Кое-что про самореализацию. Часть 2

Логотип компании
Кое-что про самореализацию. Часть 2
Самое простое — провести для каждой входящей задачи градацию: от «срочно и важно» до «не срочно и не важно».

Восемь часов. Как совместить самореализацию, увлеченность и рабочий график, не теряя при этом в результате?

Порой на работе принято так, что все, приходя вовремя, уходят как можно позже. Складывается ощущение своеобразного соревнования: кто позже ушел, тот и... А кстати, что «и»?.. Более результативен? Более успешен? Или более демонстративен?

Согласен, бывают ситуации, когда задержаться на работе — надо. Потому что есть дело, которое надо «до завтра». Или захватило так, что сделать нужно только сегодня. Но это 20% случаев. А остальные 80% — спокойно могут подождать. Когда я озаботился личным таймингом, то был удивлен результатом. Множество задач оказались в зоне «не срочно». То есть сделать их надо, но вот срочности делать «здесь и сейчас» — не было никакой. Таким образом, я убрал перекос во времени: заставить меня задержаться на работе может действительно важная или неотложная задача. Кроме этого, я сформулировал «балансирующие» правила. Балансирующие — это правила, которые регулируют баланс между личным и рабочим. Они достаточно просты и соотносятся как с интересами работодателя, так и моими. Приведу их.

Приоритезируй. Любая задача, личная или рабочая, имеет приоритет. Важно не просто принимать это как факт, а иметь «в голове» четкую систему оценки для новых задач и приоритеты для уже имеющихся. Важно понимать последствия: что будет, если сделать. И что будет, если не сделать (порой оказывается, что «не сделать» — не менее ценно, чем «сделать» в контексте поставленных целей).

Многое зависит от ситуации. То есть нет абсолютного приоритета ни у личных дел, ни у рабочих. Есть приоритет в данный момент времени. Более того, приоритет может измениться. Другими словами, важна гибкость, умение соотносить ситуацию со своими возможностями, границами, принимая во внимание приоритеты руководителя и компании.

Перед выполнением уточни, если непонятно. Лучше при поступлении задачи довести ее до полной ясности, чем на финише обнаружить, что сделано совсем не то. (Можно уточнить что-то и в процессе, но весьма желательно, чтобы это уточнение не занимало более пяти минут.) Понятное дело, это правило следует выполнять без фанатизма, не закидывая вопросами источник задачи, но и делать «как кажется правильным» — тоже не лучшая идея.

Думай о последствиях. Большинство действий имеет краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные последствия. Как правило, во многих ситуациях достаточно просто определить, что будет, если выполнить, не выполнить или отложить ту или иную задачу.

Выбери оптимальный путь. Многие задачи можно решить больше, чем одним путем. Для них следует рассмотреть все основные возможные варианты и выбрать наиболее приемлемый, в зависимости от приоритета и возможностей.

Выстраивание приоритетов

Еще очень помогает спросить себя: «А что бы я смог сделать по этой задаче, если бы у меня было 15 (30, 60 и т. д.) минут?» Вообще, ответ на этот вопрос способен очень помочь рационализировать постановку и спастись от переоценки. Можно представить себе, что ты в жесточайшем цейтноте и надо срочно найти выход. Что удивительно — выход находится. И сроки оказываются зачастую более реальными: 3–4 часа вместо 3–4 дней. Как обычно пишут на промосайтах: «Это кажется фантастикой, но это работает!» От себя добавлю: главное, не забывать про столь полезное упражнение в моменте. А еще очень важно помнить, что первые оценки почти всегда корректируются. Потому что они делаются на основании предыдущего опыта, фактически из «тоннеля опыта», который состоит из предыдущего опыта, если он есть, и страхов — если такие имеются. Все это может привести к переоценке риска, со всеми вытекающими печальными последствиями.

Ну и не стоит забывать о четырех простых вопросах :

· Что будет, если я это сделаю?

· Что будет, если я это не сделаю?

· Что не будет, если я это сделаю?

· Что не будет, если я это не сделаю?

Ответы на эти вопросы очень помогают выстроить приоритеты. В первую очередь — долгосрочные, стратегические. Но и на небольших, краткосрочных задачах они вполне работают. Идеально, конечно, дойти до состояния, когда любая задача будет пропускаться через подобное «сито», но, к сожалению, не получается. Как говорится, здоровая доля экспромта должна присутствовать даже в самом распланированном мире...

Что еще может помочь для упорядочивания своих задач? Самое простое — провести для каждой входящей задачи градацию: от «срочно и важно» до «не срочно и не важно». Для последующего анализа хорошо иметь градацию по шкале от «очень интересно» до «совсем неинтересно». А еще имеет смысл провести оценку по градации «цены последствий» для компании и лично себя: от «высокая цена» до «минимальная цена». Это не прибавит «очков» к работе, зато позволит четко выделить перспективные области для развития.

И наконец, такой простой механизм, как фотография времени. Позволяет абсолютно точно для себя определить — как и на что уходят те самые пресловутые «8 часов». Как правило, если посмотреть на эти «фотографии» за неделю, находится простор для оптимизации: отсечь лишнее, добавить недостающее...

Кажется, все эти рассуждения достаточно тривиальны, чтобы переносить их на бумагу. Но, если разобраться — сколько раз каждый читающий эти строки попадал в ситуацию, когда поддавался панике, сидя за границами рабочего времени, судорожно доделывая абсолютно ненужную в данный момент задачу?

Как все это использовать работодателю?

В общем, что все описанное дает работнику — понятно. А вот как же работодатель? Тот, кто платит зарплату, и кого по большому счету интересует лишь результат, безотносительно душевных терзаний и профессионального роста людей, участвующих в его создании? Скажу цинично: для работодателя в большинстве случаев выгодно стимулировать сотрудников к самореализации в текущих задачах. Во-первых, это улучшает результат. Во-вторых, это довольно увесистая «морковка» — дать вырасти на интересных задачах, суть которых — вызов себе. В-третьих, зачастую оказывается, что саморазвитие сотрудников обходится дешевле и работает эффективнее, чем «обязательные курсы для 20% сотрудников раз в полгода». Разумеется, все сказанное выше относится к профессиям творческим (к которым принадлежат практически все айтишные профессии). А в-четвертых, возможности саморазвития на работе — это в чистом виде нематериальная стимуляция.

Единственное, что следует иметь в виду, — нематериальная стимуляция работает не на всех, а потому предлагать ее как единственную опцию не стоит: это может отпугнуть потенциальных интересных кандидатов.

В заключение небольшой, но важный вывод: возможность для творчества и самореализации есть практически в любом деле. Я поделился опытом, как ее найти и развить. А искать или нет — свободный выбор каждого.

Начало статьи в IT Manager № 10, 2016 г.

Опубликовано 01.12.2016