Залог стабильности производства

Логотип компании
Залог стабильности производства

Cегодня в бизнесе нет такой отрасли деятельности, где бы не применялись технологии обработки и хранения данных. Не служит исключением и такая традиционная отрасль с многовековой историей, как производство макарон. У компании De Cecco Russia, дочерней структуры одного из ведущих мировых производителей макаронных изделий, итальянской компании De Cecco, несколько производственных площадок в нашей стране работают по непрерывному технологическому циклу.

Cегодня в бизнесе нет такой отрасли деятельности, где бы не применялись технологии обработки и хранения данных. Не служит исключением и такая традиционная отрасль с многовековой историей, как производство макарон. У компании De Cecco Russia, дочерней структуры одного из ведущих мировых производителей макаронных изделий, итальянской компании De Cecco, несколько производственных площадок в нашей стране работают по непрерывному технологическому циклу. Недавно компания реализовала проект по созданию единой серверной, где консолидированы корпоративные сведения.

Мы побеседовали с директором по информационным технологиям De Cecco Russia Сергеем Павловым о том, какой стратегии придерживается компания в области хранения данных.

В чем особенности хранения данных в вашей компании? Насколько они критичны и как это отражается на стратегии их хранения?

Если говорить об обеспечении непрерывности бизнеса, то наши данные, безусловно, являются критически важными. Мы представляем собой производственную компанию с несколькими площадками, расположенными в разных регионах России — в Москве, Санкт-Петербурге и Смоленске. Наш производственный цикл имеет непрерывный характер, поскольку конвейер функционирует в режиме «24×7», соответственно и склады также работают круглосуточно. Разумеется, полный останов производственной линии для нас не так критичен, как скажем в бумажной или сталелитейной промышленности, где такое событие является настоящей катастрофой с необратимыми технологическими последствиями и многомиллионными затратами на запуск производственного процесса. В нашем случае, потери от незапланированного останова производственной линии сводятся к упущенной в результате простоя экономической выгоде, что тоже весьма существенно. Поэтому задача обеспечения непрерывности работы производств обладает для нас большим приоритетом, и устойчивость работы информационных систем играет не последнюю роль в ее решении.

Какие аппаратные и программные решения для хранения данных находят применение в вашей компании? Каков уровень их сложности?

У нас нет огромных массивов данных, поэтому оборудование класса hi-end, конечно, не требуется в нашем случае. Мы в основном работаем с оборудованием среднего класса. Важно ведь не только то, какой инструмент у вас имеется, но и то как и для чего вы им умеете пользоваться. Современные ИТ-решения часто обвиняют в обилии возможностей и функций, в большинстве своем просто не востребованных на практике. Мы, со своей стороны, стараемся не уподобляться в этом большинству пользователей, а напротив с максимальной эффективностью использовать возможности наших решений. Мы используем аппаратное зеркалирование, традиционно поддерживаемое в RAID-системах. Это позволяет обеспечить необходимый уровень избыточности данных для обеспечения надежности восстановления информации при возникновении сбоев. При этом, мы не забываем обращаться к возможностям программных решений, постоянно развивающихся и предлагающих что-то новое. Например как вы знаете, компания Microsoft отказалась от технологии зеркалирования СУБД, и теперь предлагает новые инструменты AlwaysOn и High Avalaibility, обеспечивающие постоянную доступность системы. Технологии виртуализации, резервирования и бекапирования данных мы стремимся использовать оптимально для наших условий. говоря в общем, мы скорее типичный средний пользователь СХД.

У вашей компании несколько территориально распределенных производственных площадок. Данные хранятся централизованно или в разнесенном виде?

Первоначально это были разные фабрики, впоследствии преобразованные новыми владельцами в одну компанию, но продолжавшие работать с собственной инфраструктурой. Затем предприятие приобрела итальянская компания De Cecco. В результате было произведено юридическое слияние дочерних компаний и объединение ИТ инфраструктуры. В Москве мы объединили большинство ИТ ресурсов. Здесь организована централизованная серверная, обслуживающая всю компанию. У нас есть и планы по созданию удаленной резервной серверной, которая в дальнейшем, возможно, сможет играть роль основной. Так что централизация ведется, при этом мы используем распределенные ресурсы там где это целесообразно.

Какой процент ваших корпоративных данных занимает важная информация, требующая максимальной скорости доступа, а какой объем данных можно спокойно заархивировать, поскольку они нужны не так часто?

Безусловно, мы вводим градацию данных. У нас есть ERP-система на платформе «1С», единая конфигурация для всех предприятий. Это транзакционная система, в которой выделен аналитический контур, информационное хранилище, где собраны данные для составления аналитической отчетности. Сведения приходят не только из ERP, но и из производственных систем. У нас есть и заархивированные данные, потребность в которых возникает примерно раз в месяц. Архив занимает примерно половину общего объема. На аналитику приходится 30 процентов, а транзакционные данные — 20 процентов.

Какими принципами вы руководствуетесь при выборе аппаратных и программных решений для хранения данных?

Основной критерий — надежность и безопасность. Под этим мы подразумеваем поддержание непрерывности бизнеса. Даже скорее не столько информационная безопасность, хотя это тоже важно, сколько именно устойчивость в работе. Решения должны быть оптимальными по соотношению цены и возможностей, которые мы получаем за эту цену. Разумеется, и стоимость должна быть конкурентоспособной, поскольку наши бюджеты далеко не безграничны. Далее мы смотрим на возможности продукта, на то, как реализованы в нем те или иные нужные нам функции. Также обращаем внимание и на поддержку в России со стороны вендора.

Имеет ли для вас значение бренд, особенно если речь идет о продукции ведущей мировой ИТ-компании?

Если конкретное решение для нас является краеугольным камнем в ИТ-инфраструктуре, то при его выборе бренд, безусловно, очень важен. Хорошая репутация бренда сигнализирует о надежности во многих аспектах — документированности решения, наличии информационной базы о внедрениях, доступности обучения и квалифицированной поддержки. Поэтому при прочих равных условиях мы бы предпочли проверенное на рынке решение даже за более высокую цены. Если же возникнет интерес попробовать что-то новое, то мы сначала проведем тестирование на каких-то вспомогательных процессах, где устойчивость работы продукта для нас не столь критична.

Какой объем инвестиций от общего ИТ-бюджета приходится на хранение данных? Как вы измеряете эффективность этих инвестиций?

Эффективность ИТ-проектов традиционно измерить очень сложно. Тем более что для нас важна непрерывность бизнеса в целом, а не возврат на инвестиции в конкретные решения . Даже при низком проценте вероятности остановки бизнеса, реальные потери от таких инцидентов могут быть очень значительными. Что касается процента от общего ИТ-бюджета, здесь тоже сложно назвать конкретную усредненную цифру. Инвестиции носят скачкообразный характер и в процессе есть своего рода инерция. К примеру, в текущем году мы полностью заменили старую серверную, а потому и вложения были довольно большие. В настоящий момент они превышают 30% от общего бюджета. В основном, разумеется, это затраты на новое «железо». Но это не значит, что на следующий год такое распределение инвестиций у нас в бюджете сохранится.

Читайте также
Компании сталкиваются с острой нехваткой кадров, особенно опытных разработчиков и инженеров – в  прошлом году отмечалась нехватка 700 тыс. айтишников. Тем не менее успешные компании находят способы привлекать и удерживать таланты, сочетая обучение, продуманную систему льгот и конкурентоспособные условия работы. О том, как можно добиться решения кадрового вопроса, как взаимодействовать с нынешним рынком ИТ-специалистов и чего ждать в ближайшем будущем, IT Manager поговорил с экспертами отрасли.

Какие технологии безопасности и быстрого восстановления данных вы считаете наиболее перспективными применительно к вашей компании?

При критических сбоях есть два важных параметра. Во-первых, как быстро ты сумеешь восстановиться, во-вторых, из какой точки произойдет восстановление. В основном мы применяем технологии резервного копирования транзакций, базы данных, а также технологии, связанные с избыточностью данных, — зеркалирование на программном и аппаратном уровне, которое позволяет с максимальной гранулированностью во времени восстановить картину с минимальными потерями. Эти приложения достаточно хорошо известны, но, тем не менее, активно развиваются вендорами. В принципе, на данный момент подобных возможностей нам достаточно. Важно все грамотно развернуть и эксплуатировать.

Ваша компания располагает собственной ИТ-инфраструктурой. Интересны ли вам предложения по размещению данных в сторонних коммерческих ЦОДах, все чаще открываемых системными интеграторами в России?

Да, это новая область, которая у всех на слуху. К нам часто обращаются поставщики с такими предложениями. Но возникает вопрос безопасности, поскольку передача данных на сторону требует определенной репутации такого поставщика. Я думаю, скоро все нормализуется, поскольку мы ведь отдаем деньги в банк, а затем этими деньгами пользуемся, это ведь тоже аутсорсинг. Подобная услуга должна быть привлекательной в ценовом отношении, но пока интересных вариантов мы не видели. К тому же далеко не все данные мы готовы перевести во внешний ЦОД.

Целесообразен ли, по вашему мнению, моновендорный подход в области хранения данных?

Те, кто работает в ИТ, всегда знают, что решения от одного вендора — это в первую очередь отсутствие дополнительной головной боли. Моновендорная стратегия не может застраховать вас от возникновения проблем, но предоставляет дополнительное удобство, поскольку когда вы используете решения от разных производителей, ваша ИТ-инфраструктура становится сложнее, а риски сбоев увеличиваются. Конечно, зачастую вендоры любят злоупотреблять вашей от них зависимостью и повышают цены. Тем не менее преимущества моновендорной стратегии все-таки перевешивают. И если изначально вы предпочли моновендорный подход, лучше его придерживаться и в дальнейшем. Еще отмечу, что нужно выбирать правильного вендора.

Ваше мнение об облачном хранении данных, как в публичном, так и в частном облаке? Смогут ли облака потеснить на рынке классические СХД?

Я не думаю, что будут одни только облака и больше ничего. Примерно так же, как это происходит, скажем, в торговле, где активное развитие виртуальных интернет-магазинов вовсе не означает полного отказа от привычной розницы. Мне кажется, облако — просто новый инструмент, который, безусловно, имеет свою нишу на рынке. Вопрос в зрелости облака и качестве доступа в Интернет. Мы не скептики и к облакам относимся с большим интересом. Изучаем подобные решения, в частности, прорабатываем перенос ряда функций Microsoft SharePoint 2013 на платформу Office 365. Вместе с тем я не считаю, что варианты облачного хранения уместны для всего набора корпоративных данных. Наша компания не очень богатая, чтобы строить собственные ЦОДы, и нам интересно было бы попробовать те или иные облачные сервисы с разумной абонентской платой. Главное, чтобы предложение было адекватным.

Какие наиболее значительные проекты в области хранения данных вы реализовали за последнее время?

В первую очередь это создание единой серверной, о которой я уже сказал. В результате ERP-система всех трех заводов работает в общем дата-центре с единым дисковым массивом. Мы использовали для этого технологии виртуализации. В целом, проект не является, конечно, уникальным. Но для нас он важен, поскольку наша главная задача —обеспечивать качество и непрерывность работы бизнеса и наших предприятий.

Опубликовано 27.10.2014