Сила управления
О том, как Архангельской области удалось за несколько лет выйти на лидирующие позиции по уровню информатизации среди регионов РФ, в интервью журналу IT-MANAGER рассказывает Игорь Иванов, директор департамента информационных технологий администрации губернатора и правительства региона
О том, как Архангельской области удалось за несколько лет выйти на лидирующие позиции по уровню информатизации среди регионов РФ, в интервью журналу IT-MANAGER рассказывает Игорь Иванов, директор департамента информационных технологий администрации губернатора и правительства региона.
Какой путь вы прошли до назначения ИT-директором правительства Архангельской области?
До вступления в должность в течение 15 лет я руководил региональной ИT -компанией, которая специализировалась на разработках в сфере информационных технологий. Мы разрабатывали программы для коммерсантов, бухгалтерии, кадров, а так же занимались информатизацией здравоохранения. С 2007 по 2008 год была развернута информационная система в областной офтальмологической больнице. Эта система признана Ассоциацией офтальмологов России лучшим отраслевым решением. Решение о переходе на госслужбу далось мне непросто. Были сомнения, но меня привлекла возможность перейти от реализации корпоративных проектов к проектам регионального масштаба.
С чего началась работа в новом качестве?
Информатизация Архангельской области, как и в большинстве регионов началась с принятия в 2010 году 210 федерального закона о предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронном виде. Региону срочно потребовалась команда ИТ-специалистов, способных в достаточно сжатые сроки реализовать проект: поднять региональный сегмент электронного правительства не прибегая к дорогостоящим решениям, которые региону не по карману. По уровню информатизации Архангельская область в то время находилась на 68-м месте в РФ и на 9-м месте из 11 по Северо-Западному федеральному округу. Мы начали с создания программы информатизации Архангельской области на 3 года, которая включала в себя 86 проектов. Общая стоимость программы составила 2,3 млрд рублей. Фактически на 2011 год мы получили только 50 млн. Стояла задача вывести регион на более высокие позиции по уровню информатизации при минимуме затраченных ресурсов.
Как выходили из этой непростой ситуации?
Встал вопрос, как эти деньги использовать – либо распределить понемногу по всем проектам, либо вкладывать в приоритетные направления. Мы начали с оценки 86-ти проектов по различным критериям: социальная значимость, достижимость, даже учитывали какое впечатление проект производит на пользователей. Каждый проект набрал определенное количество баллов, которое определило, какие из них нужно разрабатывать в первую очередь. Выделенные 50 млн рублей мы инвестировали в 17 особо значимых для региона проектов. Чтобы добиться существенного результата по каждому проекту, мы выработали общие принципы информатизации. Во-первых: нужно было сформулировать позицию региона по каждому проекту (мы проводили детальный анализ бизнес-процессов, определяли функциональные роли участников, моделировали проект и, в итоге, сформулировали функциональные требования с планированием работы системы на период 5-7 лет). Во-вторых: подобрать решение. Идеально нам не подходило ни одно из решений, предложенных интеграторами. Мы начинали рассматривать решения если они соответствовали нашим критериям хотя бы на 70 процентов. Их пришлось дорабатывать самостоятельно. В этом, несомненно, есть свои преимущества. Благодаря этому, мы приобрели уникальный опыт, который применяем в разработке своих проектов. В-третьих – мы стараемся делать все с минимальным участием интеграторов. Интеграторы учат нас, мы все делаем сами и компетенции остаются в регионе.
А что с контролем исполнителей?
Один из основных принципов – это открытость и публичность того, что мы делаем. Было создано государственное автономное учреждение, которое занимается внедрением информационных технологий в Архангельской области. В наблюдательный совет организации вошли сотрудники ФСБ, УБЭП, депутаты Областного Собрания, руководитель Контрольно-счетной палаты Архангельской области. Дополнительно к этому, в 2010 году мы внедрили систему проектного управления, которая позволяет контролировать, какие поручения даны, сроки их выполнения и ответственных за проведение работ по важнейшим региональным проектам. Таким образом, был обеспечен контроль за планированием работ и результатами. Все проектные документы, регламенты по госуслугам заносились в эту систему, которая стала специализированным репозиторием.
Какие принципы вы закладывали в развитие регионального сегмента портала госуслуг?
При разработке регионального сегмента портала госуслуг мы исследовали аналогичный опыт Эстонии и Сингапура. Мы пришли к выводу, что необходимо создать в регионе масштабируемую систему, которая позволит оказывать все виды услуг в электронном виде с едиными стандартами качества и технологическими подходами к реализации. И, таким образом, создать единое информационное пространство, где все смогут обмениваться электронными данными и взаимодействовать друг с другом. В 2012 году наша система была признана аппаратом правительства РФ лучшим решением в области автоматизации госуслуг в стране.
Что вы считаете залогом успеха ваших проектов?
Залог успеха - хорошо подобранная команда и правильно выстроенная работа в части проектного управления. Все, что мы делаем в рамках проекта, заносится в информационную систему, тем самым, сохраняются все идеи, возникающие в ходе работы, формируется банк знаний и архив проектной документации. Благодаря системному подходу для наших специалистов нет никакой разницы, что строить: электронное правительство или, к примеру, дом. И поэтому нас все чаще привлекают к проектам, которые не имеют прямого отношения к зоне нашей ответственности.
Какую роль в вашей работе играет команда?
История успеха - это всегда история команды единомышленников. Мне удалось сплотить вокруг себя самых талантливых и перспективных программистов. Только команда профессионалов способна при недостатке финансирования и неразвитости ИТ-инфраструктуры за короткий срок создавать проекты, не имеющие аналогов в стране. Я очень серьезно отношусь к подбору команды. Универсальных ИТ-специалистов не существует, каждый обладает своими возможностями: кто-то генерирует отличные идеи, но неспособен их реализовать, кто-то великолепный исполнитель, но плохой управленец. Мы набираем профессионалов с определенными навыками под конкретные, четко разбитые на группы задачи. Такой подход позволил сформировать высококвалифицированную команду, способную решать задачи практически любой сложности. При отборе кандидатов мы серьезно изучаем их мотивацию. В случае если на первом месте стоят деньги – это не наш вариант. Но если амбиции человека в основном связаны с саморазвитием, то он может многого добиться вместе с нами. Потому что задачи, которые ставятся перед нами, не дают стоять на месте, требуют постоянно развивать знания и компетенции. Для этого мы проводим тренинги и формируем карту карьерного роста для каждого сотрудника исходя из его возможностей.
Какова, на ваш взгляд, роль ИТ в развитии региона?
Для многих регионов, в том числе нашего, построение ИТ-инфраструктуры уже пройденная задача. Гораздо важнее, насколько имеющиеся ИТ-инструменты реально повышают эффективность деятельности органов власти. Инженерные критерии оценки ИТ-проектов постепенно заменяются экономическими показателями. Поэтому я считаю, что ИТ-специалисты, вне зависимости от того, работают они на государство или на бизнес, это обслуживающий персонал, основная задача которого – оптимизировать отдельные функции единого целого. Зачастую для этого даже не нужны какие-то особые ИТ-инструменты. Бизнес-процессы можно оптимизировать правильно перестраивая их: изменяя цели, улучшая логистику, упрощая движение документов, грамотно распределяя нагрузку и ресурсы. Это позволяет добиваться высоких результатов, при этом значительно сэкономить бюджетные средства.
Опубликовано 10.09.2014
Похожие статьи
Артем МихайловИТ в бизнесе, 13.09.24
Наталья СоловьеваИТ в бизнесе, 09.08.24
Сергей СидоровИТ в бизнесе, 30.07.24