Собственная информационная система: зачем изобретать велосипед?
Многие процессы, связанные с производством, на российских промышленных предприятиях остаются заповедником, отгороженным от современной автоматизации...
Без комплексной ИС сложно представить современное предприятие. Тем не менее, многие процессы, связанные с производством, на российских промышленных предприятиях остаются заповедником, отгороженным от современной автоматизации. Но иногда, как в настоящих заповедниках, появляются уникальные «самоделкины», которые не только подвергают «тихую гавань» решительной перестройке, но и выводят свои разработки на уровень тиражируемого коммерческого продукта.
О том, как было автоматизировано одно из старейших предприятий г. Санкт-Петербурга, завод «ЛЕНПОЛИГРАФМАШ», о том, что было сделано за пять лет в этом направлении рассказал нашему корреспонденту генеральный директор объединения Кирилл Соловейчик.
Когда Вы осознали необходимость использования ИС на Вашем предприятии?
Эта мысль появилась у меня сразу же, как только я пришел на завод в 2004 г. С первых же дней мне стало понятно, что управлять предприятием такого масштаба без соответствующего инструмента в настоящее время невозможно. Буквально в первый же месяц я задумался о том, что нам необходима широкомасштабная ИС, вот с этого момента и началась разработка. Почему мы остановились на собственной разработке - дело в том, что машиностроение в нашей стране в последние лет 15 переживает сложные времена, денег на развитие недостаточно. Иностранные производители предлагали на тот момент классические системы, но мне они не подходили по функционалу и были недостижимы по стоимости. К тому же у моей команды был опыт самостоятельного создания ИС, конечно, гораздо меньшего масштаба и меньшей детализации, чем требует машиностроительное предприятие. Но у нас была уверенность, что нужную нам систему мы сможем создать для себя сами. Конечно, многие решения мы создавали не только для себя, а рассматривали их с позиции и других заводов, и пытались создать более унифицированные модули и контуры, т.е. поставили целью создать коммерческий продукт не только для внутреннего использования, но полезный и для других промышленных предприятий сравнимого с нами масштаба. В конечном итоге нам это удалось, и наша система «КАСКАД» сейчас внедрена и эксплуатируется на шести машиностроительных предприятиях России.
Значит, непосредственно с 2004 г. началась разработка вашей собственной системы. Какие задачи вы перед собой поставили?
В основу разработки системы лег ряд обязательных принципов. Первый принцип – система при своей полной реализации должна охватывать все процессы предприятия, то есть иметь по функционалу поистине корпоративный охват. Причем сама ИС должна основываться на костяке системы менеджмента качества, внедренной на нашем предприятии. Второй - функционал и отчетность для разного уровня должны быть защищены различными средствами от несанкционированного взлома, от утечки информации, система должна иметь ролевую и многоуровневую основу.. И третье, учитывая средний возраст сотрудников предприятия, все интерфейсы должны быть «дружелюбными», «дружественными», т.е. интуитивно-понятными для человека любого возраста.
Ну и конечно же обязательно должна быть предусмотрена возможность поэтапного внедрения. Есть два способа познания от частого к общему и от общего к частному, так и мы - хотя мы и шли от частного, мы понимали, что все модули должны укладываться в единую картину, чтобы потом не пришлось менять систему.
Сколько времени ушло на разработку системы? С чего началось?
Ну, в общем-то, развитие происходит до сих пор. А тогда мы начали с разработки двух контуров – жизненного цикла изделия и производственного модуля. Я пришел в январе 2004 г., а в феврале-марте уже поставил технические задания на эти два модуля. Они не были формализованы в общем понимании, у меня было прекрасное взаимопонимание с программистами – той командой, о которой я уже говорил. Я рассказывал – они записывали. Я рисовал – они ксерокопировали, и собственно создавали эти два модуля. Параллельно, будучи первым заместителем генерального директора, я проводил в день 4 совещания по разработке и 4 совещания по внедрению. Я практически не выходил из цеха, который стал пилотным для внедрения. Cначала анализировал процессы и документы, которые им сопутствуют, находил, как мне казалось, нестыковки и формулировал уже техзадания, чтобы изначально избежать методологических ошибок. Это позволило нам очень быстро достичь правильного результата. Своими силами мы протягивали кабель, тогда еще коаксиальный, компьютеры мне свозили б/ушные, чтобы люди хоть как-то научились работать. Первые компьютеры мне в общем то ничего не стоили. Я этого не стесняюсь потому что считаю, что компьютер не та вещь, в которую нужно вкладываться, он должен просто выполнять свои функции. Так, например, как и новый автомобиль очень быстро теряет стоимость. На тех этапах объемы информации были маленькие, вполне работали первые пентиумы.
Что было дальше?
Первые данные в ИС сотрудники производства вносили в том же 2004 году на майские праздники. Где-то к концу лета мы уже тесно увязали технологические и производственные модули. Мы автоматически загружали данные в производственный и конструкторский модули, конструктора их затем корректировали и согласовывали. Первоначально это был очень большой объем ввода информации. Уже где-то в октябре мы подключили «электронную проходную», она дала новый толчок автоматизации. С одной стороны это была ветка повременной заработной платы, с другой - сдельной заработной платы. Так мы полностью автоматизировали процесс начисления заработной платы. На мой взгляд, он у нас реализован очень хорошо, очень разумно. Мы потратили на него месяца 4 – и на написание, и на внедрение. Вот так и двигались. Постепенно шаг за шагом. В 2005г. мы включили дополнительно модули учета аренды, складского учета, сбыта продукции, CRM-модули. Последнее, что мы сделали - в этом году полностью обновили модуль «Бюджетирование».
Мы сделали электронный документооборот (внешний и внутренний), ежедневник, график совещаний и всякие вещи, которые по сравнению с основными модулями уже можно назвать косметическими. На протяжении всего этого срока мы работали постепенно: сделали в одном цехе – распространили на другие. А поскольку структура холдинговая, то дополнили еще и холдинговыми функциями.
Так как у нас социально-ориентированное предприятие и мы субсидируем питание сотрудников, то автоматизировали еще и расчеты по столовой. Это очень интересный и полезный модуль, он учитывает, какие блюда пользуются популярностью, какие вычеты формировать каждому сотруднику и т.д. А так как нас интересовала еще и удовлетворенность пользователей ИС, то мы создали модуль электронных опросов. Хотели систематизировать саму службу технической поддержки, которая вначале была только компьютерная - написали модуль, а потом расширили его на службу главного механика, главного энергетика и т.д. Так получился модуль «единая диспетчерская». Создали модуль учета автотранспорта, в котором фиксируются путевые листы, заявки на служебный транспорт, ведется учет какой водитель на какой машине куда ездил и по чьей заявке, работает «система попутчик», где сотрудники заранее могут увидеть маршруты движения транспорта на ближайшие дни и могут добавить в маршрут свою точку назначения по пути, чтобы также снизить издержки.
Кроме основной площадки на Карповке у Вас есть и другие. Работает ли система там?
Сейчас у нас две производственных площадки, объединенных одним информационным полем. Главные сервера находятся на центральной площадке в территориально разнесенных помещениях и обеспечивают обе площадки в равной мере данными. Это сейчас очень помогает – когда основные производственные механические мощности переносятся из центра города на вторую площадку, ИС давно на ней работает и позволяет мониторить продукцию пооперационно каждый день: конкретно что каким рабочим сделано, какие объемы остались.
Может ли ИС облегчить переезд предприятия?
Ну, физически она не облегчит, но неизбежно возникающие при переезде информационные потери она, конечно, сведет к нулю. Потому что если известно кто какую деталь сделал, где остановились, куда перевезли… в общем, незавершенку она держит на самом низком, оптимально возможном уровне
Низкий бюджет продиктовал выбор платформы для вашей системы, или вы руководствовались иными соображениями, остановившись на Linux?
Это немного другая история. Я вообще-то всегда стою за рачительное использование финансовых средств и оплату только того, что приносит ощутимую пользу, даже если ее не всегда можно точно просчитать. Я видел предприятия, компании, которые имели деньги, покупали компьютеры и современные ИС за большие деньги, но эти компьютеры потом простаивали, потому что не получалось внедрить ИС. Я не хотел оказаться в этой ситуации.
Двигаясь шаг за шагом мы выжимали и из техники и из функционала максимум. Делаем это и сейчас. Да, все видят, какие удобные продукты в области автоматизации совместных расписаний и контактов у компании Microsoft. Но когда мы подсчитали, во сколько нам обойдется такая покупка (это к вопросу о лицензионном ПО), прикинули, что наши программисты все необходимое напишут за месяц и стоить это нам будет гораздо дешевле, то пошли именно таким путем. Мы смотрели, что нам по средствам, и что мы получим. Оценивали риски.
Между прочим, собственная разработка это не так страшно как кажется. Раньше многие заводы даже станки сами для себя производили. Да, это может быть несовременно или не модно. Но в российских условиях, при отсутствии аутсорсинга во многом, это единственный способ, во-первых, выжить, а во-вторых - есть возможность автоматизацию каждого процесса сделать коммерческой, т.е. не только для себя, но и для других. Мы заранее планировали, что наша ИС будет тиражироваться и продаваться – что, собственно, и происходит.
Многие говорят, что ИС на Линуксе сложно делать, если нет возможности держать штат собственных программистов. Вы согласны?
На самом деле это какая-то фикция. Нет возможности держать своих программистов, но есть возможность купить за миллион долларов дорогую ИС? Все зависит от многих факторов. Надо просчитать, какой уровень решения необходим и тогда делать выбор.
Какие риски присутствуют при использовании собственноручно написанной ИС?
Рисков очень много, допустим, смена команды, или уход программистов. Кто тогда будет заниматься поддержкой и развитием? Но с другой стороны – это еще один миф. Ведь то же самое возможно и при тиражируемом решении. Все же знают, (особенно у внедренцев) есть компания, есть имидж. Но вдруг из нее уходят определенные люди, и она фактически становится другой. Поэтому всегда надо смотреть, работают ли именно те люди, которые реализовали конкретные проекты, входящие в портфолио компании. Так что со своими сотрудниками риск, на мой взгляд, все же меньше, здесь все зависит от собственного управления..
Что сегодня представляет собой Ваша система?
Сегодня в системе присутствуют все возможные модули: технологический, зарплата и нормирование, планирование производства, управление качеством, внешняя и внутренняя кооперация, кадровый учет, документооборот, бюджетирование, сбыт, учет автотранспорта, проектный менеджмент и т.д, и т.п. Мы даже электронную библиотеку внедрили - очень удобно смотреть книги, держать свои формуляры, заказывать какие-то книги.
Я вспоминаю то время, когда на пальцах показывал, как система будет работать, что она даст. Сегодня когда все позади, в системе максимум функционала и мы достигли всего, что планировали, я иногда задумываюсь, а дальше-то что еще сделать? Но ведь предприятие не стоит на месте, с 2004 г. мы в 14 раз увеличили объем производства, при этом численность персонала осталась той же самой. И в этом огромная заслуга ИС. А если бы мы тогда ее не внедрили?… На тот момент надо было делать это очень быстро – дело в том, что мы начали выпускать новую линейку изделий, и было важно этот процесс зафиксировать на новой платформе, а не на бумаге или еще где-то. А теперь, благодаря ИС, любой новый запуск для нас не проблема. Заслуга системы также и в том, что за это время ни один человек не был уволен из-за автоматизации. Даже пожилые люди освоились в работе с системой и сейчас успешно трудятся на предприятии.
Как Вы думаете, многие разделяют Ваши взгляды?
Я могу сказать, что значительная часть больших компаний в мире работает все-таки на собственных системах. Почему? Ну, у них свое «ноу-хау», свои технологии, своя управляемость. Хорошо отрихтованное стороннее решение можно использовать в простых вещах, допустим, в складском учете, или в части бухгалтерского учета (зачем изобретать новую электронную бухгалтерию, если уже создана, например, «1С», и эта компания содержит огромный штат программистов). Вообще говоря – вот сидят одинаковые люди, вносят одинаковые данные.. где та изюминка, которая отличает предприятие от конкурентов? Конечно, это большой вопрос: что лучше – разрабатывать свое или дорабатывать чужое ПО? Это все равно каждый решает для себя сам.
Текст: Ольга Попова
О том, как было автоматизировано одно из старейших предприятий г. Санкт-Петербурга, завод «ЛЕНПОЛИГРАФМАШ», о том, что было сделано за пять лет в этом направлении рассказал нашему корреспонденту генеральный директор объединения Кирилл Соловейчик.
Когда Вы осознали необходимость использования ИС на Вашем предприятии?
Эта мысль появилась у меня сразу же, как только я пришел на завод в 2004 г. С первых же дней мне стало понятно, что управлять предприятием такого масштаба без соответствующего инструмента в настоящее время невозможно. Буквально в первый же месяц я задумался о том, что нам необходима широкомасштабная ИС, вот с этого момента и началась разработка. Почему мы остановились на собственной разработке - дело в том, что машиностроение в нашей стране в последние лет 15 переживает сложные времена, денег на развитие недостаточно. Иностранные производители предлагали на тот момент классические системы, но мне они не подходили по функционалу и были недостижимы по стоимости. К тому же у моей команды был опыт самостоятельного создания ИС, конечно, гораздо меньшего масштаба и меньшей детализации, чем требует машиностроительное предприятие. Но у нас была уверенность, что нужную нам систему мы сможем создать для себя сами. Конечно, многие решения мы создавали не только для себя, а рассматривали их с позиции и других заводов, и пытались создать более унифицированные модули и контуры, т.е. поставили целью создать коммерческий продукт не только для внутреннего использования, но полезный и для других промышленных предприятий сравнимого с нами масштаба. В конечном итоге нам это удалось, и наша система «КАСКАД» сейчас внедрена и эксплуатируется на шести машиностроительных предприятиях России.
Значит, непосредственно с 2004 г. началась разработка вашей собственной системы. Какие задачи вы перед собой поставили?
В основу разработки системы лег ряд обязательных принципов. Первый принцип – система при своей полной реализации должна охватывать все процессы предприятия, то есть иметь по функционалу поистине корпоративный охват. Причем сама ИС должна основываться на костяке системы менеджмента качества, внедренной на нашем предприятии. Второй - функционал и отчетность для разного уровня должны быть защищены различными средствами от несанкционированного взлома, от утечки информации, система должна иметь ролевую и многоуровневую основу.. И третье, учитывая средний возраст сотрудников предприятия, все интерфейсы должны быть «дружелюбными», «дружественными», т.е. интуитивно-понятными для человека любого возраста.
Ну и конечно же обязательно должна быть предусмотрена возможность поэтапного внедрения. Есть два способа познания от частого к общему и от общего к частному, так и мы - хотя мы и шли от частного, мы понимали, что все модули должны укладываться в единую картину, чтобы потом не пришлось менять систему.
Сколько времени ушло на разработку системы? С чего началось?
Ну, в общем-то, развитие происходит до сих пор. А тогда мы начали с разработки двух контуров – жизненного цикла изделия и производственного модуля. Я пришел в январе 2004 г., а в феврале-марте уже поставил технические задания на эти два модуля. Они не были формализованы в общем понимании, у меня было прекрасное взаимопонимание с программистами – той командой, о которой я уже говорил. Я рассказывал – они записывали. Я рисовал – они ксерокопировали, и собственно создавали эти два модуля. Параллельно, будучи первым заместителем генерального директора, я проводил в день 4 совещания по разработке и 4 совещания по внедрению. Я практически не выходил из цеха, который стал пилотным для внедрения. Cначала анализировал процессы и документы, которые им сопутствуют, находил, как мне казалось, нестыковки и формулировал уже техзадания, чтобы изначально избежать методологических ошибок. Это позволило нам очень быстро достичь правильного результата. Своими силами мы протягивали кабель, тогда еще коаксиальный, компьютеры мне свозили б/ушные, чтобы люди хоть как-то научились работать. Первые компьютеры мне в общем то ничего не стоили. Я этого не стесняюсь потому что считаю, что компьютер не та вещь, в которую нужно вкладываться, он должен просто выполнять свои функции. Так, например, как и новый автомобиль очень быстро теряет стоимость. На тех этапах объемы информации были маленькие, вполне работали первые пентиумы.
Что было дальше?
Первые данные в ИС сотрудники производства вносили в том же 2004 году на майские праздники. Где-то к концу лета мы уже тесно увязали технологические и производственные модули. Мы автоматически загружали данные в производственный и конструкторский модули, конструктора их затем корректировали и согласовывали. Первоначально это был очень большой объем ввода информации. Уже где-то в октябре мы подключили «электронную проходную», она дала новый толчок автоматизации. С одной стороны это была ветка повременной заработной платы, с другой - сдельной заработной платы. Так мы полностью автоматизировали процесс начисления заработной платы. На мой взгляд, он у нас реализован очень хорошо, очень разумно. Мы потратили на него месяца 4 – и на написание, и на внедрение. Вот так и двигались. Постепенно шаг за шагом. В 2005г. мы включили дополнительно модули учета аренды, складского учета, сбыта продукции, CRM-модули. Последнее, что мы сделали - в этом году полностью обновили модуль «Бюджетирование».
Мы сделали электронный документооборот (внешний и внутренний), ежедневник, график совещаний и всякие вещи, которые по сравнению с основными модулями уже можно назвать косметическими. На протяжении всего этого срока мы работали постепенно: сделали в одном цехе – распространили на другие. А поскольку структура холдинговая, то дополнили еще и холдинговыми функциями.
Так как у нас социально-ориентированное предприятие и мы субсидируем питание сотрудников, то автоматизировали еще и расчеты по столовой. Это очень интересный и полезный модуль, он учитывает, какие блюда пользуются популярностью, какие вычеты формировать каждому сотруднику и т.д. А так как нас интересовала еще и удовлетворенность пользователей ИС, то мы создали модуль электронных опросов. Хотели систематизировать саму службу технической поддержки, которая вначале была только компьютерная - написали модуль, а потом расширили его на службу главного механика, главного энергетика и т.д. Так получился модуль «единая диспетчерская». Создали модуль учета автотранспорта, в котором фиксируются путевые листы, заявки на служебный транспорт, ведется учет какой водитель на какой машине куда ездил и по чьей заявке, работает «система попутчик», где сотрудники заранее могут увидеть маршруты движения транспорта на ближайшие дни и могут добавить в маршрут свою точку назначения по пути, чтобы также снизить издержки.
Кроме основной площадки на Карповке у Вас есть и другие. Работает ли система там?
Сейчас у нас две производственных площадки, объединенных одним информационным полем. Главные сервера находятся на центральной площадке в территориально разнесенных помещениях и обеспечивают обе площадки в равной мере данными. Это сейчас очень помогает – когда основные производственные механические мощности переносятся из центра города на вторую площадку, ИС давно на ней работает и позволяет мониторить продукцию пооперационно каждый день: конкретно что каким рабочим сделано, какие объемы остались.
Может ли ИС облегчить переезд предприятия?
Ну, физически она не облегчит, но неизбежно возникающие при переезде информационные потери она, конечно, сведет к нулю. Потому что если известно кто какую деталь сделал, где остановились, куда перевезли… в общем, незавершенку она держит на самом низком, оптимально возможном уровне
Низкий бюджет продиктовал выбор платформы для вашей системы, или вы руководствовались иными соображениями, остановившись на Linux?
Это немного другая история. Я вообще-то всегда стою за рачительное использование финансовых средств и оплату только того, что приносит ощутимую пользу, даже если ее не всегда можно точно просчитать. Я видел предприятия, компании, которые имели деньги, покупали компьютеры и современные ИС за большие деньги, но эти компьютеры потом простаивали, потому что не получалось внедрить ИС. Я не хотел оказаться в этой ситуации.
Двигаясь шаг за шагом мы выжимали и из техники и из функционала максимум. Делаем это и сейчас. Да, все видят, какие удобные продукты в области автоматизации совместных расписаний и контактов у компании Microsoft. Но когда мы подсчитали, во сколько нам обойдется такая покупка (это к вопросу о лицензионном ПО), прикинули, что наши программисты все необходимое напишут за месяц и стоить это нам будет гораздо дешевле, то пошли именно таким путем. Мы смотрели, что нам по средствам, и что мы получим. Оценивали риски.
Между прочим, собственная разработка это не так страшно как кажется. Раньше многие заводы даже станки сами для себя производили. Да, это может быть несовременно или не модно. Но в российских условиях, при отсутствии аутсорсинга во многом, это единственный способ, во-первых, выжить, а во-вторых - есть возможность автоматизацию каждого процесса сделать коммерческой, т.е. не только для себя, но и для других. Мы заранее планировали, что наша ИС будет тиражироваться и продаваться – что, собственно, и происходит.
Многие говорят, что ИС на Линуксе сложно делать, если нет возможности держать штат собственных программистов. Вы согласны?
На самом деле это какая-то фикция. Нет возможности держать своих программистов, но есть возможность купить за миллион долларов дорогую ИС? Все зависит от многих факторов. Надо просчитать, какой уровень решения необходим и тогда делать выбор.
Какие риски присутствуют при использовании собственноручно написанной ИС?
Рисков очень много, допустим, смена команды, или уход программистов. Кто тогда будет заниматься поддержкой и развитием? Но с другой стороны – это еще один миф. Ведь то же самое возможно и при тиражируемом решении. Все же знают, (особенно у внедренцев) есть компания, есть имидж. Но вдруг из нее уходят определенные люди, и она фактически становится другой. Поэтому всегда надо смотреть, работают ли именно те люди, которые реализовали конкретные проекты, входящие в портфолио компании. Так что со своими сотрудниками риск, на мой взгляд, все же меньше, здесь все зависит от собственного управления..
Что сегодня представляет собой Ваша система?
Сегодня в системе присутствуют все возможные модули: технологический, зарплата и нормирование, планирование производства, управление качеством, внешняя и внутренняя кооперация, кадровый учет, документооборот, бюджетирование, сбыт, учет автотранспорта, проектный менеджмент и т.д, и т.п. Мы даже электронную библиотеку внедрили - очень удобно смотреть книги, держать свои формуляры, заказывать какие-то книги.
Я вспоминаю то время, когда на пальцах показывал, как система будет работать, что она даст. Сегодня когда все позади, в системе максимум функционала и мы достигли всего, что планировали, я иногда задумываюсь, а дальше-то что еще сделать? Но ведь предприятие не стоит на месте, с 2004 г. мы в 14 раз увеличили объем производства, при этом численность персонала осталась той же самой. И в этом огромная заслуга ИС. А если бы мы тогда ее не внедрили?… На тот момент надо было делать это очень быстро – дело в том, что мы начали выпускать новую линейку изделий, и было важно этот процесс зафиксировать на новой платформе, а не на бумаге или еще где-то. А теперь, благодаря ИС, любой новый запуск для нас не проблема. Заслуга системы также и в том, что за это время ни один человек не был уволен из-за автоматизации. Даже пожилые люди освоились в работе с системой и сейчас успешно трудятся на предприятии.
Как Вы думаете, многие разделяют Ваши взгляды?
Я могу сказать, что значительная часть больших компаний в мире работает все-таки на собственных системах. Почему? Ну, у них свое «ноу-хау», свои технологии, своя управляемость. Хорошо отрихтованное стороннее решение можно использовать в простых вещах, допустим, в складском учете, или в части бухгалтерского учета (зачем изобретать новую электронную бухгалтерию, если уже создана, например, «1С», и эта компания содержит огромный штат программистов). Вообще говоря – вот сидят одинаковые люди, вносят одинаковые данные.. где та изюминка, которая отличает предприятие от конкурентов? Конечно, это большой вопрос: что лучше – разрабатывать свое или дорабатывать чужое ПО? Это все равно каждый решает для себя сам.
Текст: Ольга Попова
Опубликовано 16.10.2009