Облака-2016. Итоги года

Логотип компании
Облака-2016. Итоги года
Заказчик получает не только широкий выбор разнообразных приложений, но и возможность попробовать их все

Облачность стремительно нарастает – считает Олег Коновалов, руководитель отдела облачных сервисов компании «Онланта» (группа компаний ЛАНИТ). Он рассказывает о перспективах рынка, ответственности провайдеров, моделях потребления облачных услуг.

Новая реальность

По некоторым оценкам, взрывной рост российского рынка облаков опережает рынок ИТ. Одна из основных причин столь высоких показателей очевидна. Динамика рынка информационных технологий всегда была связана в основном с интеграцией и строительством: рост обеспечивает постоянное развитие информационных технологий, которые применяют для улучшения показателей бизнеса. Непрерывное развитие и совершенствование информационных систем, в свою очередь, требует изменения и модернизации инфраструктуры, необходимой для работы меняющихся приложений. Таким образом, перемены, вызванные развитием информационных систем не дешевы, и большая часть бюджета, выделенного на внедрение, расходуется на постройку инфраструктуры. Подобный подход всегда тормозил развитие направления в целом, потому что бизнесу приходилось принимать сложное решение, как расстаться с большим количеством средств. С результатом этого решения необходимо было жить как минимум года три. Хорошо, если выбор в итоге оказался удачным и внедрение себя окупило, а если нет?

На помощь современному бизнесу приходят облачные технологии. Благодаря их бурному развитию CAPEX (Capital Expenditure, капитальные затраты) для заказчика переводится в OPEX (Operating Expenses, операционные затраты), и решение дается намного проще, поскольку цена возможной ошибки значительно ниже. При таком подходе разработка и внедрение чего-то нового сразу становится доступнее и притягательнее. Число разработчиков растет день ото дня, и стоимость запуска нового приложения сегодня невысока. Клиент платит лишь за то, чем и сколько он пользовался. Благодаря этим реалиям заказчик получает не только широкий выбор разнообразных приложений, но и возможность попробовать их все. Данные принципы работают как на простых игровых приложениях или приложениях для контроля семейного бюджета, так и на сложных ERP- или CRM-системах.

Окончательно рынок облачных технологий сформируется в ближайшие два года — благодаря запросам малого и среднего бизнеса. Крупные компании могут выбирать: покупать и внедрять самим, заказать услуги интегратора или воспользоваться облачным сервис-провайдером для решения своих бизнес-задач. У каждого из вариантов есть свои плюсы и минусы, которые повлияют на конечное решение. Но у сегмента SMB нет альтернативы облакам: здесь все слишком быстро меняется из-за высокой конкуренции и ты просто не успеешь за рынком, если будешь строить и пробовать, пока другие коллеги по цеху уже вовсю будут использовать весь спектр информационных технологий и улучшать показатели.

Широкой дорогой в облака

Еще полтора года назад мы были вынуждены рассказывать заказчикам, что такое облака, почему сервер нужно перевести в ЦОД или какие преимущества есть у виртуальной инфраструктуры. Сейчас мы отвечаем на вопросы, почему наше облако лучше других, какую финансовую ответственность мы несем, гарантируем ли мы SLA и т. д. Если раньше клиента можно было убедить на примере какого-либо пилотного проекта, что облака имеет смыл использовать, и заказчик не требовал ничего дополнительно, то сегодня клиенты перепробовали услуги уже нескольких облачных провайдеров и выдвигают специфические требования и к порталу самообслуживания, и к поддержке, и к SLA, и к KPI, которые указаны в соглашении.

Все идут в облака, эта тенденция будет только нарастать. Развитие рынка в 2017 году может превзойти самые смелые прогнозы. На пике интереса к облачным инфраструктурам заказчики в большинстве своем не станут обновлять парк техники, закупленный в 2014-м. Основным становится вопрос «Какому провайдеру доверить системы?».

Модели потребления облачных услуг

Российский рынок ИТ, как и многие другие отрасли, является догоняющим и перенимает зарубежные тренды с опозданием на полтора-два года. Когда на Западе происходил активный рост IaaS (Infrastructure as a Service — «инфраструктура как услуга»), у нас в принципе не было облаков. Сейчас отечественный рынок распробовал облака, все поняли, что это качественная технология, пригодная для промышленных систем. Однако заказчики не спешат отдавать «конечные» сервисы в руки облачного провайдера. Российские клиенты пока охотнее берут инфраструктуру, разворачивают на ней и самостоятельно поддерживают собственные сервисы, а облачные сервис-провайдеры отвечают за доступность такой инфраструктуры. Наши западные коллеги снова оказались впереди: у них уже активно идет развитие софта как сервиса для корпоративных заказчиков. Когда облако — это софт по подписке, потребитель не думает, на каких серверах какая инфраструктура расположена, как все организовано. Он просто получает инструменты, необходимые для ведения основного бизнеса. Мы к этому тренду стремимся, но пока у нас действительно все в IaaS.

Не ложится спать провайдер

Провайдеры стали серьезнее относиться к своим услугам. В 2014–2015 годах мы часто слышали, что где-то облако «упало», здесь сервисы деградировали, тут поддержка не доработала и т. д. Сейчас любое падение — нонсенс, влекущий за собой потерю клиентов. Рынок наконец «устаканился», появилось много ведущих, общепризнанных игроков, и вследствие большой конкуренции все стало прозрачно, понятно и нестрашно. Если ты начал использовать одно облако и что-то пошло не так, перенести свои машины или даже инфраструктуру в другое облако не составляет особого труда. Облачный провайдер, к которому ты мигрируешь, даже денег за это, скорее всего, не возьмет. Им приходится уделять большое внимание отказоустойчивости и клиентоориентированности, что положительно сказывается на сервисах для заказчика.

О консолидации отрасли речь пока не идет. На рынке есть несколько игроков, которые на словах договорились, что они не будут друг другу мешать и помогут в сложных ситуациях, когда заказчику потребуется большой комплексный проект с повышенной отказоустойчивостью или когда потребности заказчика превысят возможности одного облачного провайдера. Но такие случаи единичны и никак не оформлены, к тому же о них открыто не говорят.

Типичные бизнес-задачи в облаках

Любое приложение следует запускать в облако по модели SaaS (Software as a service, программное обеспечение как услуга) только тогда, когда оно становится массовым, поскольку для работы софта по принципу подписки нужны инвестиции как со стороны разработчика, так и со стороны облачного провайдера — настройка масштабируемости и гибкости, систем отчетности и биллинга в реальном времени. Пока разработчик не почувствует уверенность, что его продукт будет пользоваться спросом, он не станет в него инвестировать. А потому в первую очередь в SaaS переводятся приложения, которые решают бизнес-задачи, присутствующие абсолютно у всех клиентов, — CRM-системы, системы бэк-офиса, почтовые клиенты, месенджеры, ВКС, ERP-системы.

Перспективы для разработки

В ближайшие годы облачный рынок стимулирует развитие других ИТ-направлений. В первую очередь удача улыбается разработчикам. До появления облачных технологий и такой услуги, как PaaS (Platform as a Service, платформа как услуга), молодой команде подобных специалистов было сложно приступить к работе — нужно было прежде всего подумать о платформе. Компетенций для создания платформы у разработчиков, как правило, нет, поэтому требовалось привлечь архитекторов. Но хорошие архитекторы, умеющие проводить правильный сайзинг, стоят очень дорого. И команда разработчиков обычно получала слабенькую, неотказоустойчивую платформу с дырами в безопасности.

Сейчас облачные провайдеры предоставляют широкий спектр платформ для проектировщиков. Причем некоторые (например, Microsoft) в течение определенного срока делают это бесплатно для отработки нового продукта. Таким образом, разработчики минуют тяжелый этап по подготовке платформы и сразу попадают в комфортные условия для творчества. Скорее всего в 2017–2018 годах появится множество новых приложений, и некоторые из них наверняка окажутся революционными.

Одно из интересных, активно развивающихся приложений — боты для сайтов, информационных систем, порталов и т. д. Это шаг в сторону создания искусственного интеллекта. Сейчас в мире много инженеров, которые пишут самообучающиеся программы, способные заменить реальных людей в стандартных бизнес-темах. Microsoft, в частности, уже собирает каталог решений по этой теме (будет доступен в обозримом будущем), где каждый сможет выбрать себе бота по потребностям. Я допускаю, что года через три данную технологию удастся обкатать, и все мы можем отказаться от call-центров или значительно снизить объемы их использования.

Жить стало проще, жить стало веселей

Бум гиперконвергенции и программно-определяемых систем хранения данных (SDS) значительно облегчил работу облачных провайдеров. Раньше для построения своей инфраструктуры требовалось выбрать какое-то одно решение в области систем хранения данных. После интеграции приходилось работать с этим решением и учиться взаимодействовать с его вендором, который из горячо любимого и на все согласного партнера вдруг превращался в педантичного, неуступчивого исполнителя по договору с западным руководством, ничего не понимающим и не желающим вникать в ситуацию.

В серверном сегменте от таких отношений нас давно и успешно спасает виртуализация от VMware и Microsoft, а вот на рынке СХД в этой сфере все оставалось достаточно консервативно. Год 2016 дал новый толчок в развитии SDS, некоторые компании достали с полок свои старые наработки, кто-то начал презентовать рынку новые продукты — общее движение на рынке программно-определяемых СХД заметно невооруженным глазом.

В прошлом году мы сосредоточили усилия своего R&D-направления именно в этом сегменте и получили интересные результаты. Без сомнения, можно сказать, что отдельные продукты готовы к промышленному использованию, хотя в большинстве своем они пока очень узконаправлены. Тем не менее мы выбрали пару продуктов, за которыми будем очень пристально следить в текущем году. Гиперконвергенция, на мой взгляд, пока остается решением недешевым и не совсем гибким, хотя преимущества легкого внедрения и администрирования для многих компаний могут перевесить все недостатки.

 

Опубликовано 03.02.2017

Похожие статьи