ИТ-менеджмент в облаках

Логотип компании
ИТ-менеджмент в облаках
Идея перехода на облачные технологии исходит от ИТ-службы, но описание бизнес-процессов, для которых подобные технологии будут использоваться, нам диктует бизнес.

Какое влияние оказывает стремительное развитие облачных технологий и сервисов на задачи и функции ИТ-директоров, в интервью журналу IT MANAGER рассказал Михаил Журютин, ИТ-директор компании «Инком-Недвижимость».

Каким был ваш путь в ИТ и что предшествовало нынешней должности ИТ-руководителя?

Я начал интересоваться информационными технологиями очень давно, еще во время учебы — тогда еще понятие ИТ как таковое никем не применялось. Со временем, параллельно с учебой, стал подрабатывать программистом-разработчиком в небольших компаниях. Окончил факультет систем управления в Московском авиационном институте (МАИ) по программе «ЭВМ, комплексы, системы и сети», то есть моя специальность — электронщик — прямого отношения к информационным технологиям не имеет. После окончания института работал системным администратором, а затем постепенно переключился на администрирование информационных систем и в большей степени сфокусировался не столько на технических вопросах, сколько на бизнес-процессах и информации, которая и является основным объектом любой автоматизации. Следующим карьерным шагом стало внедрение ERP-систем, а уже потом стал заниматься управлением ИТ. До прихода в агентство «Инком-Недвижимость», в котором я тружусь уже 11 лет, работал в ГК «Синтез», занимающейся добычей, переработкой, транспортировкой и реализацией нефтепродуктов.

Как за 11 лет работы в крупнейшем агентстве недвижимости изменились ваши задачи?

За прошедшее время поменялось очень многое. Самой необычной задачей для ИТ-директора, например, было то, что когда-то в мои обязанности входило открытие новых офисов. Кроме того, у компании два принципиально разных направления бизнеса: риелторский и строительный. В каждом из них постоянно происходит изменения, в том числе влияющих и на мои обязанности. Однако главная задача — управление ИТ — остается неизменной.

В связи с ухудшением общеэкономической обстановки рынок недвижимости в последние несколько лет испытывает множество трудностей. Чем в этой непростой ситуации ИТ могут реально помочь бизнесу?

К сожалению, традиционные виды бизнеса достаточно ИТ-независимы, для них ИТ необходимая инфраструктура, но создать дополнительную стоимость или конкурентное преимущество они не могут. ИТ-инструментов для повышения спроса на рынке недвижимости не существует, так же как нет никаких специальных технических решений для роста стоимости барреля нефти или снижения себестоимости строительства объектов недвижимости. В нашем случает сложность инфраструктуры это скорее эффект от масштаба. Поэтому мы можем помочь только в части оптимизации затрат, и ИТ один из самых эффективных инструментов. Кроме того, строительная отрасль очень консервативна и плохо восприимчива к инновациям, а автоматизация его игроков, как правило, охватывает три направления — сметная система, управление проектами и бухгалтерия. основные конкурентные преимущества игроков рынка недвижимости, как правило, лежат не в плоскости ИТ, а выражаются в различного рода ресурсах.

Как вы думаете, останется ли лет через 15-20 профессия CIO?

Я думаю, что этот вопрос возникнет гораздо раньше, она уже претерпевает серьезную трансформацию. Уже сегодня ИТ-директор в том виде, в котором он существовал 10 лет назад, увы, не нужен. Технологическая революция уже произошла, и основным драйвером универсализации в сфере ИТ стали облачные технологии. Еще 10 лет назад Николас Карр написал книгу о том, что информационные технологии не являются конкурентным преимуществом, потому что они доступны практически всем. А благодаря облачным технологиям ИТ становятся доступны абсолютно каждому, да еще и в стандартизированном виде. Если говорить о традиционном бизнесе, то ему выгодно отказаться от собственной инфраструктуры в пользу поставщика облачных технологий. Более того, я считаю что «экватор» пройден, например JPMorgan стал использовать облачную инфраструктуру Amazon Cloud для хранения своих данных. А ведь банки как никто другой зависят от ИТ. Так что это даже не будущее, это настоящее. Для решения сугубо технических вопросов есть всевозможные подрядчики — консультанты, ИТ-аутсорсеры и т. д. Поэтому ИТ-директор сегодня — это, прежде всего, квалифицированный заказчик ИТ-услуг. Правильно ли называть такого специалиста ИТ-директором? Уже, наверное, нет. Если его работа в основном ориентирована на внутренние потребности бизнеса — то это, скорее, директор по бизнес-процессам. Но далеко не во всех компаниях есть такая позиция. В большинстве случаев основные бизнес-процессы связаны с финансами, и очень часто именно финансовая служба является основным заказчиком. Поэтому мы все чаще видим примеры когда ИТ находится в ведении финансового директора.

Если же компания технологическая и ИТ является основным инструментом зарабатывания денег, то в этом случае ИТ директор это уже директор по развитию.

Назовите основные инструменты ИТ-директора, без которых его работа невозможна.

Если подразумевать под инструментами именно ИТ инструменты, то, безусловно, нужно говорить об облачных технологиях. Это конечно очень обширный термин, подразумевающий под собой новую парадигму предоставления сервисов, позволяющий решит множество задач. Потому что это стандартизация и насущная универсализация, снижение затрат и повышение надежности, доступность и масштабируемость. Не менее важным инструментом являются мобильные технологии, т.к. сегодня каждый имеет мобильное устройство. Здесь существует три подхода: мобильная версия сервиса; мобильное приложение; VDI, и похоже скоро появится решение объединяющее достоинства этих подходов. Ну а в ближайшем будущем к столь обязательному инструментарию добавится анализ больших данных и блокчейн. Хотя, по большому счету, Big Data тоже явление вчерашнего дня, просто сегодня ему стали придавать большее значение ввиду того, что в информационном пространстве масштаба интернета анализ данных приобретает особое значение. Еще можно было бы упомянуть искусственный интеллект, но это пока удел технологических компаний.

Могут ли, на ваш взгляд, в будущем появиться технологии, которые заменят собой функции ИТ-директоров?

ИТ — одна из самых быстро развивающихся областей, и автоматизация любой деятельности с помощью информационных технологий происходит буквально на глазах. Еще недавно типичная ИТ-инфраструктура состояла из разрозненных аппаратных систем, включенных в кластеры, каждый из которых нужно было обслуживать. Теперь же в основе современной ИТ-инфраструктуры лежат технологии виртуализации, способные повышать надежность, утилизацию ресурсов, распределять нагрузку и осуществлять восстановление после сбоев. Это хороший пример того, как появление некой прослойки между информационными системами и «железом» позволило в том числе автоматизировать управление ИТ-инфраструктурой и частично разгрузить ИТ-специалистов. Полностью заменить собой всех людей технологии вряд ли когда-нибудь смогут, поскольку за любой системой необходимо следить, но количество необходимых для этого ИТ-специалистов, безусловно, станет уменьшаться. Я считаю, что классические айтишники будут постепенно исчезать из штата компаний, потому что использование облачных сервисов значительно упрощает инфраструктуру на местах, что требует более низкой компетенции. То есть смещение профессиональных компетенций в сторону поставщиков услуг, безусловно, приведет к тому, что количество ИТ-руководителей на стороне бизнеса постепенно начнет сокращаться.

Как долго по вашим прогнозам продлится бум интереса бизнес-заказчиков к так называемым облачным технологиям?

Бум продлится до тех пор пока большинство потребителей не перейдут на такую схему работы и будут использовать облачную инфраструктуру, также как электрическую. Я бы даже не назвал это модой, это объективное изменение отрасли с которым нельзя не считаться. Совершенно очевидно, что облачные технологии — чрезвычайно удобный и экономичный способ предоставления ИТ-услуг. До недавнего времени основными их пользователями являлись представители малого бизнеса, но в период затянувшегося экономического кризиса о преимуществах облачных технологий задумываются все, в том числе и крупные компании, хотя бы потому, что это самый быстрый и недорогой способ организации ИТ-сервисов. Отсутствие капитальных затрат, упрощение собственной инфраструктуры, снижение стоимости владения, масштабируемость, доступность, надежность. По определению поставщик облачных услуг организовывает свою работу самым эффективным образом, поэтому соотношение цена/качество у него лучше.

Мы также развиваем облачные технологии, правда, пока на базе частного облака. Но сам по себе подход превращения сотен и даже тысяч конфигураций в одну, безусловно, выигрышен даже с точки зрения экономии, без учета остальных преимуществ. А потому будущее за облаками.

От кого в вашей компании исходит инициатива о покупке или разработке ИТ-решений и обновлении парка оборудования — от бизнеса или от ИТ-службы?

Для принятия решения по обновлению парка оборудования мы проводим анализ текущего состояния ИТ-инфраструктуры и отталкиваемся от его результатов. Что же касается обновления или приобретения информационных систем, в нашем случае это всегда совместное решение ИТ-службы и бизнес-заказчиков. В частности, идея перехода на облачные технологии исходит от ИТ-службы, но описание бизнес-процессов, для которых подобные технологии будут использоваться, нам диктует бизнес.

Читайте также
Андрей Крючков, директор по развитию технологических партнерств компании «Киберпротект», — человек уникальный. Несмотря на то, что начинал свою карьеру он, по меркам рынка ИТ, еще при динозаврах, не потерял умения и желания в переменах находить новые возможности. Как он сам утверждает, каждые три-четыре года происходят изменения, которые заставляют менять подход, менять метод, для чего нужно перестраивать в том числе свои взгляды на рабочие процессы. С ним мы поговорили о текущем состоянии ИТ-отрасли в России, импортонезависимости и вызовах, с которыми сталкиваются компании в сфере кибербезопасности.

Насколько для вас актуальна задача импортозамещения в сфере ИТ?

Мне не очень понятно как это влияет на меня, поскольку с точки зрения ИТ-директора на первом месте всегда стоит соотношение цены и качества конкретного решения, вне зависимости от его происхождения. И если оно меня устраивает, я буду им пользоваться. Безусловно, мы приобретаем отечественные продукты, в частности 1C, но это никак не связано с импортозамещением — такая задача перед нами не стоит.

Если бы вы как ИТ-директор заранее знали все возможные задачи бизнеса и их решения с точки зрения использования ИТ, вам не скучно было бы работать?

Наверное, не скучно, потому что для каждой задачи всегда есть разные варианты решений, а иногда бывает и их отсутствие, и дьявол всегда кроется в мелочах.

Как по вашим прогнозам будет трансформироваться рынок строительства и недвижимости и какие новые вызовы стоит ожидать ИТ от бизнеса?

Не думаю, что рынок недвижимости будет принципиально меняться. Есть тренд перетока агентов из агентств по недвижимости в частные маклеры, и в последнее время он усилился. Удержание агентов — одна из важнейших задач для нашего бизнеса. Что же касается строительного бизнеса, его перспективы также непросты, поскольку себестоимость объектов недвижимости на первичном рынке снизить невозможно, а на вторичном рынке торговля часто идет без оглядки на себестоимость. Поэтому строительным компаниям в ближайшее время будет непросто.

Имеет ли смысл планировать развитие ИТ для бизнеса в долгосрочной перспективе, в горизонте 5–10 лет?

С точки зрения бизнеса планирование чего угодно правильнее осуществлять в долгосрочной перспективе. Многие виды бизнеса перетекают из традиционной области в технологическую, а это совершенно другая отрасль там все по другому. И если это не планировать старая модель умрет, а новая не родится. И планирование достижения каких-то ИТ целей для поддержки планов бизнеса в этом случае безусловно необходимо. Например, еще совсем недавно авиа- и железнодорожные билеты продавались только через кассы, т.е. это аренда, сотрудники, бумажные билеты, огромные затраты. Но когда вы в последний раз покупали билеты в кассе?

С другой стороны, если рассматривать какие-то технологические решения, то такое планирование практически невозможно, поскольку в данной сфере изменения происходят слишком быстро. Каждый год появляются новые инструменты, новые подходы, конкуренция очень высока. Для задачи, которую сегодня невозможно решить, завтра появляется множество инструментов. Поэтому, на мой взгляд, срок планирования развития ИТ зависит от ситуации и планов бизнеса, инструменты же меняются ежегодно.

Как вы считаете, способны ли ИТ-руководители управлять государством?

Я бы не связывал эти понятия, ИТ директор - это не приговор, все зависит от человека. Пока не знаю таких примеров, может потому что такая возможность открывается не часто. Но справедливости ради - есть пример регионального министра.

Если бы вы не стали ИТ-директором, чем бы занимались или кем бы хотели быть?

В какой-то момент у меня был выбор между ИТ и бизнесом — и я выбрал ИТ, потому что люди, работавшие в этой сфере, тогда были для меня интереснее, а атмосфера — привлекательнее. Бизнес в те времена в нашей стране был довольно специфическим занятием, и я отказался от этой идеи в пользу ИТ. Но если бы мой путь в ИТ не сложился я бы, безусловно, занялся бизнесом.

Чем планируете заниматься на пенсии?

Не очень понимаю пенсия это когда? Когда я вдруг сменю область деятельности? В моем случае наверное нет такого понятия, сидеть где-нибудь на даче и скучать я не смогу. Скорее я буду больше уделять время для занятий спортом и туризмом. Потому что сейчас мои возможности ограничены. В частности, я бы с удовольствием совершил кругосветное путешествие в несколько этапов — в мире есть много интересного, что хочется увидеть.

Опубликовано 02.12.2016

Похожие статьи