Поезда под управлением ITIL

Логотип компании
Поезда под управлением ITIL
Московская железная дорога завершила внедрение автоматизированной системы управления пригородными перевозками на базе HP Service Manager. Проект осуществлен компанией "Ай-Теко"
Одним из наиболее заметных проектов последних лет в области автоматизации железнодорожного транспорта в России за последние годы можно назвать внедрение комплексной системы управления процессами, разработанной на базе платформы HP Service Manager на Московской железной дороге (МЖД) и создание Технологического центра управления пригородным пассажирским комплексом МЖД, осуществленное компанией “Ай-Теко”. 

По словам Александра Поздеева, заместителя главного инженера Московской железной дороги, внедренное решение на базе HP Service Manager объединяет все пригородные поезда и маршруты МЖД, а также все ресурсы, включая подвижной состав и локомотивные бригады, в единую систему визуализации исполнения расписания. В случае опоздания поезда HP Service Manager получает оповещение и обеспечивает информационное сопровождение принятия управленческих решений по восстановлению графика. Это позволяет своевременно информировать пассажиров об изменениях в расписании поездов, а также автоматизировать сам процесс оповещения пассажиров о текущем графике движения транспорта и оптимизировать расход ресурсов подвижных составов и локомотивов. Пока автоматизированная система оповещения работает только на одном направлении МЖД - Ярославском. Что касается охвата остальных веток, то этот процесс может занять не один год. 

Как пояснил Александр Поздеев, эффективность работы системы на базе HP Service Manager уже ощутима на всех участках работы МЖД. Так, функционал, отвечающий за автоматизацию оборота моторвагонного подвижного состава позволяет, в частности, повысить качество подготовки и обслуживания, сократив тем самым число отказов оборудования, что, в конечном итоге, ведет к существенной экономии ресурсов. Мониторинг технологического процесса работы локомотивных бригад, от явки и предрейсового медосмотра до сдачи маршрута, повышает эффективность работы машинистов и их помощников. Созданная в рамках проекта система интеллектуального видеонаблюдения, изначально предназначенная для выявления нарушений периметра контроля, оставленных предметов и несанкционированного доступа, также позволяет отслеживать загруженность тех или иных площадей и фиксировать эти инциденты. 

Что касается объема инвестиций, то как рассказал Александр  Поздеев, МЖД вложили в проект примерно 400 миллионов рублей. Внедрение системы управления процессами на базе HP Service Manager и создание Технологического центра заняло примерно год. Стартовал проект летом 2011 года, а первый этап завершился летом прошлого года. Хотя экономический эффект и снижение эксплуатационных расходов ощущаются уже сегодня, однако точные цифры будут посчитаны и представлены руководству ОАО “РЖД” в мае текущего года. Тогда же будет утвержден бюджет следующих этапов проекта. В случае успеха  система может быть внедрена и на других железных дорогах России, а, в конечном итоге - и на всей территории присутствия ОАО “РЖД”.

Президент компании “Ай-Теко” Шамиль Шакиров, в свою очередь, отметил особенность и даже уникальность данного внедрения. Дело в том, что впервые в компаниях, не имеющих непосредственного отношения к ИТ-отрасли, реализована модель управления сервисами, основанная на базовых библиотеках  ITIL.