Человек в центре конвергенции
Как и в любой сфере деятельности, в ИТ-отрасли есть различные лагери, объединяющие консерваторов, инноваторов, радикалов и так далее
О новой парадигме эволюции ИТ-индустрии, а также о том, какое влияние она будет оказывать на развитие электронного правительства и госуслуг, в интервью журналу IT-MANAGER рассказал Виталий Фридлянд, генеральный директор компании Fujitsu в России и СНГ.
Какие технологии будут, на ваш взгляд, востребованы в госсекторе в ближайшие пять лет и какие тренды заметны уже сейчас?
Прежде всего хочу подчеркнуть, что технологии инвариантны и не имеют границ. Со временем они проникают повсюду, независимо от того, где были разработаны. При этом какие именно технологии будут востребованы госсектором на горизонте пяти лет, зависит в первую очередь от того, каким будет само государство. Главный технологический тренд в госсекторе – конвергенция. С одной стороны, в ближайшие годы будут востребованы конвергентные технологии, объединяющие между собой в единое целое уже хорошо известные технологические направления и решения, такие, к примеру, как Big Data и Cloud Computing. Это будет выражаться в унификации интерфейсов для стандартных операций между государством и гражданами. В частности, муниципальное предприятие, например детсад, должно иметь стандартный, унифицированный интерфейс для получения какой-либо информации на муниципальном уровне и для отчетности перед вышестоящими уровнями власти. И такой интерфейс, с точки зрения конечного пользователя, должен быть очень простым и удобным. Благодаря этому мы, вероятно, забудем о таких терминах, как «большие данные», «дигитализация» и «облачные вычисления», поскольку все они станут частью новой парадигмы. С другой стороны, госсектор ждет внутренняя конвергенция в ИТ-инфраструктуре по принципу «всё в одном». На сегодняшний день взаимодействие с информацией характеризуется множеством способов ее восприятия и обработки. Поэтому все современные коммуникационные устройства должны быть конвергированы с ИТ-решениями – серверами, системами хранения данных и так далее. И вот эти понятия – сервер и СХД – в ближайшие несколько лет, скорее всего, постепенно уйдут из обихода, а вместо них появится некое объединенное решение. При этом клиентские устройства будут примитивными и простыми, как лист бумаги.
Как будет развиваться ИТ-отрасль в ближайшем будущем?
Думаю, что ИТ-отрасль должна стать «человекоцентричной», то есть придерживаться новой парадигмы – Human Centric Society, HCS. Это означает, что взаимодействие внутри предприятия, между предприятиями, между предприятием и человеком, а также между людьми посредством информационно-коммуникационных технологий должно подчиняться одной единственной цели – чтобы это было выгодно, удобно и надежно для людей, участвующих в этом процессе. Компания Fujitsu уже активно развивает эту парадигму в Японии и других странах мира в транспортных, медицинских, страховых и других вертикальных ИТ-решениях. Есть у нас примеры ее реализации и в России. Боюсь, что ИТ-специалистам старой школы в этой новой реальности места не найдется, поскольку смена парадигмы потребует смены ментальности всех участников ИТ-отрасли.
Будет ли сокращаться технологический разрыв между Россией и Западом?
Исходя из наблюдаемых законодательных инициатив, я склонен предположить, что разрыв будет только увеличиваться. Потому что количество ограничений в России, которые накладываются на ИТ-инфраструктуру, интернет-взаимодействие и онлайн-контент, а также на сферу информационной безопасности, постоянно растет. Для того чтобы такие ограничения способствовали технологическому развитию страны, необходим другой инвестиционный климат – нужны мощнейшие инвестиции в инновационное развитие высокотехнологичной промышленности. Хотя бы сопоставимые с инвестициями тех же ведущих западных ИТ-компаний, а в идеале – значительно превосходящие их. К сожалению, государство принимает решения для ИТ-отрасли без участия оппонирующих экспертных сообществ, руководствуясь прежде всего политическими мотивами. Это не может и не будет способствовать сокращению никаких разрывов. Единственным способом сократить технологический разрыв, по моему глубокому убеждению, является кооперация.
В каком направлении, по вашему мнению, государству необходимо развивать электронные услуги?
В направлении той же конвергенции. На мой взгляд, государство должно ориентироваться на предоставление любых услуг гражданину в максимально простой и удобной форме. Я, будучи жителем Москвы, хотел бы, зайдя на сайт своего муниципалитета, увидеть все жизненно важные сервисы, которые готовы предоставить мне не только госорганы, но и средний и малый бизнес. То есть государство должно сотрудничать с бизнесом с тем, чтобы совместными усилиями предлагать гражданам полный набор простых и понятных сервисов, востребованных в жизни каждого из нас, включая такие бытовые задачи, как, например, заказ еды на дом или покупка билетов в театр и кино. Преодоление четко существующих разграничений между коммерческими и государственными сервисами, а еще точнее – между государственными услугами и жизненными потребностями – и есть та самая парадигма HCS. В части же предоставления госуслуг развитие должно происходить в направлении так называемого ИТ-роуминга: то есть сервисы должны предоставляться так, чтобы потребители не ломали себе голову над тем, кто именно их оказывает. Например, чтобы подать налоговую декларацию, пользователь не должен искать онлайн-ресурс налогового органа, а может просто выбрать соответствующую конечную функцию на портале госуслуг своего района, города или региона.
Какой будет информационная безопасность в парадигме HCS и что это означает для государства?
Для любого человека наибольшее значение имеет право на личную жизнь и, соответственно, приватность. Поэтому услуги безопасности в рамках концепции HCS должны быть направлены именно на обеспечение приватности жизнедеятельности каждого гражданина. Для государства это, в частности, означает, что любая личная информация, используемая мной для получения каких-либо госуслуг, должна использоваться только с моего согласия и только для этого, но ни для чего иного. В частности, я хочу быть уверен, что информация о получаемых мной медицинских услугах или о моих доходах, которую можно получить исходя из сведений об уплате налогов, не попадет ни к кому постороннему и не будет использована в каких-то неизвестных мне и, вполне вероятно, вредных для меня целях.
Будет ли развиваться ИТ-стандартизация в сфере предоставления электронных госуслуг?
Как и в любой сфере деятельности, в ИТ-отрасли есть различные лагери, объединяющие консерваторов, инноваторов, радикалов и так далее. Основная проблема в том, что у каждого из этих лагерей свое понимание стандартизации. При этом многие разработки в ИТ-индустрии монополизированы: то есть один и тот же лагерь может выступать инициатором каких-то разработок в сфере стандартизации, а затем на их базе вырабатывать и оказывать услуги и ими же пользоваться. Таким образом, один лагерь, по сути, навязывает свои стандарты продуктов и услуг другим. С моей точки зрения, внутренние стандарты ИТ-инфраструктуры должны в первую очередь диктоваться самими технологиями. А внешние стандарты, определяющие формат оказания услуг, должны определяться тем, что необходимо и удобно конечным пользователям.
Опубликовано 18.06.2015
Похожие статьи
Ольга ПоповаГоссектор, 08.11.24
Госсектор, 02.11.24
Наталья СоловьеваГоссектор, 31.10.24
Наталья СоловьеваГоссектор, 28.10.24