УправлениеИТ в бизнесе

В зоне ИТ-ответственности

Алексей Кравченко | 21.09.2016

В зоне ИТ-ответственности

Если говорить о 10-летнем промежутке, то, как и в 2006 году, очевидна неотъемлемость ИТ от бизнеса.

В одном советском фильме главную героиню спросили трудно ли организовать три тысячи человек. «Трудно с тремя. А когда их научишься организовывать, дальше число не имеет значения», - ответила она. Так и с видом деятельности. Для профессионального менеджера нет большой разницы в какой области применять свои навыки. Будь то автомобильный гигант или предприятие ВПК. Отличаются лишь масштабы задач и уровень ответственности при принятии решений. О том, каким ИТ-инструментам сегодня отдает предпочтение бизнес российских государственных корпораций ИТ директор ГК «Вертолеты России» Михал Носов рассказал Алексею Кравченко, директору клуба 4CIO.

Михаил, расскажи о себе. С чего началась твоя карьера ИТ-специалиста?

В 1992 году после окончания Самарского политеха был принят в ИТ-службу Волжского автомобильного завода. В то время ИТ-служба называлась «Управление организации производства» (УОП), функцией которого было управление производством на основе информационных технологий и АСУ. Позже была переименована в ДИС – Дирекцию по информационным системам. Вспоминаю с теплотой и гордостью то время и людей. Время, когда еще были активны и значимы инженерные кадры, стоявшие у истоков отечественной ИТ-индустрии. Время, когда стремительно и драматично менялось всё: государство, экономика, устои, цензура. В период с 1993 по 1996 год активно осваивались и внедрялись клиент-серверные приложения и СУБД от Oracle, инфраструктурные компоненты от IBM, EMC, CISCO, Microsoft, Apple. Позднее – период бума интернет-технологий, коренным образом поменявший подходы к построению систем и методам взаимодействия с потребителем продукции и сервиса. В конце 90-х был реализован технологический b2b-портал, позволивший к 2007 году объединить около 300 поставщиков и 400 предприятий сервисно-сбытовой сети, предоставив им возможность регламентированного доступа к информационным ресурсам АВТОВАЗа. Это одно из моих самых ярких воспоминаний начального периода деятельности.

До компании «Вертолеты России» у тебя был большой опыт в области производства автомобилей. Насколько отличаются задачи CIO в этих сферах?

Принципиальных отличий нет, так как сфера ИТ хорошо регламентирована и отечественными, и зарубежными стандартами. Отличались лишь масштабы задач и уровень ответственности при принятии решений. Основная задача всегда была одна — обеспечить процессную модель управления в соответствии с традиционными сферами ответственности ИТ: планирование и организация, приобретение и внедрение ИТ решений, предоставление и поддержка требуемых информационных служб, мониторинг и оценка их качества. Это позволяет гарантировать адекватность ИТ задачам бизнеса. Однако вне зависимости от области производства крайне трудно CIO решиться самому и убедить других в необходимости минимизировать непрофильную для промышленного предприятия деятельность — ИТ. Не замыкать на себя, как исполнителя, эту процессную модель управления. Построение собственной инфраструктуры, ее сопровождение и развитие требуют серьезных инвестиций в оборудование и постоянного мониторинга трендов для обеспечения необходимого уровня компетенций персонала. И это целесообразно отдавать внешним организациям. В то же время крайне важно иметь и поддерживать внутренний адекватный состав бизнес-аналитиков, способных качественно и своевременно решать актуальные задачи. Знающих людей и нюансы объекта автоматизации. Важно иметь группу экспертов, программистов, умеющих быстро и качественно писать код. Не покупать, а именно писать.

Раньше к ИТ бизнес относился иначе, ведь в основном работа выполнялась вручную, так как зависимость бизнеса от информационных технологий и инноваций была минимальной. Как изменилось отношение за последние 10 лет?

Если говорить о 10-летнем промежутке, то, как и в 2006 году, очевидна неотъемлемость ИТ от бизнеса. Каждый год удивляемся росту обрабатываемой информации, повышению уровня автоматизации, роботизации. Связанным с этим рискам социального характера, информационной безопасности. Однако события последних лет, в частности 2015 года, наглядно продемонстрировали необходимость взвешенного и внимательного отношения к сфере ИТ и отечественным компетенциям. Как следствие, очевидный рост потребности в ИТ-специалистах, внимания к ним со стороны государства и бизнеса.

Часто бывает, что сам бизнес не может сформулировать, что ему надо и как выглядит конечное решение. Каковы в этом случае задачи ИТ-директора?

На мой взгляд, бизнес как раз и понимает, что ему требуется. Обычно требуется обеспечить своевременность и достоверность информации при минимальных трудозатратах. Задача ИТ-директора в этом случае – найти оптимальное решение, учитывающее готовность заказчика (бизнеса) и предприятия применить его. Выйти на единый понятийный уровень с бизнесом и минимизировать риск необоснованных ожиданий. Обеспечить стабильность работы принятого решения с учетом двух основных факторов: оперативной доступности требуемых компетенций и бюджетного соответствия.

Рядом с умной машиной должен находиться и умный специалист. Каковы потребности бизнеса в кадрах сегодня?

Если ты спрашиваешь о потребностях в специалистах по информационным технологиям, то они прежние: нужны люди с техническим складом ума, умеющие самостоятельно создавать. Ну в крайнем случае искать, осваивать «умные» инновации и доводить их до внедрения.

В прошлые годы часто задачи в ИТ на предприятиях заливали деньгами. Сейчас времена другие, бюджеты секвестированы. Как изменился подход к решению задач?

Очевидно, я не работал на предприятиях, где задачи ИТ заливали деньгами. Безусловно, были периоды как относительного финансового достатка, так и острого дефицита. Но всегда задачи решались на основании проектных решений – с четко обозначенными целями и результатами, с требуемым уровнем ответственности за достижение результата.

Одни ИТ-профессионалы являются сторонниками best practice, другие считают, что в живой организм имплантировать какой-то внешний искусственный орган и гарантировать, что он будет работать, невозможно. А какой подход у тебя?

Не являюсь сторонником best practice и многочисленных референс-визитов в преддверии принятия решений. Так же как и не могу поддержать мнение о безрезультатности имплантации искусственного органа. Смотря для чего это делается. Если спасти и дать время, то имплант здесь то что надо. А внедрение решений, содержащих набор best practice, целесообразно лишь в том случае, если имеется четкая цель применить весь этот набор, выполняя простую, но системную работу построения целостного ИТ-ландшафта: конструкторские, технологические, управленческие системы, системы информационной безопасности внедряются последовательно, базируясь на единой нормативной информации. Перекос в сторону какого-либо из направлений приводит в многочисленным пересмотрам, аудитам и сменам команд. Что в свою очередь снижает удовлетворенность бизнеса результатами работы ИТ.

Как думаешь, где начинается и где заканчивается зона ответственности ИТ-директора на предприятии?

Очень часто идут дискуссии о роли ИТ на предприятии. И идеальном варианте, когда ИТ — партнер бизнеса. В таком случае крайне недальновидно для ИТ-директора проводить границы ответственности. Не забывайте о том уровне автоматизации, что мы сейчас имеем. Цифра и электронные устройства, взаимодействующие между собой, используются повсеместно. Вне зависимости от производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Поэтому мой ответ о зоне ответственности ИТ-директора — это вверенный ему объект управления.

Насколько мне известно, ты был пионером в области перехода на отечественный софт. С одной стороны, понятно, что это уход от рисков, связанных с использованием зарубежных продуктов. С другой стороны, это рациональное желание драматически снизить затраты на ИТ, сохраняя функционал и комфорт для конечного пользователя. Я все правильно понимаю?

Отечественный софт и решения с открытым кодом применялись и применяются на многих предприятиях. И мы не первые далеко. Целенаправленно и открыто информируем о своих действиях для того, чтобы привлечь к работе другие предприятия. Все, что касается снижения расходов на ИТ, в нашем случае – побочный эффект ухода от рисков. Просто жизнь сложилась так, что я работаю в структуре, производящей продукцию как гражданского, так и военного назначения. И когда шарахнули все эти события – санкции и т. п. – появилось четкое понимание того факта, что мир ИТ далеко не такой цветной и радужный, каким его себе представляют. Всё было классно и здорово, но в один прекрасный день стало всерьез не по себе. Есть боевая техника, которая основана на совершенно иных технологических решениях, и сообщество не имеет четкого понимания этих решений. И нельзя дать гарантий, что в сложившихся условиях эти решения будут работать как положено. С другой стороны, у меня на прошлой работе был хороший опыт, когда рядом стояли коллеги, которые могли не покупать, а самостоятельно собирать решения. Причем это было не только на порядок дешевле, но еще и проще, и результат был куда понятнее. Сейчас мы, как я рассказывал на одной из конференций, собрали тестовый стенд на open source и выходим на открытый рынок с предложением: пусть придут те, кто сможет не просто собрать инфраструктуру в масштабах холдинга, но и взять на себя ответственность за сопровождение этих решений. Это первое. Второе – работа с ИТ-руководителями на заводских площадках, из которых собственно и состоит холдинг: КБ, заводы основной технологической цепочки и ремонтники. И чтобы все это реализовалось, нужно, чтобы руководители предприятий поверили в эти решения и их работоспособность.

А если исходить из твоего опыта, каких подводных камней нужно остерегаться ИТ-директорам при переходе на отечественные продукты? На что обратить внимание?

Если мы говорим о задаче сделать альтернативный контур, нельзя забывать, что все решения должны базироваться на ОС. Если к вам кто-то приходит, то нужно понимать, что вам предлагают либо коммерческое решение, которое потянет за собой другие коммерческие продукты (пусть не настолько затратные, но это все равно деньги), либо что-то основанное на давно испытанном продукте. Линукс, юникс – к вам может прийти интегратор и сказать: «Я их знаю, понимаю, а тебе помогаю только их правильно упаковать». И в этом случае, скорее всего, специфических подводных камней нет. Однако необходимо отработать стенды самому и уже с четкими требованиями выходить на рынок за услугой. Если в этом еще останется потребность. Так как, организовав работы по стендированию, вы найдете и соберете собственную компетентную команду. Призываю к одному: нужно как можно быстрее объединять свои интеллектуальные ресурсы. На любой площадке. Чем больше будет взаимообогащающих проектов на предприятиях с собственными ИТ, тем легче будет двигаться прогресс. У вас появятся люди, которые почувствуют и полюбят вкус самостоятельного управления кодом. Это сообщество будет развиваться все быстрее и быстрее, а это и будет прогресс!

Существует точка зрения, что 80% ИТ-инициатив в области автоматизации бизнеса дают 20% эффективности. Ты согласен с этим?

Нет, не согласен. Если вы спрашиваете об экономической эффективности, то существуют многочисленные подходы расчета эффектов ИТ-проектов в области автоматизации. Их объединяет одна цель — обоснование финансовых затрат при использовании дорогостоящих программных компонентов и оборудования. Если речь идет об эффективности взаимодействия сотрудников, потребителей, руководства при принятии решений на основании автоматизированных процессов сбора и своевременного предоставления корректной информации, то ИТ-инициативы здесь себя оправдывают на все 100%. Они позволяют убрать промежуточные звенья, сделав взаимодействие всех участников проще, быстрее, дешевле.

До Х конгресса «Подмосковные Вечера» остался всего месяц. Что тебе интересно услышать в этом году? Зачем идешь на конгресс? Какие ожидания?

Во-первых, это прекрасная площадка для обмена мнениями и установления контакта с коллегами даже не на деловой почве, а на простой, житейской. Ничто так не сближает людей, как общность интересов вне работы. Из этого растут и правильные рабочие отношения, и взаимоподдержка, и подход к делам. Во-вторых, я на своей шкуре ощутил, что клуб – это своеобразный ИТ-профсоюз, который позволяет оставаться самим собой, иметь собственную точку зрения и место, где всегда помогут выправить тяжелую жизненную ситуацию. Когда обратиться некуда – такое сообщество просто необходимо. Поэтому спасибо тебе большое за то, что ты делаешь.

А тебе спасибо за интервью!

Импортозамещение

Журнал: Журнал IT-Manager [№ 09/2016], Подписка на журналы


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Также по теме

Другие материалы рубрики

Мысли вслух

Все жалуются на нехватку времени. Особенно обидно, что его не хватает на самые важные вещи. Совещания, созвоны, подготовка внутренних отчетов, непонятно, насколько нужных, но которые начальство требует так, как будто это именно то, ради чего мы работаем.
Сейчас мы вступаем в следующую фазу выздоровления и восстановления, но гибридный мир никуда не денется
В России опрос показал: 48% составляют технооптимисты, а больше половины – технофобы и техноскептики.

Компании сообщают

Мероприятия

Форум «Внутренний и внешний электронный документооборот»
Москва, отель Метрополь, Театральный проезд, 2
20.05.2021 — 21.05.2021
09:30–17:00
Хакатон Program boost: Eduthon
ОНЛАЙН
21.05.2021 — 23.05.2021
14:00