Заклинатели облаков. Как облачные технологии помогают бизнесу заниматься бизнесом
Как внедрение облачных технологий может повысить конкурентоспособность бизнеса и способствовать его росту в долгосрочной перспективе?
Преимущества от использования облаков кроются в самой их природе.
Гибкость. У бизнеса появляется возможность грамотного распределения ресурсов: увеличивать их при росте потребностей и, наоборот, сокращать, когда такой потребности нет. Еще компании существенно выигрывают в скорости при апробации бизнес-теорий и разработке новых продуктов. Если идея взлетает, можно оперативно увеличить ресурсы или перевести разработку во внутренний контур. Если не взлетает – отказываться от ресурсов без потерь.
Масштабируемость. Имея облачного провайдера, бизнес может получить сразу все «кубики» для построения распределенной инфраструктуры. При этом контракт всего с одним провайдером дает возможность использовать сразу все зоны доступности, которые у него есть, и построить территориально распределенную инфраструктуру.
Простота использования. В облаке есть уже сконфигурированные PaaS-кубики, которые разворачиваются «по кнопке» и поддерживаются командой специалистов. ИТ-сервисы заточены под это облако и предоставляются в конфигурации отказоустойчивости: не надо ничего настраивать дополнительно, все уже работает. При этом облачный провайдер предлагает своего рода поваренную книгу – как из наличествующих у него ингредиентов составить идеальное меню, а также проводит обучение специалистов заказчика.
Независимость от «железной» составляющей. Это позволяет снизить затраты на инфраструктуру за счет экономии на капитальных затратах: покупаешь только то, что нужно в моменте.
Демократичность. Провайдеры часто вводят новые сервисы и технологии, благодаря которым компании могут модернизировать свой ИТ-ландшафт, при этом не прибегая к длительному и дорогому процессу поиска, тендерных процедур, закупки, монтажа, настройки и т. д.
Легкость работы с сервисами. Не все компании обладают штатом ИТ-сотрудников, способных грамотно настроить работу с локальными ресурсами. Облачный провайдер предоставляет сервисы и инструменты, которые позволяют настраивать инфраструктурные или платформенные сервисы оперативно и просто. При возникновении вопросов или сложностей всегда можно обратиться в техническую поддержку.
Могут ли облака гарантировать высокий уровень безопасности?
В настоящее время облака обеспечивают высокий уровень надежности – тот, что приемлем даже для компаний финансового сектора, где требования одни из самых строгих. Провайдеры внимательно отслеживают и обеспечивают свою сертификацию по большому количеству стандартов и регламентов и гарантируют высокий уровень безопасности.
Также использование облака позволяет контролировать технологический стек, который могут использовать разные департаменты и дирекции в компании или группе компаний. В противном случае для управления ИТ-архитектурой организации потребуется нанять значительное число архитекторов, которые будут проводить аудит в каждой команде (при работе в облаке можно заказывать только утвержденные заранее сервисы в приемлемых конфигурациях). Это дает управляемую архитектуру, гарантируемую надёжность и более простое встраивание. Альтернатива — выбрать удовлетворяющее требованиям облако, протестировать его и получать сервисы по подписке. Эти принципы лежали в основе построения T1 Cloud.
Кроме того, провайдер может инвестировать в дорогие технические комплексы и в ИБ-специалистов. При этом за счет экономии масштаба эти затраты неощутимы для корпоративных пользователей.
Также технологии дают возможность сразу распределять НОДы по разным зонам доступности.
Наконец, можно иметь облачную распределенную инфраструктуру – это защищает от физических форс-мажоров, а также от ошибок разработчика или эксплуатационного заказчика. Даже в респектабельных дата-центрах были аварии, пожары, которые приводили к миграциям. Если у заказчика распределенная ИТ-архитектура, то потеря одного дата-центра может привести к деградации отказоустойчивости и вероятной деградации производительности.
Альтернатива – выбрать удовлетворяющее требованиям облако, протестировать его и получать сервисы по подписке.
Что же останавливает компании при переходе на облачные технологии?
В феврале 2022 года часть иностранных облачных провайдеров просто перестала принимать платежи российских заказчиков. Это грозило остановкой и удалением самих ресурсов за неуплату. Ситуация породила страхи и недоверие к работе с облаками.
Сегодня бизнес оказался на распутье. С одной стороны, большие затраты, потеря времени и головная боль, связанные с построением собственной ИТ-инфраструктуры. В пользу этого варианта, как правило, выступает служба безопасности, которой приятнее видеть сервер в кладовке, закрывающейся на ключ, чем выносить его в дата-центр.
С другой стороны – облака. И для выбора этого элемента важнейшее значение будет иметь репутация компании, предоставляющей облако, и ее принципы построения облака. Для нас это надежность, безопасность, перспективы роста вычислительных мощностей на горизонте пяти лет при оптимальном ценообразовании.
***
Все это приводит к тому, что количество заказчиков постепенно увеличивается: бизнес видит свои бенефиты, но отдает в облака некритичные данные, использует несколько облачных провайдеров, чтобы избежать проблем с какой-то одной компанией.
Однако полагаться исключительно на облачного провайдера не стоит. Плохая инфраструктура может убить хорошее приложение, но даже очень хорошая инфраструктура не вытянет недоработанное приложение.
Основная ценность облаков для бизнеса в том, что они позволяют компании заниматься исключительно core-продуктом, который приносит им деньги, а не концентрироваться на том, чтобы мастерить внутренние ИТ-сервисы.
Опубликовано 04.09.2023