Как создать сайт, который долго останется актуальным

Логотип компании
Как создать сайт, который долго останется актуальным

Изображение создано нейросетью на shutterstock.com

CEO Riverstart Андрей Никонов рассказал IT-World, что нужно учесть собственнику бизнеса, чтобы его сайт был актуальным долгое время, ранжировался в поисковиках и привлекал клиентов. В этом материале собраны советы с точки зрения бизнеса, разработки и юзабилити. К чему подготовиться, как создать сайт с долгосрочной перспективой и возможностями для масштабирования без полной переделки?

Какой сайт считать устаревшим?

Устаревшим можно считать сайт, который не соответствует актуальным стандартам дизайна и функциональности. Такой ресурс нуждается в апгрейде.

Сайт может устареть с точки зрения:

  • Бизнеса: он не может отразить актуальные предложения компании, дать нужные пользователям функции, составить конкуренцию. 
  • SEO: сайт оптимизирован под устаревшие требования поисковиков, сеошник использует механики, которые либо не работают, либо даже вредят. К примеру, насыщает страницы текстами с переспамом ключевыми словами.
  • Дизайна и юзабилити: визуально выглядит устаревшим, использует неактуальные паттерны интерфейса, не адаптирован для мобильных. 
  • Технической составляющей: не может обеспечить высокую скорость загрузки, оставаться стабильным при возрастающей нагрузке пользователей, возможно, даже применяет устаревший флэш-контент.

Некоторые сайты сразу определяются как устаревшие по их внешнему виду:

Как создать сайт, который долго останется актуальным. Рис. 1

Старая версия известного поисковика

Сайт устарел: как обновить?

Важно понимать, какие новые задачи ставит владелец бизнеса перед сайтом. Исходя из этого, вначале нужно проанализировать текущее состояние цифрового продукта и затем уже определить, что именно надо сделать. Изменения могут быть небольшими или кардинальными. Чаще всего их можно разделить на три вида:

  • смена стека у проекта;
  • обновление структуры и контента;
  • внешний редизайн — визуальное обновление.

Обновление сайта — это, как правило, ресурсоемкое занятие: вы уже потратили ресурсы на то, чтобы создать сайт, а при обновлении нужно переделывать сделанное, готовиться к тому, что будет непродолжительная, но просадка позиций. Самый оптимальный вариант — не тратить лишнее время, а изначально создавать проект, который будет играть вдолгую.

Как создать сайт, который будет актуальным долгое время

Несколько советов из разных сфер:

Выбрать актуальный технологический стек

На этом этапе нужно выбрать фундамент для проекта. И тут важно учесть несколько моментов:

  • Не советую использовать конструкторы, с помощью которых можно создать сайт буквально за час. Звучит привлекательно, но фактически продукт принадлежит не вам, а собственнику компании — разработчика конструктора. Компания может заблокировать доступ, удалить размещенные сайты, поменять тариф. Если не успеете выгрузить свой проект, чтобы развернуть на другой платформе, потеряете сайт. Вдобавок у конструкторов ограничен набор интеграций с различными сервисами, нет возможности редактировать код самостоятельно, ограничены возможности для дизайна. Также важно следить за соблюдением ФЗ-152 «О персональных данных». Если конструктор размещает сайт не на территории РФ, у него есть серверы за рубежом, тогда сайт, который содержит формы и собирает персональные данные, может нарушить этот ФЗ.

  • Выбирайте проверенные CMS, которые уже давно хорошо себя зарекомендовали на рынке. К ним относятся, например, Wordpress, Joomla, 1C-Битрикс, MODX и другие. Здесь все понятно и предсказуемо: разработчики следят за безопасностью и выпускают обновления для устранений уязвимостей, у них есть ассортимент плагинов для разных функций и SEO, можно развернуть свой дизайн, настроить разноуровневый доступ для команды.

  • Не экономьте на коде, если не используете CMS, а пишете продукт силами команды. Качественный корректный код, написанный профессионалами, гораздо проще и в итоге дешевле поддерживать, чем тот, что сделают недостаточно квалифицированные специалисты. Его проще масштабировать, делить на микросервисы, интегрировать с другими решениями. Из-за плохо написанного кода будет сложно поддерживать большой проект: будет формироваться технический долг, накапливаться отказы функциональности сайта, он начнет тормозить, поскольку ресурсов сервера не хватит для того, чтобы он соответствовал уровню производительности.

  • Не стоит использовать решения, которые могут уйти с рынка в ближайшее время. Пакеты санкций обновляются регулярно, поэтому оптимально, если ваш цифровой продукт и в целом работа на проекте не будут от этого зависеть. Например, уже ушел из России конструктор сайтов Wix, платформы Recraft, Miro и Coda, сервис для управления проектами ClickUp, сервис Notion. Выбирайте площадки, которые связанные со странами, подчиняющимися санкциям. Акцент при создании сайта лучше делать на отечественное ПО. Тем более что с 1 января 2025 года для госкомпаний эти требования обязательны.

Соответствовать современным SEO-требованиям

Поисковые системы обновляют алгоритмы, чтобы улучшить результаты поиска и повысить качество взаимодействия с пользователями. Но есть тенденции, которые будут актуальны долгое время:

  • Качественный контент. Уже давно не работают тексты, изобилующие ключевыми фразами. Нужно генерировать структурированные материалы, которые приносят пользу и способны увлечь аудиторию, а также основаны на экспертном опыте. Обязателен фактчекинг, подтверждение экспертности автора в теме материала, понятное изложение, иллюстрации. Не должно быть переспама, скрытых от пользователя фрагментов текста.
  • Внедрение ИИ в SEO. Это позволит экономить ресурсы, анализировать данные и создавать персонифицированный контент. При этом редактор вам все еще понадобится, чтобы обработать текст за ИИ: нейросеть по-прежнему может некорректно формулировать предложения, делать повторы, путать факты.
  • Адаптивность под смартфоны. Большую часть жизни сейчас пользователь проводит в смартфоне: тут он работает, делает покупки, развлекается. Ваш сайт должен быть адаптивным под различные устройства, чтобы не терять мобильных пользователей. Также адаптивность под мобильные важна для ранжирования сайта в поисковых системах, поисковики обращают внимание на этот фактор при формировании выдачи.
  • Повышение трастовости сайта, то есть его авторитетности. На это влияет ряд объективных показателей — например, уникальный контент, качественные входящие и исходящие ссылки.
  • Скорость загрузки сайта. Он должен быстро загружаться — пользователь ждать не будет и уйдет к конкурентам. Кроме того, этот критерий активно учитывают поисковые системы при ранжировании.
  • Интуитивно понятное юзабилити. Пользователь должен без труда сориентироваться на вашем сайте и с первого раза находить все, что ему нужно. 

Внедрять актуальные тенденции UX/UI 

Нужен ли креатив в UX/UI?

Можно выделить несколько направлений в этом отношении: 

  • Минимализм и лаконичность. Горячие тренды и модные веяния дизайна актуальны для ресурсов, связанных с дизайном. В других сферах не обязательно учитывать моду. Минимализм позволяет сделать акцент на главном, его достаточно просто поддерживать. Стильный лаконичный сайт будет актуален не один год.
  • Простота пользовательского пути. Клиент должен легко и с минимумом действий доходить до конверсии. Если сайтом просто пользоваться, он удобен и интуитивно понятен, быстро загружается и работает без проблем, у него будут конверсии практически при любом дизайне. 
  • Конкуренция с маркетплейсами. Часто покупать там удобнее, чем на разных других сайтах: уже привычный интерфейс, сохранение данных, настроенная лента рекомендаций, ПВЗ рядом с домом, возможность отказа. Бизнесу, чтобы конкурировать с маркетплейсами, нужно предлагать схожие возможности, а также адаптировать сайт, чтобы он был не менее удобным и понятным, чем привычный маркетплейс. К примеру, добавлять подробные карточки товаров, отзывы, лист желаний, выбор способа доставки, сохранение адресов и данных для оплаты.
  • Внедрение ИИ-инструментов. Они серьезно упрощают работу при оформлении сайта. То, что раньше дизайнер делал с нуля, сейчас можно сгенерировать за несколько часов, а затем дизайнер сделает правки вручную.
  • Цифровая доступность. Люди с особенностями восприятия информации должны иметь возможность использовать функции сайта. Создавать инклюзивный сайт — значит следовать социальным трендам. Для этого сайт должен иметь версию для слабовидящих с возможностью увеличить и уменьшить текст, быть адаптирован под скринридеры — программы для озвучивания сайта, и адаптирован под клавиатурное управление без мыши.
  • Темная тема. Это новый стандарт, когда основная тема сайта или приложения автоматически меняется в зависимости от времени суток или по переключению пользователем. Так можно проявить заботу и дать возможность глазам отдохнуть от яркого света.

За чем нужно следить?

Тренды и тенденции могут быть короткими и длинными. Конечно, лучше ориентироваться на длинные. Но самое главное — чтобы сайт был удобным, стильным и продуманным с технической точки зрения. Если цифровой продукт справляется с нагрузкой и удобен для пользователей, его можно обслуживать несколько лет без лишних обновлений.

Но что еще важно — сайт должен быть адаптивным к изменениям, чтобы вносить разумные доработки без глобальной переделки всего сайта. Это нужно учитывать при создании проекта, чтобы без проблем интегрировать дополнительные сервисы или механики и добавлять нужные функции.

Читайте также
Готова ли Россия к массовому внедрению ИИ, какими ресурсами для этого располагает, каких не хватает? Какой помощи рынок ждет от государства, объединят ли Сбер и «Яндекс» вычислительные мощности как будет развиваться инфраструктура для ИИ и чего ждать от экономики данных — обо всем спикеры ведущих участников рынка говорили на круглом столе IT-World.

Опубликовано 01.11.2024

Похожие статьи