Искусственный интеллект в документообороте: получаем выгоду и конкурентное преимущество

Логотип компании
Искусственный интеллект в документообороте: получаем выгоду и конкурентное преимущество

Изображение создано нейросетью на shutterstock.com

Бизнес-тенденции последних лет основаны на том, чтобы сократить издержки, ускорить работу и улучшить сервис с помощью различных ИT-решений. При этом одной автоматизации процессов уже не достаточно — сегодня на волне популярности технологии искусственного интеллекта. Можно ли доверять роботам в таком щепетильном вопросе, как документооборот, и как договориться с искусственным разумом? Об этом — в материале IT-World.

Возможности искусственного интеллекта в СЭД

Сегодня искусственный интеллект (ИИ) прочно вошел в нашу реальность и активно используется в различных сферах. Нейросети помогают писать тексты, создавать изображения и музыку, чат-боты распознают голос и используются для организации клиентского сервиса. Возможности ИИ позволяют экономить время сотрудников, перенаправляя его с решения рутинных задач на более важные процессы.

Технологии искусственного интеллекта находят применение в системах электронного документооборота (СЭД). Они помогают оптимизировать бизнес-процессы, связанные с документами, повысить эффективность сотрудников и улучшить работу компании в целом. ИИ-ассистент уже показал свои способности при распознавании и классификации первичных документов, а также проверке правильности их оформления. Рассмотрим, какие задачи в работе с документами искусственный интеллект может брать под свою ответственность.

Распознавание текста и заполнение карточек документов

Системы распознавания оптических символов (OCR), или компьютерное зрение, стало первым шагом внедрения искусственного интеллекта в бизнес-реалии. Дело в том, что большая часть используемых в работе документов имеет стандартную форму и набор реквизитов, а значит, роботов легко научить распознавать их. Искусственный интеллект может проанализировать отсканированные документы и изображения (даже если они будут без текстового слоя — например, в формате JPG), распознать символы или текст. Благодаря этому инструменту происходит автоматическое заполнение карточек и классификация документов, находящихся в работе. Таким образом, сокращаются издержки на рутинную деятельность.

Пример: контрагент прислал накладную или счет-фактуру. Документ отсканировали и загрузили в систему. Следующий этап работы берет на себя уже робот. Он автоматически распознает, что это за документ, создает его карточку в системе, предварительно заполняя данными, которые он видит непосредственно в документе (фактический и юридический адрес, сумма, перечень товаров или услуг и т. д.).

Поиск аномалий и противоречий

Функция распознавания текста с помощью искусственного разума дает возможность использовать этот «навык» для поиска аномалий, которые могут встретиться в документах, в том числе в фальсифицированных. Обучившись на большом количестве данных, ИИ-ассистент обнаружит неточность в документах, которую рядовые сотрудники могли бы пропустить, и даже выявить махинации, направленные на незаконное извлечение прибыли. Умный помощник проводит анализ различных разделов документа на предмет наличия в нем несовпадений или противоречий.

Человеку понадобится много времени, чтобы изучить поток документов, найти несоответствия в текстах договоров (если они есть), расхождения в ценах на услуги или товары, а также проверить качество оказанных услуг. ИИ-инструменты позволяют вычислить аномалии и неточности намного быстрее. В таком случае искусственный интеллект встает на стражу правопорядка в договорах и актах.

Поиск документов в системе

Распознавание и «понимание» системой естественного языка позволяет быстро находить нужные документы в корпоративных реестрах по ключевым словам и фразам. Когда в работу внедрен умный помощник (например, в виде чат-бота), пользователь может делать запрос в свободной форме, и система разберется в его потоке мыслей и даст ответ, обозначив место хранения нужного ему документа.

Искусственный интеллект в документообороте: получаем выгоду и конкурентное преимущество. Рис. 1

Такие ИИ-ассистенты уже существуют и активно используются на практике — преимущественно в сервисном обслуживании и технической поддержке, в частности, в банковской сфере. Автоматическая классификация обращений освобождает оператора от необходимости вручную обрабатывать поток из сотен входящих сообщений.

В системе электронного документооборота речь более формализована, чем бытовое общение, поэтому поиск необходимых связей осуществляется быстрее и с меньшим количеством ошибок.

Сравнение двух документов и помощь в юридических вопросах

Механизмы распознавания оптических символов (OCR) искусственным интеллектом постоянно совершенствуются, что позволяет довольно быстро находить несоответствия в двух версиях одного и того же документа. Если в документ были внесены изменения после его подписания, то умный помощник их обнаружит и просигнализирует. При этом он не просто «покажет» документ с неточностью, а отметит, где именно она была допущена.

Приведем пример. Компания заключила договор с контрагентом о предоставлении определенны услуг, а затем сформировала дополнительное соглашение к нему и направила на подпись. Контрагент возвращает подписанную скан-копию этого дополнительного соглашения. Вроде рядовая процедура, но допустим, контрагент оказался недобросовестным и в дополнительном соглашении, которое ему прислали, немного изменил формулировки (убрал частицу «не» или изменил одну цифру, и договор стал действительным не до 2024 года, а до 2034-го). Причем электронной подписью контрагент не пользуется, соответственно, механизма проверки неизменности содержания документа нет. В таком случае ИИ-ассистент с помощью систем распознавания оптических символов сверит оба варианта документа и сообщит о фальсификации, защитив компанию от судебных разбирательств и возможных репутационных потерь.

Искусственный интеллект в документообороте: получаем выгоду и конкурентное преимущество. Рис. 2

Работа по сверке большого количества документов у опытного юриста может отнимать немало ввремени, в зависимости от конкретного вида документов и их количества. Это большие издержки, учитывая, что помимо подобной деятельности у специалиста есть и другие обязанности, которые тоже требуют вовлеченности. Когда у юриста есть искусственный интеллектуальный помощник, он может доверить часть работы ему. Система не принимает решение о том, подписывать документ или нет, а лишь предупреждает пользователя о возможных расхождениях. В таком случае работнику нужно будет обратить внимание именно на те моменты, о которых сообщила программа, выделив подозрительный фрагмент.

Мифы о возможностях искусственного интеллекта в СЭД

Появление любых новых технологий, от телевидения и ГМО до мобильной связи и искусственного интеллекта, порождает в обществе как надежды на светлое будущее, так и страхи, связанные с порабощением человечества роботами. Писатели-фантасты и кинематографисты внесли в это свою лепту. Но что сегодня происходит в действительности и стоит ли бояться технологий?

Миф № 1. Искусственный интеллект заменит живого человека

Один из распространенных мифов связан с тем, что искусственный интеллект заменит человека во всех рабочих процессах, в которых возможна хотя бы частичная автоматизация, лишив заработка. Безусловно, ситуация на рынке труда — процесс динамичный, зависящий от многих обстоятельств. Но, как показывает практика в сфере документооборота, говорить о полной замене человека автоматизированными системами и ИИ-ассистентами преждевременно. Роботы не заменяют сотрудников, а лишь берут на себя часть рутины, высвобождая время на основные задачи, требующие внимания. ИИ-помощник может заполнить карточки, сверить документы, найти ошибки в них, но решение о подписании или отказе от подписания документа остается за человеком. Роль умного помощника здесь в том, чтобы в доступной и удобной форме дать юристу или другому специалисту информацию, на основании которой можно принять решение о дальнейшей работе с документом, — например, согласовать или отклонить подписание, отправить на доработку, внести замечания, запросить скан лучшего качества и т. д.

Миф № 2. Работе с искусственным интеллектом в СЭД придется долго обучаться

В сфере ЭДО инструменты на основе ИИ не будут принципиально отличаться от привычных пользователю. Они встроятся в интерфейсы уже существующих ERP-, ECM-, CSP-систем. Сотрудники будут выполнять обычные задачи, которыми занимаются сейчас, но сами системы получат дополнительные умные функции, помогая пользователю.

Читайте также
Сегодня цифровая трансформация является ключевым фактором развития банковской сферы. Искусственный интеллект (ИИ), когда-то казавшийся футуристической идеей из научно-популярных книг, стал практическим инструментом для оптимизации чуть ли не всех процессов в компаниях и предоставляет значительное конкурентное преимущество тем, кто его использует. Банк, в котором я работаю (входящий в топ-5 мировых банков), не остался в стороне и решил внедрить ИИ в процесс разработки. В этой статье я поделюсь опытом компании в интеграции ИИ и последствиями принятых решений.

Сегодня трудно прогнозировать, как будет развиваться взаимодействие умного помощника с электронными документами, однако смело можно признать, что внедрение искусственного интеллекта — это следующий шаг к еще большей автоматизации.

Риски, связанные с внедрением искусственного интеллекта в ЭДО

Любое нововведение требует времени на проверку бизнес-практикой и дальнейшей их коррекции. Технологии искусственного интеллекта не стали исключением. Рассмотрим основные риски, которые могут ожидать пользователей в работе с умным ассистентом.

Неточное распознавание

Система OCR пока несовершенна и вполне может сообщить об ошибках в документе, даже если их там нет. Это может произойти, скажем, если качество отсканированного документа будет низким. К примеру, заломы и морщинки на бумаге, расплывшаяся краска могу ввести систему в заблуждение.

Проблемы обучения ИИ-ассистента

Чтобы «мнению» искусственного интеллекта можно было доверять, его нужно подготовить к работе в конкретной компании и с конкретными документами. Для этого обучение следует проводить на большом количестве очищенных данных. В противном случае достичь положительного результата будет сложнее.

Высокие затраты на внедрение искусственного интеллекта в работу с ЭДО

Помимо затрат на внедрение технологии, для быстрой и качественной обработки документов потребуется закупить и дорогостоящее оборудование. Для крупных корпораций с большим потоком документов это может быть уместно, однако среднему и малому бизнесу такие умные помощники могут оказаться не по карману. Прежде чем решиться на подобное внедрение, нужно просчитать выгоду.

Срок внедрения ИИ-ассистента в работу может затянуться

Процесс запуска умного помощника в работу зависит от тех задач, которые ему придется выполнять, и от специфики заказчика. Этап адаптации инструмента под реалии каждой конкретной компании может растянуться от месяца до полугода, поскольку искусственный интеллект для бизнеса — новая технология. Сегодня на рынке представлены компании, которые специализируются на работе с искусственным интеллектом, но количество инструментов, запущенных ими в промышленную эксплуатацию, пока слишком мало, чтобы говорить о серийных тиражируемых решениях.

Искусственный интеллект в ЭДО: доверять или проверять

Сегодня технологии, связанные с искусственным интеллектом, направлены на то, чтобы добиться высокого уровня точности распознавания текста, понимания запросов и человеческой речи. О возможностях ИИ-ассистента говорят повсеместно, и ожидания от взаимодействия с этим инструментом несколько завышены. Однако система пока несовершенна, и люди, которые будут слепо доверять ей, рискуют однажды (например, в одном случае из тысячи) принять неверное решение. Искусственный интеллект не стоит воспринимать как равноправного «коллегу». К нему скорее следует относиться как к новичку, только что окончившему вуз, имеющему теоретические знания, но не обладающему достаточным количеством практики. Такой ассистент вполне может допустить ошибку в заполнении карточки или неправильно понять вопрос. Сейчас мы находимся в переходном периоде, когда результаты работы искусственного интеллекта требуют дополнительной проверки со стороны человека.

Тем не менее технологии хорошо зарекомендовали себя в скорости обработки данных. Автоматизация процессов с помощью искусственного интеллекта дает ряд преимуществ:

  • сокращение временных и трудовых затрат сотрудников при условии наличия серьезных мощностей, например, фермы видеокарт, способной быстро обрабатывать целые пакеты документов;
  • снижение риска человеческих ошибок, следовательно, дополнительная возможность защититься от недобросовестных действий со стороны контрагентов.

Опубликовано 19.09.2024

Похожие статьи