Софья Искандарова: «Для развития бизнеса нужна синергия человека и технологий»

Логотип компании
Продакт-менеджер AI-продуктов о том, как нейросети экономят время бизнесменам на примере расшифровщика онлайн-конференций.

Почти половина российского бизнеса применяет искусственный интеллект в своих рабочих процессах. Согласно исследованию «Национального центра развития ИИ» при правительстве РФ и ВЦИОМ, к декабрю 2024 года эта цифра составила около 43%, что вдвое больше показателя за 2021 год. Кроме того, 36% компаний отмечают существенный экономический эффект от внедрения ИИ. Тогда как в том же 2021-м таких предпринимателей было лишь 14%. Искусственный интеллект в бизнесе чаще всего помогает освободить сотрудников от рутинных процессов и дает возможность заниматься стратегическими задачами, говорит эксперт по внедрению технологий Софья Искандарова. Софья и ее команда занимаются разработкой корпоративного AI-портала с разнообразными ИИ-сервисами, один из них — сервис по обработке онлайн-встреч. Он помогает экономить время на составление протоколов, а также позволяет работать в рамках одного пространства (AI-портала), обеспечивая конфиденциальность обрабатываемой информации. В интервью с Софьей Искандаровой разбираемся, как всего один сервис с ИИ способен разгрузить крупную компанию и облегчить жизнь ее сотрудников.

Софья, вы начали заниматься ИИ еще до его всеобщей популярности. Сегодня в России все больше бизнесменов поручают рутинные задачи нейросетям, а сами занимаются стратегическим планированием. Как думаете, почему искусственный интеллект все прочнее закрепляется в бизнесе?

ИИ действительно позволяет избавиться от рутины, которая отнимает много времени, при этом не способствует развитию бизнеса. Чаще всего это задачи, связанные с обработкой данных, клиентским сервисом и оптимизацией операционной деятельности. Кроме того, ИИ, можно использовать для быстрого составления отчетов по шаблону, генерировать презентации и картинки для развлекательных материалов, сравнивать и анализировать информацию, расшифровывать встречи и конференции и так далее.

Одним из таких примеров служит ваша разработка — сервис по расшифровке онлайн-встреч, который уже показал свою эффективность в компаниях с большим количеством таких мероприятий. Составление протокола встречи занимает уже не часы, а минуты. Как устроена работа сервиса?

Моя идея заключалась в том, чтобы пользователь делал всю работу в рамках одного портала. Здесь он расшифровывает запись встречи, составляет протокол и тут же отправляет его коллегам. Сервис интегрирован с корпоративным мессенджером, почтой и приложением для проведения онлайн встреч. Интеграции позволяют получать видео- и аудиозаписи со всех источников и работать с ними в едином AI-портале. Это особенно ценно в компаниях с большим числом встреч, где оперативность и точность критически важны. Сервис из видео- или аудиозаписи распознает весь текст встречи, а с помощью тонального анализа выделяет спикеров мероприятия, и далее по этим данным делает краткое содержание. Сервис может сделать как общее краткое содержание, так и отдельно по речи каждого спикера. А также может ответить на вопросы, связанные со встречей, например, а что конкретный человек сказал по этому поводу. Этот кейс облегчил работу по составлению протоколов для многих менеджеров.

Какие ключевые технологии вы использовали при создании сервиса? И за счет чего удалось достичь эффективности работы?

Я разрабатывала сервис на основе нескольких технологий. Во-первых, это Speech-to-Text — высокоточная система распознавания речи, во-вторых, диаризация. То есть, алгоритмы, которые идентифицируют спикеров и связывают их с конкретными высказываниями, помогая разделить текст по ролям. А также — NLP — для создания краткого содержания, выделения ключевых идей и ответа на вопросы вроде «что сказал спикер по определенной теме?». Эффективность сервиса достигнута благодаря интеграции в рабочие процессы. Например, создание протокола встречи стало занимать в пять раз меньше времени.

Ваше решение помогает составлять подробные протоколы и его уже применяют в госструктурах, где это особенно важно. А можно ли его внедрить, например, в социальной сфере?

Безусловно. Например, сервис может быть полезен людям с нарушением слуха для автоматического перевода речи в текст, то есть субтитры в реальном времени. Также сервис можно использовать в госуправлении — автоматическая расшифровка заявлений, жалоб и предложений граждан для их дальнейшей обработки. В судебной системе — транскрипция заседаний судов, ускорение документооборота и сохранение полной истории разбирательств. А также в работе экстренных служб — для быстрого реагирования при распознавании ключевых слов, как «пожар», «помощь», «угроза» и др.

Согласно данным опроса издания «Видео+Конференции» лишь 1% отечественных компаний используют ИИ для создания протоколов по итогам онлайн-встреч. Как вы думаете, с чем связан такой слабый интерес?

Скорее всего, это связано с вопросами безопасности и конфиденциальности. Компании не хотят размещать свою информацию на чужих облачных хранилищах, где ИИ будет расшифровывать текст встречи. Мы разместили наш сервис во внутреннем контуре, на серверах компании, чтобы закрыть этот вопрос. Кроме того, как я уже упоминала, вся работа проходит в рамках одного портала. Сотрудникам не нужно «прыгать с платформы на платформу», а можно делать все в одном месте в безопасном контуре компании. Наш сервис не просто технологичный, но и бесшовный в использовании.

ИИ все увереннее входит в производственные процессы. Как, по вашему мнению, будут развиваться подобные сервисы в будущем? Не вытеснят ли машины специалистов?

Важно понять, что для развития бизнеса сейчас нужна синергия человека и технологий. Самой главной задачей для сотрудников будет обучение новым навыкам и грамотное использование ИИ для дальнейшего успешного выполнения своих функций в бизнес-процессах. Если мы говорим о конкретном сервисе по распознаванию речи, то в будущем эти технологии будут тесно интегрироваться с другими инструментами управления проектами и корпоративными системами. Например, протоколы встреч смогут автоматически синхронизироваться с системами управления задачами, CRM и календарями. В личном кабинете сотрудника будут сразу появляться задачи и встречи, которые обсуждали на совещании. Возможности сервиса позволят создавать аналитические отчеты и рекомендации в режиме реального времени на основе обсуждений, помогая командам принимать решения быстрее и эффективнее. Также акцент будет сделан на безопасности данных, чтобы гарантировать конфиденциальность информации, особенно для корпоративного сектора.

Опубликовано 20.02.2025

Похожие статьи