Заклинатели облаков. Как облачные технологии помогают бизнесу заниматься бизнесом

Логотип компании
Заклинатели облаков. Как облачные технологии помогают бизнесу заниматься бизнесом
Заклинатели облаков. Как облачные технологии помогают бизнесу заниматься бизнесом
Какие преимущества привлекают бизнес и что его останавливает от широкого применения облачного «аутсорсинга». Как внедрение облачных технологий может повысить конкурентоспособность бизнеса и способствовать его росту в долгосрочной перспективе?
Уход с российского рынка западных вендоров заставил многие компании заняться собственной разработкой: просто неоткуда стало брать нужные ИТ-сервисы и программные продукты. Курс активно поддерживает государство, но одномоментно крупные ИТ-системы не заменишь – человеческие высококвалифицированные ресурсы и «железные» возможности сегодня ограничены. Выходом становится использование облаков – число их поклонников среди отечественного бизнеса растет, хотя и используют их преимущественно для «дела» либо для работы с некритичными данными. Рассказываем, какие преимущества привлекают бизнес и что его останавливает от широкого применения облачного «аутсорсинга». 

Как внедрение облачных технологий может повысить конкурентоспособность бизнеса и способствовать его росту в долгосрочной перспективе?  

Преимущества от использования облаков кроются в самой их природе.

Гибкость. У бизнеса появляется возможность грамотного распределения ресурсов: увеличивать их при росте потребностей и, наоборот, сокращать, когда такой потребности нет. Еще компании существенно выигрывают в скорости при апробации бизнес-теорий и разработке новых продуктов. Если идея взлетает, можно оперативно увеличить ресурсы или перевести разработку во внутренний контур. Если не взлетает – отказываться от ресурсов без потерь.

Масштабируемость. Имея облачного провайдера, бизнес может получить сразу все «кубики» для построения распределенной инфраструктуры. При этом контракт всего с одним провайдером дает возможность использовать сразу все зоны доступности, которые у него есть, и построить территориально распределенную инфраструктуру.

Простота использования. В облаке есть уже сконфигурированные PaaS-кубики, которые разворачиваются «по кнопке» и поддерживаются командой специалистов. ИТ-сервисы заточены под это облако и предоставляются в конфигурации отказоустойчивости: не надо ничего настраивать дополнительно, все уже работает. При этом облачный провайдер предлагает своего рода поваренную книгу – как из наличествующих у него ингредиентов составить идеальное меню, а также проводит обучение специалистов заказчика. 

Независимость от «железной» составляющей. Это позволяет снизить затраты на инфраструктуру за счет экономии на капитальных затратах: покупаешь только то, что нужно в моменте.

Демократичность. Провайдеры часто вводят новые сервисы и технологии, благодаря которым компании могут модернизировать свой ИТ-ландшафт, при этом не прибегая к длительному и дорогому процессу поиска, тендерных процедур, закупки, монтажа, настройки и т. д.

Легкость работы с сервисами. Не все компании обладают штатом ИТ-сотрудников, способных грамотно настроить работу с локальными ресурсами. Облачный провайдер предоставляет сервисы и инструменты, которые позволяют настраивать инфраструктурные или платформенные сервисы оперативно и просто. При возникновении вопросов или сложностей всегда можно обратиться в техническую поддержку. 

Могут ли облака гарантировать высокий уровень безопасности?

В настоящее время облака обеспечивают высокий уровень надежности – тот, что приемлем даже для компаний финансового сектора, где требования одни из самых строгих. Провайдеры внимательно отслеживают и обеспечивают свою сертификацию по большому количеству стандартов и регламентов и гарантируют высокий уровень безопасности.

Также использование облака позволяет контролировать технологический стек, который могут использовать разные департаменты и дирекции в компании или группе компаний. В противном случае для управления ИТ-архитектурой организации потребуется нанять значительное число архитекторов, которые будут проводить аудит в каждой команде (при работе в облаке можно заказывать только утвержденные заранее сервисы в приемлемых конфигурациях). Это дает управляемую архитектуру, гарантируемую надёжность и более простое встраивание. Альтернатива — выбрать удовлетворяющее требованиям облако, протестировать его и получать сервисы по подписке. Эти принципы лежали в основе построения T1 Cloud.

Кроме того, провайдер может инвестировать в дорогие технические комплексы и в ИБ-специалистов. При этом за счет экономии масштаба эти затраты неощутимы для корпоративных пользователей.

Также технологии дают возможность сразу распределять НОДы по разным зонам доступности.  

Наконец, можно иметь облачную распределенную инфраструктуру – это защищает от физических форс-мажоров, а также от ошибок разработчика или эксплуатационного заказчика. Даже в респектабельных дата-центрах были аварии, пожары, которые приводили к миграциям. Если у заказчика распределенная ИТ-архитектура, то потеря одного дата-центра может привести к деградации отказоустойчивости и вероятной деградации производительности. 

Альтернатива – выбрать удовлетворяющее требованиям облако, протестировать его и получать сервисы по подписке.

Что же останавливает компании при переходе на облачные технологии?

В феврале 2022 года часть иностранных облачных провайдеров просто перестала принимать платежи российских заказчиков. Это грозило остановкой и удалением самих ресурсов за неуплату. Ситуация породила страхи и недоверие к работе с облаками. 

Сегодня бизнес оказался на распутье. С одной стороны, большие затраты, потеря времени и головная боль, связанные с построением собственной ИТ-инфраструктуры. В пользу этого варианта, как правило, выступает служба безопасности, которой приятнее видеть сервер в кладовке, закрывающейся на ключ, чем выносить его в дата-центр. 

С другой стороны – облака. И для выбора этого элемента важнейшее значение будет иметь репутация компании, предоставляющей облако, и ее принципы построения облака. Для нас это надежность, безопасность, перспективы роста вычислительных мощностей на горизонте пяти лет при оптимальном ценообразовании. 

***

Все это приводит к тому, что количество заказчиков постепенно увеличивается: бизнес видит свои бенефиты, но отдает в облака некритичные данные, использует несколько облачных провайдеров, чтобы избежать проблем с какой-то одной компанией.

Однако полагаться исключительно на облачного провайдера не стоит. Плохая инфраструктура может убить хорошее приложение, но даже очень хорошая инфраструктура не вытянет недоработанное приложение. 

Основная ценность облаков для бизнеса в том, что они позволяют компании заниматься исключительно core-продуктом, который приносит им деньги, а не концентрироваться на том, чтобы мастерить внутренние ИТ-сервисы.


Опубликовано 04.09.2023

Похожие статьи