УправлениеИТ в бизнесе

Все данные под одной крышей

Григорий Рудницкий | 30.08.2013

Все данные под одной крышей

Использование единых информационных систем позволяет написать методику  формирования отчетности в одном банке, а затем автоматически использовать её в другом

Создание корпоративного хранилища данных и системы управленческой отчетности в Финансовой Группе Лайф, объединяющей семь банков, позволило оперативно формировать гибкие отчеты на основе любой информации. Кроме того, компания получила более совершенные и функциональные средства бизнес-аналитики.

Об особенностях управления данными в финансовой группе и самых интересных и важных деталях этого проекта рассказывает Евгений Павлов, начальник Департамента развития и сопровождения программного обеспечения Пробизнесбанка, головного банка ФГ Лайф.

Какова специфика Финансовой Группы Лайф в плане хранения данных и управления ими?

У нас есть одно отличие перед многими коллегами по рынку финансовых услуг. В пяти наших банках используется полностью идентичная инфраструктура. Фактически она имеет централизованный характер, а в банках применяется одно и то же программное обеспечение. Это большой плюс, который помогает нам с меньшими усилиями консолидировать информацию. Использование единых информационных систем позволяет написать методику формирования отчетности в одном банке, а затем автоматически использовать её в другом.

При консолидации данных подобная система действительно важна. Нередко для крупных финансовых организаций именно разнородность ПО является серьезным препятствием. В таких организациях применение промышленной модели (КХД), аналогичной той, которую мы выбрали, сопряжено с большими сложностями, поскольку. сложить в однородную структуру данные из разрозненных структур, порой, противоречащих друг другу, очень сложно. Чаще всего в таких случаях приходится управленческую и другую отчетность делать в в каждой из организаций отдельно, а затем консолидировать уже готовые отчеты, так как прописать единую методику формирование отчетности, имея “зоопарк” систем, гораздо сложней, ведь нужно учесть особенности каждой из них.

Благодаря нашей инфраструктуре можно собрать в корпоративном хранилище данных детальную информацию, полученную на основе различных операций, проведенных во всей финансовой группе, не опасаясь, что в одну кучу мы замешаем различные (несравнимые) показатели. Благодаря этому мы строим отчеты, имея под рукой все необходимые исходные данные. Иными словами, работа ведется не с конечными агрегированными суммами, а с фактически осуществленными сделками. Таким образом, мы можем в любой момент проанализировать данные, опускаясь до конкретных атрибутов сделки, не обращаясь при этом в конечные системы, не осуществляя поиск того, кто составил данный отчет, и не выясняя, из чего состоит данная сумма.

Подобная модель централизованной инфраструктуры была запланирована изначально или создавалась постепенно?

В свое время было принято решение о том, что банки, которые входят в ФГ Лайф, используют единое программное обеспечение. Несмотря на это на начальных этапах банкам была предоставлена возможность иметь индивидуальные методики учета. Новые банки появлялись постепенно, также постепенно по ним начинала строиться и централизованная отчетность. На внедрение единых методик учета потребовалось время.

Одной из задач в рамках проекта было проанализировать собственное хранилище, актуализировать методики построения отчетов, чтобы то, что прописано на бумаге, не отличалось от того, что запрограммировано в расчетах и согласовать со всеми банками те нюансы, которые были обнаружены. Дело в том, что хотя методики были и раньше, но люди-то менялись, приходили новые, со своим уровнем понимания того, как должна строиться отчетность, часть алгоритмов менялась по живому, без правки методик, чтобы обеспечить скорость получения отчетности. Все это привело к необходимости обновить и освежить использовавшиеся методики

Кто был основным инициатором и спонсором проекта?

Проект выполнялся в рамках инвестиционного бюджета Финансовой Группы Лайф, основным заказчиком являлся президент Сергей Леонтьев. По уровню финансирования проект был одним из самых крупных в нашей финансовой группе. Вторым заказчиком был финансовый директор, которому требовалось перевести управленческую отчетность на новый уровень – требовалось сократить время выдачи отчетности и повысить ее качество.

По какой схеме формировалась отчетность до внедрения единого корпоративного хранилища? На какие этапы можно разделить проект?

До внедрения промышленного решения корпоративного хранилища данных у нас было собственное разработанное хранилище, которое позволяло построить управленческую, часть рисковой отчетности и ряд аналитических отчетов, но все они были разрозненны, и готовили ее разные подразделения. Поэтому, хотя на входе мы имели единые учетные системы, но разные методики и «руки», которые это реализовывали, в результате на выходе отчеты могли не сходиться, что было неприемлемо. Мы приняли решение о создании единой системы отчетности, составленной на основе общих начальных данных. На первом этапе занялись управленческой отчетностью, поскольку она была самая проработанная, следующим шагом стала отчетность по РСБУ и рисковая отчетность. В этом году мы как раз занимаемся переводом рисковой отчетности, что значительно расширит объем детальных данных в нашем хранилище. Также переводится часть регламентированной отчетности, которая у нас сдается из АБС (автоматизированной банковской системы) и из программы «Инэк». Раньше у нас использовалась следующая схема: главная книга, промежуточная база, затем «Инэк». Теперь мы намерены отказаться от промежуточной базы, а все недостающие данные для «Инэк» получать в корпоративном хранилище. Иными словами, мы не будем из главной книги загружать данные в несколько систем, убрав тем самым повторяющиеся звенья. Такая же схема применена и для других видов отчетности.

Помимо единого детального слоя в рамках проекта мы создали ряд основополагающих «витрин» — по кредитам, по депозитам, по комиссионным продуктам, данные из которых мы используем в различных видах отчетности. Благодаря этому мы можем гарантировать, что, к примеру, остаток по кредиту в управленческой и рисковой отчетности посчитан одинаково.

Какие проблемы возникали в ходе проекта и как они были решены?

Прежде всего, это вовлеченность большого количества внутренних подразделений. Несмотря на то, что у нас во всех банках все одинаково, систем, из которых мы забираем данные в корпоративное хранилище, очень много, около тридцати. Это приводило к необходимости общаться с технологами в бизнесах, с владельцами систем (айтишниками), а также с теми сотрудниками, которые занимаются непосредственно КХД. Кроме того, мы проделали серьезную методологическую работу. Так что в проекте было задействовано очень много людей, кто-то на постоянной основе, кто-то привлекался для согласования. И всеми сотрудниками надо было как-то управлять.

Другая проблема – это сроки. Cроки реализации были очень сжатыми – Внедрить КХД за один год – это ”подвиг” . У проекта были амбициозные KPI, и мыдолжны были их выполнить, контроль выполнения KPI велся на уровне президента ФГ Лайф.

Конечно, у нас уже имелся опыт создания самописного корпоративного хранилища, мы в целом понимали, как устроена подобная система, однако все равно за год была сделана очень большая и сложная работа.

В проекте принимало участие большое количество пользователей, в том числе и руководители офисов. В результате появился новый программный продукт, работать с которым еще предстояло научиться. И если раньше руководители офисов получали Excel-файл от аналитиков, который содержал данные по конкретному офису с агрегированными показателями, то теперь, имея целостную систему, можно было оперировать уже более глубокими данными.

Следует еще упомянуть о риске, связанном со сменой команды проекта. Мы во всех проектах проговариваем и фиксируем в документах принцип неизменяемости проектной команды. Это касается как членов команды с нашей стороны, так и со стороны подрядчика. В проектах подобного уровня очень важна командная работа и взаимозаменяемость, необходимо иметь дублеров, которые могут заменить ключевых людей из команды.

Все ли пожелания удалось удовлетворить в ходе проекта?

Все и даже больше, чем изначально планировалось. Когда мы привлекли к проекту руководителей офисов, у них появились свои пожелания, которыми мы и дополнили проект. Возможно, изначально что-то не было учтено, поскольку мы ориентировались, прежде всего, на сдачу необходимого нам альбома отчетности. Но оказалось, что для комфортной работы сотрудникам нужно иметь и попутные отчеты. Большинство этих предложений мы реализовали в рамках изначального проектного бюджета.

Ваша финансовая группа в рамках проекта первой в России внедрила Oracle Financial Services Analytical Applications (OFSAA). Каково быть первопроходцами?

Мы первые в России и одни из первых в мире. Официально наш проект начат в апреле 2011 года, а сам продукт OFSAA появился в декабре 2010 года. На этапе первоначальных тендеров и знакомства с имеющимися на рынке решениями наш партнер компания «РДТЕХ» предлогала вместо промышленной модели детального слоя свою внутреннюю разработку. Мы пересмотрели множество продуктов, в первую очередь, мы обращали внимание на те, которые изначально были разработаны для России. Но именно с появлением OFSAA вопрос решился окончательно, поскольку эта система перекрывала больше запросов, чем мы планировали выполнить. Другие приложения, как правило, были предназначены для конкретного вида отчетности — либо набор «блоков», либо набор подотчетов, ориентированных на российскую действительность, и стандарты. Если говорить о моей позиции я выбирал именно хранилище, а не решение для реализации управленческой отчетности, хотя именно ее мы сделали в первую очередь. Наше подразделение занималось и управленческой, и аналитической отчетностью, поэтому мне было интересно решение, позволяющее закрыть множество областей. Сейчас, внедрив КХД для управленческой отчетности, мы добавляем рисковую отчетность, уже зная, как устроен детальный слой, немного модернизируем в соответствии со спецификой и получаем результат.

У продукта OFSAA отсутствовали структуры, в которые можно было бы поместить российский бухучет (проводки). Эту кастомизацию наш партнер осуществил довольно быстро, и она оказалась не такая сложная, хотя изначально были опасения, что потребуется большие усилия. Каково быть первопроходцами? С одной стороны, плохо, а с другой — хорошо, поскольку в ходе проекта мы получили поддержку от корпорации Oracle. Вендор очень заинтересован в таких проектах, поэтому он всячески помогал нашему подрядчику.

В целом, опыт можно назвать успешным, и уже в текущем году мы реализуем проект по внедрению MDM (Master Data Management), в ходе которого мы опять же первыми в России будем внедрять продукт Oracle Data Quality в связке с Siebel UCM.

И последний вопрос. Какие бизнес-процессы в наибольшей степени оптимизированы в результате создания единого корпоративного хранилища данных?

У нас не было общего для всей финансовой группы инструмента бизнес-аналитики. Были отдельные, разрозненные BI-решения, а теперь мы получили дополнительные BI-средства, где отображены информационные панели для руководителей различного ранга. Раньше мы рассылали Excel-файлы и использовали самописную программу, которая «лазила» в хранилище данных и оттуда извлекала информацию. Но все равно подобные отчеты были довольно просты и не позволяли многое проанализировать. Для нас это важно так как во всех подразделениях финансовой группы введена система внутреннего хозрасчета, и все они, в том числе и сервисные, ведут свой внутренний P&L (отчет о прибыли и убытках). Соответственно, бизнес-аналитика для всех очень важна. А чем удобнее инструмент, тем легче с ним работать.

Раньше свою отчетность мы строили на ежемесячной основе, при этом ряд отчетов делался еженедельно. Очень редко какие-то отчеты были ежедневными. Сегодня у нас есть возможно ежедневно загружать весь объем необходимых данных. 

Журнал: Журнал IT-Manager [№ 09/2013], Подписка на журналы


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Другие материалы рубрики

Мысли вслух

Все жалуются на нехватку времени. Особенно обидно, что его не хватает на самые важные вещи. Совещания, созвоны, подготовка внутренних отчетов, непонятно, насколько нужных, но которые начальство требует так, как будто это именно то, ради чего мы работаем.
Сейчас мы вступаем в следующую фазу выздоровления и восстановления, но гибридный мир никуда не денется
В России опрос показал: 48% составляют технооптимисты, а больше половины – технофобы и техноскептики.

Компании сообщают

Мероприятия

Юникон & гейм экспо минск / unicon & game expo minsk
Минск, пр. Победителей, 20/2 (футбольный манеж)
14.05.2021 — 16.05.2021
12:00
SAS Global Forum 2021
ОНЛАЙН
18.05.2021 — 20.05.2021