VoIP в помощь
Технологии не стоят на месте и канал связи, который еще вчера стоил 1000 условных единиц, завтра может стоить в полтора-два раза дешевле
В эпоху современных коммуникаций главными инструментами, позволяющими ИТ-директорам экономить на корпоративной связи, являются IP-технологии, калькулятор и здравый смысл.
Периодические опросы ИТ-директоров показывают, что ежегодные затраты на корпоративную связь, в зависимости от масштабов компании и специфики ее деятельности, могут достигать 15% и более от годового ИТ-бюджета. «Для нас максимальный вклад в структуру расходов вносит содержание и обслуживание каналов передачи данных. По сравнению с мобильной связью и расходами на телефонию — различие на несколько порядков», — рассказывает Николай Вяткин, заместитель ИТ-директора компании «Лента». По его словам, это обусловлено спецификой бизнеса: на текущий момент у «Ленты» 65 торговых комплексов и каждый имеет два канала передачи данных, в сумме генерирующих внушительные значения в структуре операционных расходов. При этом Николай Вяткин подчеркнул, что помимо отчислений сервис-провайдерам, весьма значительные ресурсы ежегодно расходуются на поддержку сопутствующей инфраструктуры. «Мы практикуем схему подключений основного и резервного канала как для доступа в Интернет, так и для каналов передачи данных, поэтому в соотношении затрат на ИКТ, каналы передачи данных имеют самую существенное значение», — вторит коллеге Антон Думин, член правления петербургского клуба ИТ-директоров SPb CIO Club.
По оценке Алексея Максимачева, члена правления SPb CIO Club, со временем расходы на связь стихийно снижаются: если два года назад они составляли более 20% ИТ-бюджета, то в нынешнем году приблизились к 15%. Это вызвано постепенным, но неравномерным сокращением затрат на интернет-доступ и мобильную связь. Причем Антон Думин отмечает, что фиксированная телефония также сильно подешевела, а кроме того, снижаются расходы на МГ/МН-связь — частично из-за уменьшения тарифов на соответствующие услуги, частично благодаря переходу на IP-телефонию.
IP в тренде
Отечественный телекоммуникационный рынок, по мнению его участников, переживает глобальную волну перехода на цифровые технологии. В связи с этим, по словам Дениса Широкого, заместителя генерального директора по коммерции ОАО «Межрегиональный ТранзитТелеком», рождаются новые сервисы, основанные на базе SIP-телефонии, облачных решений и других технологий цифровой связи, тогда как большинство зарубежных операторов давно уже отказалось от устаревших выделенных сетей и решений «последней мили», полностью перейдя на «цифру». «Современным компаниям нужен в офисе только проводной Интернет, на базе которого строится любая архитектура офисной телефонии. Россия также идет к этому семимильными шагами, и мы уверены, что в ближайшие 5–7 лет практически все корпоративные абоненты перейдут на VoIP- и SIP-телефонию и другие цифровые сервисы», — уверен Денис Широкий.
По мнению Сергея Малиновского, руководителя направления телефонии компании КРОК, IP-телефония — прекрасный инструмент оптимизации расходов, а также универсальная платформа для внедрения систем унифицированных коммуникаций, благодаря которым можно сократить затраты на международную, междугородную и межофисную связь. «Основными стимулами к внедрению VoIP в системах корпоративной телефонии являются сокращение затрат на связь между распределенными филиалами и подразделениями компании, возможность расширения функционала систем за счет разработки новых модулей и интеграции с другими бизнес-приложениями», — соглашается Андрей Смальков, менеджер по развитию бизнеса Cisco компании Softline. Однако, по его словам, увеличение спроса на IP-телефонию в корпоративном секторе происходит также благодаря косвенным экономическим выгодам от ее внедрения, в том числе росту производительности труда после подключения дополнительных сервисов. «Высокая степень гибкости и открытости IP-систем, возможность их использования в качестве единой платформы для различных коммуникационных решений, включая передачу голоса, видео и данные посредством проводных и беспроводных технологий — все это стимулирует повышение интереса к IP-телефонии», — резюмирует Андрей Смальков.
Сильные стороны
По мнению Артемия Мороко, генерального директора компании Sipuni, IP-телефония позволяет сделать корпоративную связь максимально гибкой, поскольку в зависимости от запросов бизнеса решения IP-телефонии могут постоянно совершенствоваться. В частности, они легко адаптируются при переезде офиса, позволяя сохранить действующие телефонные номера, и без проблем масштабируются при подключении новых офисов и привлечении к работе удаленных сотрудников. «VoIP в сочетании с виртуальной АТС объединяет в одну телефонную сеть всех сотрудников, где бы они ни находились и каким бы устройством для работы ни пользовались, будь то IP-телефон, мобильный телефон или ПК», — отмечает Артемий Мороко.
Алексей Власов, системный архитектор отдела сетей компании «Открытые Технологии», убежден, что если компания имеет распределенную филиальную сеть, то использование VoIP при звонках между филиалами позволит существенно сэкономить на счетах от оператора телефонии. Кроме того, благодаря такому подходу можно подключиться одновременно к нескольким операторам связи по SIP и настроить маршрутизацию вызовов таким образом, чтобы при звонках на разные направления каждый раз выбирался оператор, предлагающий минимальный тариф для данного вызова. Кроме того, если между центральным офисом компании и филиалами организованы надежные IP-каналы связи, нет смысла держать в каждом офисе отдельную АТС с обслуживающим персоналом: достаточно установить IP-АТС в центральном офисе или ЦОД. Для этого филиалам потребуются лишь IP-телефоны и небольшие шлюзы для выхода в телефонную сеть общего пользования и резервирования центральной АТС в случае отказа канала связи. Такая централизованная система телефонии предполагает гораздо меньше затрат на обслуживание и амортизацию оборудования, чем распределенная.
Дополнительно Алексей Власов акцентирует внимание на возможностях унифицированных коммуникаций, которые позволяют оптимизировать такой плохо поддающийся учету ресурс, как рабочее время сотрудников. Благодаря объединению всех способов коммуникаций в одном программном клиенте, который информирует сотрудников об их текущем статусе и предпочтительном способе связи друг с другом, можно сократить непродуктивные затраты на бесплотные попытки контакта по не доступным каналам в неподходящий момент.
VoIP в цифрах
Как считает Алексей Пантелеев, руководитель отдела телекоммуникаций департамента сетевой интеграции компании ЛАНИТ, на рынке корпоративных систем связи наблюдается активный переход на IP-телефонию, при этом ее инфраструктура используется в качестве единой платформы для системы унифицированных коммуникаций. По данным аналитической группы Discovery Research, корпоративный сегмент выступает главным двигателем роста мирового VoIP-рынка: согласно проведенным исследованиям, в 2011 году свыше 50% корпораций обращались к IP-сервисам, а к 2013-му этот показатель увеличился до 65–70%.
Однако, несмотря на то, что в России активный переход корпоративного сегмента на IP-решения начался несколько лет назад, он до сих пор далек от завершения. «В течение последнего десятилетия IP-телефония совершила прорыв, освоив более 50% рынка бизнес-коммуникаций развитых стран. В России этот процент еще не так велик, но все развивается по тому же сценарию. По оценкам аналитиков J’son & Partners Consulting, за 2012 год в России количество пользователей IP-телефонии увеличилось на 17,3% и достигло 27 млн», — сообщил Артемий Мороко, генеральный директор компании Sipuni.
По оценке Дарьи Абрамовой, директора отдела маркетинговых коммуникаций компании Orange Business Services, в среднем лишь около 10% местного и до 30–40% МГ/МН-трафика проходит по каналам VoIP. «По нашим ощущениям, VoIP-решения используют практически все крупные корпоративные клиенты, затраты на связь которых составляют десятки и сотни тысяч рублей. Для них это единственная возможность оптимизировать расходы на связь. Что же касается клиентов с меньшими затратами на связь, у них проникновение VoIP не превышает 20%», — констатирует Денис Широкий («Межрегиональный ТранзитТелеком»). Андрей Смальков, менеджер по развитию бизнеса Cisco компании Softline, оценивает ежегодную динамику проникновения VoIP-решений в корпоративный сектор в 5–7%, и, по его мнению, VoIP является одним из самых быстрорастущих сегментов телекоммуникационного рынка. «В целом я бы оценил проникновение VoIP-услуг по России в 20%. Если же говорить о рынке B2B, то по нашим наблюдениям, уже более 50% предприятий или используют VoIP-сервисы, или планируют начать применять их в ближайшие 1–2 года», — считает Алексей Бессарабский, руководитель отдела маркетинга компании «Манго Телеком».
Практическое применение
Многие операторы, работающие в секторе B2B, уже не мыслят свою деятельность без использования IP-решений для предоставления сервисов клиентам. В частности, Алексей Бессарабский отмечает, что «Манго Телеком» предлагает услуги связи в комплексе с облачными бизнес-приложениями, в которые интегрированы телефонные сервисы. К ним относятся виртуальная АТС, центр обработки вызовов, виртуальный многоканальный номер, система CRM и многое другое. Одним из наиболее эффективных инструментов для экономии на корпоративной связи Алексей Бессарабский считает так называемые софтфоны (программные клиенты для SIP-телефонии). Благодаря им, компания может создать единое глобальное информационное пространство и без существенных расходов обеспечить связь сотрудникам, независимо от их местоположения. Кроме того, данный подход позволяет настроить гибкую автоматическую переадресацию, обеспечивающую наилучший в конкретный момент способ связи с каждым сотрудником. Например, сначала у сотрудника звонит настольный SIP-телефон, затем SIP-клиент на смартфоне, если он находится в зоне действия сети мобильной передачи данных и только после этого вызов поступает на мобильный номер.
«У клиентов сформировался универсальный комплекс телекоммуникационных потребностей, без которых не обходится ни один бизнес, — это исходящая и входящая связь, обработка звонков, самостоятельное управление сервисом и независимость от оператора. Основные проблемы клиентов вызваны нежеланием многих операторов продавать такие услуги отдельно и давать абонентам возможность самостоятельно ими управлять», — поясняет Денис Широкий («Межрегиональный ТранзитТелеком»). Учитывая эти потребности, «Межрегиональный ТранзитТелеком» вывел на рынок продукт YouMagic.PRO — цифровое SIP-решение, реализованное на базе облачных технологий, для работы с которым нужен только доступ в Интернет. Решение обеспечивает входящую и исходящую телефонную связь, а также полную независимость от места нахождения конечных пользователей и бесплатные внутрисетевые звонки, где бы ни находился абонент. Кроме того, с управлением виртуальной АТС в рамках решения YouMagic.PRO способен справиться любой рядовой офис-менеджер, и у компании отпадает необходимость содержать дорогостоящий персонал, а при переходе на сервис не нужно отказываться от своих старых номеров. «Тарифы на исходящую SIP-телефонию выгоднее аналоговой связи в среднем на 30–40% при том, что и качество, и гибкость цифровой телефонии значительно выше аналоговой», — подчеркивает Денис Широкий.
В портфеле сервисов оператора Orange Business Services также есть ряд IP-услуг, направленных на оптимизацию расходов на междугородную и международную связь. К ним, по словам Дарьи Абрамовой, в частности относится услуга виртуальной частной голосовой сети (Corporate Calling), позволяющая совершать вызовы по выделенным внутрикорпоративным номерам в четырехзначном формате по более выгодным тарифам, не прибегая к услугам сети общего пользования. По желанию клиента короткие номера могут быть изолированы от доступа извне, обеспечивая таким образом и дополнительную конфиденциальность передаваемых данных. При этом вызовы между офисами внутри одного города бесплатны, а между офисами в разных городах значительно дешевле стандартных тарифов на междугородную связь. Если же заказчику необходимо совершать не только междугородные, но и международные вызовы, то Orange Business Services предлагает услугу Business Talk IP. Ее основное отличие от базовой услуги Business Talk в том, что исходящие вызовы могут проходить не только через корпоративную сеть IP VPN, но и через публичный Интернет: в этом случае не нужно строить выделенный канал доступа, что позволяет значительно быстрее и дешевле подключать к корпоративной системе связи новые удаленные площадки.
Не IP единым
Но IP-решения далеко не единственный способ сэкономить ресурсы компании на коммуникациях. Зачастую значительных результатов можно добиться, просто регулярно держа руку на пульсе рынка услуг связи и анализируя изменение тарифов на них. «Технологии не стоят на месте и канал связи, который еще вчера стоил 1000 условных единиц, завтра может стоить в полтора-два раза дешевле. Поэтому ежегодно перед составлением бюджета мы пересматриваем потребности в существующих услугах связи и их стоимости», — поясняет Сергей Горшенин (ОАО «Светлана»). По его словам, существенной экономии можно также добиться, потребляя пакет услуг от одного сервис-провайдера: в случае с ОАО «Светлана» интернет-канал и потоки E1 в пакете обходятся компании примерно на 30% дешевле.
«С мобильной телефонией все гораздо легче: мы просто подобрали правильные тарифы, которые наиболее подходят для наших пользователей. У кого-то они безлимитные, у кого-то установлено ограничение по расходу, и перерасход средств оплачивает сам сотрудник», — делится опытом Николай Вяткин, заместитель ИТ-директора компании «Лента». Антон Думин, член SPb Cio Club, также рекомендует анализировать расходы сотрудников на мобильную связь, выявляя наиболее затратных и по каждому выявленному случаю можно принимать соответствующие решения: от ограничения расходов на такого сотрудника до его перевода на более выгодные тарифы с большими возможностями, например на безлимитные.
«Отдельно хотел бы остановиться на аренде каналов передачи данных: при оказании услуг в этой области большинство операторов предоставляет по умолчанию каналы L2, то есть канал «точка-точка» с достаточно большой стоимостью. Для территориально распределенных организаций чаще всего таких каналов нужно несколько, и поэтому гораздо выгоднее запрашивать у оператора подключения типа L3, когда на каждую точку покупается подключение в сеть оператора, а за маршрутизацию потоков отвечает сам оператор. При таком подключении можно достичь экономии до 50%», — рассказывает Антон Думин. По его словам, еще один эффективный способ экономии на аренде каналов — отказ от резервных каналов передачи данных в пользу шифрованных VPN-соединений через публичные интернет-соединения. В этом случае каналы между офисами и филиалами подаются по схеме L3 от одного оператора, и он же обеспечивает компании основной канал доступа в Интернет. В случае падения соединения подключается резервный интернет-канал от другого оператора, и уже поверх него пробрасывается VPN до филиалов. Такая схема позволяет полностью отказаться от аренды резервных выделенных каналов передачи.
Обобщая советы ИТ-директоров, Николай Вяткин («Лента») рекомендует подходить к оптимизации расходов на связь так же, как и к оптимизации любых других расходов, а именно по принципу Парето: то есть выделять области затрат, вносящие наибольший вклад в операционные расходы, с тем чтобы проводить их целенаправленный аудит и уже на основе полученных результатов осуществлять осмысленное и осознанное сокращение.
Комментарии:
Артемий Мороко, генеральный директор компании Sipuni:
«Основным фактором роста рынка VoIP в России является естественное развитие широкополосного доступа, в том числе мобильного, а также увеличение количества провайдеров IP-телефонии».
Сергей Горшенин, ИТ-директор ОАО «Светлана»:
«В среднем затраты нашей компании на телеком-услуги колеблются от 10 до 15% от общего годового бюджета на ИТ»
Андрей Смальков, менеджер по развитию бизнеса Cisco компании Softline:
«Основными преимуществами VoIP-телефонии для корпоративного сегмента, по нашему мнению, являются надежность и качество связи, простота ее использования и множество дополнительных функций, таких как голосовая почта, быстрая настройка переадресации вызовов, сервер конференций, прием и отправка сообщений, видео вызовы и многое другое».
Сергей Малиновский, руководитель направления телефонии компании КРОК:
«IP-телефония увеличивает надежность корпоративной связи, появляется возможность дублировать серверы, шлюзы и каналы, а использование современных кодеков делает качество голоса приближенным к реальности».
Николай Вяткин, заместитель ИТ-директора компании «Лента»:
«Для нас наибольший вклад в структуру расходов вносит содержание и обслуживание каналов передачи данных. По сравнению с мобильной связью и расходами на телефонию — различие на несколько порядков»
Алексей Максимачев, член правления SPb CIO Club:
«Со временем расходы на связь снижаются: если два года назад они составляли более 20% ИТ-бюджета, то в нынешнем году приблизились к 15%».
Антон Думин, член правления SPb CIO Club:
«Эффективный способ экономии на аренде каналов — отказ от резервных каналов передачи данных в пользу шифрованных VPN-соединений через публичные интернет-соединения».
Денис Широкий, заместитель генерального директора по коммерции ОАО «Межрегиональный ТранзитТелеком»:
«Современным компаниям в офисе нужен только проводной Интернет, на базе которого строится любая архитектура офисной телефонии».
Алексей Бессарабский, руководитель отдела маркетинга компании «Манго Телеком»:
«Благодаря программным клиентам для SIP-телефонии компания может создать единое глобальное информационное пространство и без существенных расходов обеспечить связь сотрудникам, независимо от их местоположения».
Алексей Власов, системный архитектор отдела сетей компании «Открытые Технологии»:
«Если компания имеет распределенную филиальную сеть, то использование VoIP при звонках между филиалами позволит существенно сэкономить на счетах от оператора телефонии».
Алексей Пантелеев, руководитель отдела телекоммуникаций департамента сетевой интеграции компании ЛАНИТ:
«На рынке корпоративных систем связи наблюдается активный переход на IP-телефонию, при этом ее инфраструктура используется в качестве единой платформы для системы унифицированных коммуникаций».
Дарья Абрамова, директор отдела маркетинговых коммуникаций компании Orange Business Services:
«В среднем около 10% местного и до 30–40% МГ/МН-трафика проходит по каналам VoIP».
Опубликовано 03.12.2013
Похожие статьи
Ольга ПоповаИТ в бизнесе, 13.10.24
Олег ДемченкоКак это сделать, 23.08.24
Иван ПакулинИТ в бизнесе, 23.08.24
Денис ШарафановКак это сделать, 30.07.24