап. В дальнейшем успешные стартапы могут быть приобретены крупными компаниями, такими как «Мегафон», «Яндекс», «Сбербанк», или другими, для которых эта тема раньше была непрофильной. Не следует удивляться, что в перспективе «Сбербанк» собирается разрушить бизнес агентств по недвижимости, создав глобального агрегатора.
Конечно, нельзя жить в полностью «цифровом» доме, нужно иметь построенные стены. Однако формат того, где ты живешь, уже меняется. Поколение «миллениалов» по-другому относится к владению недвижимостью. Уже сейчас мы должны быть к этому готовы и адаптировать к новым реалиям свои бизнес-стратегии.
Что в этой ситуации должны делать строительные компании: дружить с такими партнерами или конкурировать с ними?
И то, и другое. Дружить надо, чтобы понимать, в какую сторону они развиваются. Какие-то решения можно использовать в качестве примера. Где-то можно работать в партнерстве, где-то самостоятельно. Выигрывает на рынке тот, кто быстрее на своей платформе наберет критическую массу клиентов. Если у вас есть возможность это сделать, можете пойти по такому пути. Если вам это не удастся, то придется работать в партнерстве с другой платформой и другой компанией. Мы работаем в обоих направлениях: сотрудничаем с глобальными компаниями и следим за стартапами.
Какие бизнес-процессы лучше всего автоматизированы в строительстве, а какие требуют дополнительного внимания со стороны ИТ?
В первую очередь уделяется внимание тем процессам, которые генерируют выручку или оптимизируют затраты. Это как продажи готового продукта, так и сам процесс строительства, как наиболее ресурсоемкий с точки зрения затрат. Что касается бэк- офисных процессов, они автоматизированы в традиционном ключе. Для нашей компании продажи и продвижение – наиболее критичные бизнес-процессы. Мы много экспериментируем в этой области, обкатываем новые технологии, только появляющиеся на нашем рынке. Здесь и большие данные, и искусственный интеллект, и виртуальная реальность, и многое другое.
Одна из ключевых технологий в современном строительстве – BIM (Building Information Model). Насколько я знаю, ваша компания строит свои объекты на основе информационной модели?
Более того, на законодательном уровне эта история активно поддерживается как государством, так и Москвой. Проекты в BIM проходят экспертизу в приоритетном порядке, и со временем наличие BIM будет обязательным условием для городских и коммерческих объектов. Вокруг этого строится большая экосистема, и скоро технология от хайпа перейдет в новую сферу возможностей, когда эффект от внедрения BIM будет виден уже в процессе эксплуатации. Пока, конечно, девелоперы не все и не всегда используют BIM. Многие экспериментируют. Мы, например, реализовали пока два проекта в BIM, получили определенный результат. Вообще BIM наиболее эффективна на этапе заключения договора на генподряд. Те преимущества информационной модели, которые декларируются на этапе эксплуатации, в России пока мало изучены. Я знаю только один пример, где на этапе эксплуатации были получены преимущества от использования BIM. Это Инновационный центр «Сколково». Тем не менее BIM становится стандартом и общепринятой нормой.
Насколько использование BIM помогает на начальном этапе прогнозировать все затраты?
Применение BIM позволяет не только избежать архитектурных коллизий, но и минимизировать ошибки при расчетах стоимости.
Насколько девелоперам интересны ИТ-решения по управлению недвижимостью, ее инженерными сетями, инфраструктурой? Подобные системы распространены в коммерческом сегменте, а находят ли они применение в обычных жилых домах?
Такие системы чаще всего используются в домах бизнес-класса, премиум и де-люкс, поскольку их цена учтена в стоимости квадратного метра. Но сейчас в столице разработана стратегия «Москва-2030», где большое внимание уделяется концепции «умного» города. Сейчас по программе реновации будет возводиться много жилья, уже содержащего элементы «умного» дома. Безусловно, мы в этой конкурентной среде уже не можем строить что-то простое, а ориентируемся на конкурентные решения.
Вы активно используете в компании транзитно-ориентированное проектирование. Как ИТ в этом помогают?
У нас сейчас в Москве реализуется два проекта в соответствии с этой концепцией. Комплекс Life «Ботанический сад» и ТПУ (транспортно-пересадочный узел), многофункциональный объект, который включает апарт-отель, жилые дома, торгово-развлекательный центр. Все это объединено в одну локацию с транспортно-пересадочным узлом на метро «Ботанический сад». Совместно с нашими японскими партнерами была подготовлена концепция, в которой были задействованы ИТ-решения. В частности, технология больших данных для оценки потоков трафика и более точного позиционирования инфраструктуры пешеходных переходов и дорожек. Каких-то специализированных продуктов в этой области пока нет. Чаще всего мы берем сторонние инструменты. У нас не накоплен достаточный объем больших данных, а потому мы обращаемся к другим источникам, чаще всего к городу, к Метрополитену и т. д.
Насколько близка строителям тема искусственного интеллекта и машинного обучения?
Пока эта тема далека от нас, но мы изучаем ее возможности. Отдельные элементы используем при проектировании – расчеты ветровых нагрузок, инсоляции и т. д. Но проектирование с помощью искусственного интеллекта пока не готово к выходу на рынок. Машина еще не может спроектировать лучше, чем человек.
Хотелось бы спросить и о новых технологиях возведения зданий. Например, дома уже можно печатать на 3D-принтере. Эта технология тоже еще далека от массового рынка?
Строительная отрасль, несмотря на свой консерватизм, уже прошла определенный путь эволюционного развития. Многие подобные технологии находятся сегодня в самой высшей точке «кривой хайпа» Gartner. Но в будущем, я вполне допускаю, комбинаты, производящие блоки для панельного жилья, переориентируются на инструменты 3D-печати. Ведь, по сути, изготовление железобетонных панелей напоминает 3D-печать. Что же касается монолитного домостроения, здесь вполне возможна роботизация. Людей на стройплощадке будет меньше, но это не вопрос ближайших лет.
И последний вопрос. Что такое цифровая трансформация бизнеса применительно к строительной отрасли?
В первую очередь цифровая трансформация связана со скоростью изменений. В нашем случае цифровая трансформация предполагает создание новых цифровых продуктов в рамках текущего бизнеса, их тестирование и пилотирование. Эти продукты могут иметь очень четкое прикладное значение для компании, а также стратегическую перспективу для создания новых бизнесов. Меняются потребители, меняются предпочтения, а значит, может измениться и наш продукт. Пока мы продаем традиционные решения, но уже завтра-послезавтра выведем на рынок новые, которых пока не существует. У нас в портфеле два основных продукта – жилье комфорт-класса LIFE и апарт-отели YE’S с возможностью инвестировать в их юниты и зарабатывать, сдавая эти юниты в аренду через нашу Управляющую компанию. По сути, это некая альтернатива банковским финансовым инструментам и одновременно прибыльный отельный бизнес. Мы думаем, что на базе продукта, который мы готовим к масштабному выводу на рынок, может сформироваться новый бизнес для поколения миллениалов, уже не стремящегося покупать жилье в собственность.
Опубликовано 07.10.2018