В зоне ИТ-ответственности

Логотип компании
В зоне ИТ-ответственности
Если говорить о 10-летнем промежутке, то, как и в 2006 году, очевидна неотъемлемость ИТ от бизнеса.

В одном советском фильме главную героиню спросили трудно ли организовать три тысячи человек. «Трудно с тремя. А когда их научишься организовывать, дальше число не имеет значения», - ответила она. Так и с видом деятельности. Для профессионального менеджера нет большой разницы в какой области применять свои навыки. Будь то автомобильный гигант или предприятие ВПК. Отличаются лишь масштабы задач и уровень ответственности при принятии решений. О том, каким ИТ-инструментам сегодня отдает предпочтение бизнес российских государственных корпораций ИТ директор ГК «Вертолеты России» Михал Носов рассказал Алексею Кравченко, директору клуба 4CIO.

Михаил, расскажи о себе. С чего началась твоя карьера ИТ-специалиста?

В 1992 году после окончания Самарского политеха был принят в ИТ-службу Волжского автомобильного завода. В то время ИТ-служба называлась «Управление организации производства» (УОП), функцией которого было управление производством на основе информационных технологий и АСУ. Позже была переименована в ДИС – Дирекцию по информационным системам. Вспоминаю с теплотой и гордостью то время и людей. Время, когда еще были активны и значимы инженерные кадры, стоявшие у истоков отечественной ИТ-индустрии. Время, когда стремительно и драматично менялось всё: государство, экономика, устои, цензура. В период с 1993 по 1996 год активно осваивались и внедрялись клиент-серверные приложения и СУБД от Oracle, инфраструктурные компоненты от IBM, EMC, CISCO, Microsoft, Apple. Позднее – период бума интернет-технологий, коренным образом поменявший подходы к построению систем и методам взаимодействия с потребителем продукции и сервиса. В конце 90-х был реализован технологический b2b-портал, позволивший к 2007 году объединить около 300 поставщиков и 400 предприятий сервисно-сбытовой сети, предоставив им возможность регламентированного доступа к информационным ресурсам АВТОВАЗа. Это одно из моих самых ярких воспоминаний начального периода деятельности.

До компании «Вертолеты России» у тебя был большой опыт в области производства автомобилей. Насколько отличаются задачи CIO в этих сферах?

Принципиальных отличий нет, так как сфера ИТ хорошо регламентирована и отечественными, и зарубежными стандартами. Отличались лишь масштабы задач и уровень ответственности при принятии решений. Основная задача всегда была одна — обеспечить процессную модель управления в соответствии с традиционными сферами ответственности ИТ: планирование и организация, приобретение и внедрение ИТ решений, предоставление и поддержка требуемых информационных служб, мониторинг и оценка их качества. Это позволяет гарантировать адекватность ИТ задачам бизнеса. Однако вне зависимости от области производства крайне трудно CIO решиться самому и убедить других в необходимости минимизировать непрофильную для промышленного предприятия деятельность — ИТ. Не замыкать на себя, как исполнителя, эту процессную модель управления. Построение собственной инфраструктуры, ее сопровождение и развитие требуют серьезных инвестиций в оборудование и постоянного мониторинга трендов для обеспечения необходимого уровня компетенций персонала. И это целесообразно отдавать внешним организациям. В то же время крайне важно иметь и поддерживать внутренний адекватный состав бизнес-аналитиков, способных качественно и своевременно решать актуальные задачи. Знающих людей и нюансы объекта автоматизации. Важно иметь группу экспертов, программистов, умеющих быстро и качественно писать код. Не покупать, а именно писать.

Раньше к ИТ бизнес относился иначе, ведь в основном работа выполнялась вручную, так как зависимость бизнеса от информационных технологий и инноваций была минимальной. Как изменилось отношение за последние 10 лет?

Если говорить о 10-летнем промежутке, то, как и в 2006 году, очевидна неотъемлемость ИТ от бизнеса. Каждый год удивляемся росту обрабатываемой информации, повышению уровня автоматизации, роботизации. Связанным с этим рискам социального характера, информационной безопасности. Однако события последних лет, в частности 2015 года, наглядно продемонстрировали необходимость взвешенного и внимательного отношения к сфере ИТ и отечественным компетенциям. Как следствие, очевидный рост потребности в ИТ-специалистах, внимания к ним со стороны государства и бизнеса.

Часто бывает, что сам бизнес не может сформулировать, что ему надо и как выглядит конечное решение. Каковы в этом случае задачи ИТ-директора?

На мой взгляд, бизнес как раз и понимает, что ему требуется. Обычно требуется обеспечить своевременность и достоверность информации при минимальных трудозатратах. Задача ИТ-директора в этом случае – найти оптимальное решение, учитывающее готовность заказчика (бизнеса) и предприятия применить его. Выйти на единый понятийный уровень с бизнесом и минимизировать риск необоснованных ожиданий. Обеспечить стабильность работы принятого решения с учетом двух основных факторов: оперативной доступности требуемых компетенций и бюджетного соответствия.

Рядом с умной машиной должен находиться и умный специалист. Каковы потребности бизнеса в кадрах сегодня?

Если ты спрашиваешь о потребностях в специалистах по информационным технологиям, то они прежние: нужны люди с техническим складом ума, умеющие самостоятельно создавать. Ну в крайнем случае искать, осваивать «умные» инновации и доводить их до внедрения.

В прошлые годы часто задачи в ИТ на предприятиях заливали деньгами. Сейчас времена другие, бюджеты секвестированы. Как изменился подход к решению задач?

Очевидно, я не работал на предприятиях, где задачи ИТ заливали деньгами. Безусловно, были периоды как относительного финансового достатка, так и острого дефицита. Но всегда задачи решались на основании проектных решений – с четко обозначенными целями и результатами, с требуемым уровнем ответственности за достижение результата.

Одни ИТ-профессионалы являются сторонниками best practice, другие считают, что в живой организм имплантировать какой-то внешний искусственный орган и гарантировать, что он будет работать, невозможно. А какой подход у тебя?

Не являюсь сторонником best practice и многочисленных референс-визитов в преддверии принятия решений. Так же как и не могу поддержать мнение о безрезультатности имплантации искусственного органа. Смотря для чего это делается. Если спасти и дать время, то имплант здесь то что надо. А внедрение решений, содержащих набор best practice, целесообразно лишь в том случае, если имеется четкая цель применить весь этот набор, выполняя простую, но системную работу построения целостного ИТ-ландшафта: конструкторские, технологические, управленческие системы, системы информационной безопасности внедряются последовательно, базируясь на единой нормативной информации. Перекос в сторону какого-либо из направлений приводит в многочисленным пересмотрам, аудитам и сменам команд. Что в свою очередь снижает удовлетворенность бизнеса результатами работы ИТ.

Как думаешь, где начинается и где заканчивается зона ответственности ИТ-директора на предприятии?

Очень часто идут дискуссии о роли ИТ на предприятии. И идеальном варианте, когда ИТ — партнер бизнеса. В таком случае крайне недальновидно для ИТ-директора проводить границы ответственности. Не забывайте о том уровне автоматизации, что мы сейчас имеем. Цифра и электронные устройства, взаимодействующие между собой, используются повсеместно. Вне зависимости от производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Поэтому мой ответ о зоне ответственности ИТ-директора — это вверенный ему объект управления.

Насколько мне известно, ты был пионером в области перехода на отечественный софт. С одной стороны, понятно, что это уход от рисков, связанных с использованием зарубежных продуктов. С другой стороны, это рациональное желание драматически снизить затраты на ИТ, сохраняя функционал и комфорт для конечного пользователя. Я все правильно понимаю?

Отечественный софт и решения с открытым кодом применялись и применяются на многих предприятиях. И мы не первые далеко. Целенаправленно и открыто информируем о своих действиях для того, чтобы привлечь к работе другие предприятия. Все, что касается снижения расходов на ИТ, в нашем случае – побочный эффект ухода от рисков. Просто жизнь сложилась так, что я работаю в структуре, производящей продукцию как гражданского, так и военного назначения. И когда шарахнули все эти события – санкции и т. п. – появилось четкое понимание того факта, что мир ИТ далеко не такой цветной и радужный, каким его себе представляют. Всё было классно и здорово, но в один прекрасный день стало всерьез не по себе. Есть боевая техника, которая основана на совершенно иных технологических решениях, и сообщество не имеет четкого понимания этих решений. И нельзя дать гарантий, что в сложившихся условиях эти решения будут работать как положено. С другой стороны, у меня на прошлой работе был хороший опыт, когда рядом стояли коллеги, которые могли не покупать, а самостоятельно собирать решения. Причем это было не только на порядок дешевле, но еще и проще, и результат был куда понятнее. Сейчас мы, как я рассказывал на одной из конференций, собрали тестовый стенд на open source и выходим на открытый рынок с предложением: пусть придут те, кто сможет не просто собрать инфраструктуру в масштабах холдинга, но и взять на себя ответственность за сопровождение этих решений. Это первое. Второе – работа с ИТ-руководителями на заводских площадках, из которых собственно и состоит холдинг: КБ, заводы основной технологической цепочки и ремонтники. И чтобы все это реализовалось, нужно, чтобы руководители предприятий поверили в эти решения и их работоспособность.

А если исходить из твоего опыта, каких подводных камней нужно остерегаться ИТ-директорам при переходе на отечественные продукты? На что обратить внимание?

Если мы говорим о задаче сделать альтернативный контур, нельзя забывать, что все решения должны базироваться на ОС. Если к вам кто-то приходит, то нужно понимать, что вам предлагают либо коммерческое решение, которое потянет за собой другие коммерческие продукты (пусть не настолько затратные, но это все равно деньги), либо что-то основанное на давно испытанном продукте. Линукс, юникс – к вам может прийти интегратор и сказать: «Я их знаю, понимаю, а тебе помогаю только их правильно упаковать». И в этом случае, скорее всего, специфических подводных камней нет. Однако необходимо отработать стенды самому и уже с четкими требованиями выходить на рынок за услугой. Если в этом еще останется потребность. Так как, организовав работы по стендированию, вы найдете и соберете собственную компетентную команду. Призываю к одному: нужно как можно быстрее объединять свои интеллектуальные ресурсы. На любой площадке. Чем больше будет взаимообогащающих проектов на предприятиях с собственными ИТ, тем легче будет двигаться прогресс. У вас появятся люди, которые почувствуют и полюбят вкус самостоятельного управления кодом. Это сообщество будет развиваться все быстрее и быстрее, а это и будет прогресс!

Существует точка зрения, что 80% ИТ-инициатив в области автоматизации бизнеса дают 20% эффективности. Ты согласен с этим?

Нет, не согласен. Если вы спрашиваете об экономической эффективности, то существуют многочисленные подходы расчета эффектов ИТ-проектов в области автоматизации. Их объединяет одна цель — обоснование финансовых затрат при использовании дорогостоящих программных компонентов и оборудования. Если речь идет об эффективности взаимодействия сотрудников, потребителей, руководства при принятии решений на основании автоматизированных процессов сбора и своевременного предоставления корректной информации, то ИТ-инициативы здесь себя оправдывают на все 100%. Они позволяют убрать промежуточные звенья, сделав взаимодействие всех участников проще, быстрее, дешевле.

До Х конгресса «Подмосковные Вечера» остался всего месяц. Что тебе интересно услышать в этом году? Зачем идешь на конгресс? Какие ожидания?

Во-первых, это прекрасная площадка для обмена мнениями и установления контакта с коллегами даже не на деловой почве, а на простой, житейской. Ничто так не сближает людей, как общность интересов вне работы. Из этого растут и правильные рабочие отношения, и взаимоподдержка, и подход к делам. Во-вторых, я на своей шкуре ощутил, что клуб – это своеобразный ИТ-профсоюз, который позволяет оставаться самим собой, иметь собственную точку зрения и место, где всегда помогут выправить тяжелую жизненную ситуацию. Когда обратиться некуда – такое сообщество просто необходимо. Поэтому спасибо тебе большое за то, что ты делаешь.

А тебе спасибо за интервью!

Опубликовано 21.09.2016

Похожие статьи