Управляя гетерогенной ИТ-инфраструктурой

Логотип компании
Управляя гетерогенной ИТ-инфраструктурой
Сегодня каждый второй производитель ИТ-«железа» предлагает и систему управления этим «железом». Если инфраструктура предприятия моновендорная, этого достаточно. Однако в большой организации это практически всегда зоопарк решений разных производителей.

Сегодня каждый второй производитель ИТ-«железа» предлагает и систему управления этим «железом». Если инфраструктура предприятия моновендорная, этого достаточно. Однако в большой организации это практически всегда зоопарк решений разных производителей.

Унифицировать такую инфраструктуру дорого, есть гораздо более дешевые средства ее оптимизации. Решения для управления гетерогенной инфраструктурой предлагают BMC, IBM, HP, CA Technologies, Naumen и другие вендоры. Есть и Open-Source-варианты, такие как Nagios или Zabbix. Однако выбор решения и его адаптация к потребностям заказчика – задача весьма непростая.

Полагаться исключительно на свои силы опрометчиво хотя бы уже потому, что само предприятие сталкивается с такой задачей впервые или всего несколько раз за время своего существования. Разумнее обратиться к опытному системному интегратору – компании, которая специализируется на задачах такого типа и знает о проблемах внедрения не понаслышке.

Директор департамента инфраструктурного ПО компании RedSys Павел Зернов уверен: «Выбор системы управления от многих условий. Для сложной распределенной гетерогенной ИТ-инфраструктуры и решения необходимы комплексные, внедрение которых требует команды высококлассных специалистов по системам управления. От них зависит, обеспечит ли проект долговременную отдачу или устареет уже к моменту завершения».

Работа над проектом

Один из последних проектов, выполненных RedSys, – создание централизованной системы управления территориально распределенной ИТ-инфраструктурой крупной организации. Задача решена на базе продуктов IBM SmartCloud и IBM Tivoli: обеспечено «зонтичное» управление всем имеющимся оборудованием при минимальных трудозатратах на интеграцию с системами мониторинга и технической поддержки. Это решение рассчитано на долговременное использование. Реализованное на одной из самых распространенных платформ – x86, оно по сути многоплатформенное и поддерживает управление широким спектром операционных систем – и Windows, и различных Linux, и unix-системы: HPUX (Unix от HP), Solaris, AIX (Unix от IBM), Red Hat Enterprise Linux и др. Если заказчик когда-то решит перейти на другую платформу, решение портируется, а значит вложенные в систему средства надежно защищены.

«Работа над проектом подобной системы начинается с глубокого исследования бизнес-процессов заказчика. В RedSys сильная группа бизнес-аналитиков, знающих лучшие мировые практики, рекомендации ITIL и стандарты ITSM, они формируют предложения по совершенствованию бизнес-процессов, обсуждают и согласуют их с заказчиком. Внедрение проходит поэтапно, без резких изменений, ведь бизнес не может останавливаться», – подчеркивает Павел.

Сроки реализации проекта зависят от многих факторов. Так, для крупной федеральной организации создание системы управления всей ИТ-инфраструктурой может занять до двух-трех лет. Если дело касается только отдельных аспектов – управления мощностями, инцидентами, конфигурациями, – хватит и года. Обычно 2 – 2,5 месяца уходит на изучение процессов, формирование предложений и согласование плана внедрения. После этого решение реализуется в пилотной зоне, где все процессы отлаживаются, а затем проект распространяется на всю компанию. При этом нередко приходится дорабатывать, предлагать изменения в организационную структуру и во внутренние регламентирующие документы, с которыми очень часто в компаниях дела обстоят неважно. Заказчик согласует предложенные проекты регламентов и внедряет их, издавая соответствующие внутренние распоряжения.

Отдача от внедрения

«Хорошее решение, – говорит Павел Зернов, – должно обеспечить оптимальную интеграцию четырех базовых компонентов – систем инвентаризации, мониторинга, собственно управления и технической поддержки – с максимальным использованием имеющегося у заказчика оборудования и ПО. В результате ускоряются бизнес-процессы, автоматизируется предоставление ИТ-ресурсов бизнес-подразделениям, снижается нагрузка на системных администраторов: обновления ПО, изменения в настройках оборудования отлаживаются централизованно и затем тиражируются на все однотипные устройства».

Инвестиции в проект дают отдачу прежде всего за счет сокращения издержек и повышения доходности бизнеса. В практике RedSys был случай, когда на полностью загруженные серверы заказчика после работы по оптимизации инфраструктуры нагрузка снизилась на порядок.

Внедрение системы уменьшает нагрузку ИТ-специалистов и позволяет им быстрее справляться со своими задачами. Большинство рутинных операций удается автоматизировать, используя соответствующие настройки и скрипты. Время прохождения заявки в ИТ-службе от ее поступления до выполнения сводится к минимуму, сокращается потребность в специалистах высокой квалификации (и зарплаты). Постоянный мониторинг ИТ-инфраструктуры позволяет прогнозировать необходимый бизнесу рост ее производительности. Система управления отслеживает степень загруженности оборудования и по заложенным в ней алгоритмам может перевести тот или иной сервис на другие серверы, балансируя нагрузку и обеспечивая должный уровень оказания сервиса (SLA).

Объем работ по внедрению подобных проектов, их сложность предъявляют высокие требования к исполнителю. Павел Зернов советует: «При выборе подрядчика главное – оценить его компетенцию: знание предложений вендоров, наличие сертифицированных специалистов по всему спектру оборудования и ПО, опыт аналогичных разработок, наличие прав на работу с персональными данными и т. п. Полезно проконсультироваться с коллегами, которые уже пользовались услугами этого интегратора. Особое внимание следует обратить на готовность исполнителя к изменениям проекта, возникающим по ходу его реализации».

Опубликовано 26.02.2016

Похожие статьи