Магия или ИИ: чего российский бизнес ждет от искусственного интеллекта

Логотип компании
Магия или ИИ: чего российский бизнес ждет от искусственного интеллекта

Изображение создано нейросетью на shutterstock.com

Искусственный интеллект приковывает к себе большой интерес, потому что ИИ технологии уже сейчас могут решать разные задачи бизнеса. Среди успешных примеров их применения — создание «умной» системы электронного документооборота, автоматизирующей рутинную работу и исключающей «человеческий фактор». Как оптимизировать бизнес и зарабатывать на прогрессе, рассказывает Анастасия Петелина, операционный директор DreamDocs.

ИИ на хайпе

Технологии искусственного интеллекта находятся на пике массового внимания. Согласно исследованию Garnet Consulting Group и MCA, в 2023 году число запросов, относящихся к новым знаниям и образованию в сфере ИИ увеличилось на 130%, а интерес к новым компетенциям и технологиям в этой области — на 178%. В России, по данным Яндекса на июнь 2024 года, интерес к нейросетям вырос с начала 2022 года почти в 15 раз.

Широкая аудитория экспериментирует с нейросетями, создавая картинки и тексты по запросу. А государство и корпоративный сектор активно задействуют возможности, предлагаемые ИИ, для повышения эффективности работы. То же самое исследование констатирует двукратный рост интереса к использованию технологий искусственного интеллекта и специальных приложений со стороны бизнеса.В свою очередь, консалтинговая компания McKinsey, фиксирует резко возросший уровень внедрения ИИ в 2024 году: до 72% с 55% в 2023 году.

Динамика востребованности ИИ в денежном выражении также впечатляет. С 2013 по 2023 год инвестиции в эту сферу по всему миру выросли в 9 раз. Рынок искусственного интеллекта растет на 20% каждый год и, как ожидается, к концу 2024-го его объём достигнет 298 млрд долларов. А к 2020-му, согласно прогнозам, эти показатели вырастут в шесть раз и составят почти два триллиона долларов.

Можно сказать, что из экспериментальной «технологии будущего» ИИ превращается в реальный рабочий инструмент, меняющий бизнес-ландшафт. В этом отношении эксперты называют переломным 2022-й год, когда корпорации впервые опередили академические учреждения по числу созданных моделей машинного обучения.

Качели ожиданий

Такой невероятный скачок в доступности сыграл с технологией ИИ злую шутку. Если раньше потребители вообще не знали, чего от нее ожидать, то теперь склонны эти ожидания завышать. Для многих потенциальных бизнес-пользователей искусственный интеллект представляется магическим инструментом, чем-то вроде волшебной палочки, способной решать любые проблемы.

Магия или ИИ: чего российский бизнес ждет от искусственного интеллекта. Рис. 1

С другой стороны, несмотря на растущую популярность ИИ, многие компании не могут переступить психологический барьер перед внедрением технологии, которая для них непонятна. Другие наоборот — готовы «цифровизироваться» практически вслепую, чтобы покрасоваться перед коллегами по отрасли «модной фишкой».

Есть общая проблема — бизнес часто не может сформулировать задачи, которые он готов делегировать ИИ, и составить реалистичный прогноз из-за завышенных ожиданий. При этом уже сейчас технологии на базе ИИ способны приносить пользу бизнесу.

Для того, чтобы грамотно осуществить технологический переход, компании следует действовать планомерно — начиная с тех зон, где искусственный интеллект зарекомендовал себя как эффективный инструмент.

Например, в банковской сфере ИИ активно задействуется для оптимизации процессов — в частности, при работе с обращениями пользователей.

Аналитические возможности системы позволяют с точностью 95% распределить запросы по группам и сформировать дальнейший трек решения.

Также существуют примеры успешного применения ИИ в области управления рисками, обслуживания клиентов в контакт-центре, анализа цифровых следов сотрудников и клиентов.

Но лучшие и стабильные результаты на сегодняшний день автоматизация на базе ИИ демонстрирует в области документооборота.

Умный документооборот — выгода не «на бумаге»

Спектр задач, которые ИИ позволяет автоматизировать в данной сфере огромен: от классификации входящих документов и распределения их по адресатам внутри компании до автоматический генерации черновиков ответов. Реальная практика показывает, внедрение интеллектуальных решений для контроля входящих документов может повысить эффективность работы на 200-300% (а в отдельных случаях - до 10 раз).

Главное преимущество — возможность передать системе всю рутинную работу с документами, высвободив человеческие ресурсы для более сложных операций. Извлечение данных из входящих документов и автозаполнение карточек в СЭД, ERP и других корпоративных системах;

формирование проектов резолюций, подготовка автоответов, составление аннотаций к документам — со всеми этими задачами ИИ справится надежнее и быстрее человека. При этом система избавлена от “человеческого фактора” - усталости или “замыливания” взгляда, из-за которых происходят ошибки при сверке и контроле конкретных пунктов, зачастую имеющих принципиальное значение (например, срок действия договоров).

Читайте также
Почему даже системные администраторы должны работать в строго контролируемых рамках? IT-World разбирался, как PAM поможет защитить и администратора и всю компанию от неприятных сюрпризов.

Нужно отметить важный фактор актуальности ИИ для работы с документацией: согласно исследованию Google, порядка 80% корпоративных данных являются неструктурированными. Это значит, что предыдущие технологии, когда анализ документов проводился с помощью шаблонов и набора правил, на таких документах не работали, а следовательно — требовался ручной труд для перевода в пригодный для автоматизации формат. Однако выполнение этой работы вручную требовало огромных затрат времени и денег, а применение новых технологий ИИ (в т.ч. машинного обучения и больших языковых моделей) позволило обрабатывать и неструктурированные документы, экономя значительные ресурсы.

Существующие на рынке отечественные решения позволяют компаниям в 5-30 раз увеличить скорость обработки документов и повысить на 200-400% продуктивность сотрудников за счет уменьшения рутинной нагрузки. Особенно наглядно эффект от использования ИИ проявляется в крупных организациях, регулярно обрабатывающих большие объемы документов, либо работающих с объемным электронным архивом.

Государство и бизнес на волне прогресса

Государство уделяет современным цифровым технологиям, включая ИИ и машинное обучение, особое внимание. Причем речь идет не о простых заявлениях, а о системной поддержке, ориентированной на серьезную перспективу. Финансирование Федерального проекта «Искусственный интеллект», входящего в нацпроект «Цифровая экономика», в 2021-2024 гг. составит 32,1 млрд рублей. В настоящее время готовится к запуску новый национальный проект — «Экономика данных и цифровая трансформация государства».

Магия или ИИ: чего российский бизнес ждет от искусственного интеллекта. Рис. 2

Для бизнеса это может служить сигналом о том, что общественно-политический климат по отношению к технологическим новациям будет максимально благоприятным. А это играет большую роль и для бизнес-флагманов, задающих тренды, и для ориентирующихся на них компаний поменьше.

В современной международной обстановке цифровой суверенитет является важнейшим компонентом стратегии на импортозамещение. Впрочем, состояние дел в сфере высоких технологий и IT в России дает некоторым наблюдателям основания говорить даже не об импортозамещении, а об импортоопережении. Оптимистичные прогнозы подкрепляются и на уровне молодых кадров. Команда старшеклассников из РФ завоевала золотые медали на первой Международной олимпиаде по ИИ, прошедшей в Болгарии с 9 по 15 августа

Передовые технологические позиции России подтверждаются и недавним отчетом Gartner. По данным исследования, средний охват бизнеса технологиями искусственного интеллекта в мире составляет 37%. В России ИИ используют уже более 52% крупных организаций, а около 21% — планируют начать это делать в ближайшее время.

Если обратиться к глобальных трендам, то макроэкономические прогнозы оценивают вклад ИИ в мировую экономику к 2030 году на уровне $15.7 трлн. Это больше, чем текущий суммарный объем производства Китая и Индии. Отмечается, что $6.6 трлн из этой суммы могут прийтись на увеличение производительности.

Уже сегодня алгоритмы машинного обучения применяются самыми передовыми компаниями для оптимизации разнообразных задач. Использование ИИ в документообороте ускоряет обработку данных, снижает количество ошибок, освобождает человеческие ресурсы за счет автоматизация рутинных операций. Все это в совокупности повышает эффективность процессов и обеспечивает рост прибыли.

Исследования говорят, что на сегодняшний день период возврата средств, инвестированных в ИИ, составляет (в зависимости от отрасли и масштаба компании) примерно от 6 месяцев до 1,5 лет. Но учитывая, как быстро развиваются технологии и совершенствуется их использование в бизнес-инструментах, финансовая отдача от внедрения будет постоянно расти.

Можно уверенно прогнозировать, что уже в ближайшей перспективе ИИ станет привычным атрибутом успешного бизнеса. Вопрос только в том, кто из руководителей осознает это раньше и сможет получить конкурентное преимущество в гонке бизнес-технологий.

Опубликовано 30.09.2024

Похожие статьи