Почему сети становятся преобразующей силой нашей эпохи
Интервью с известным консультантом, писателем, преподавателем бизнес-школы Питером Хинссеном (Peter Hinssen) посвящено значению сетей в современном мире.
Поскольку компании и целые отрасли экономики индустрии переходят на электронную обработку информации, окончательную победу одержат те, кто сделают ставку на сетевые бизнес-модели, считает Питер.
Оцифровка бизнеса – со всеми ее возможностями и опасностями – это тема номер один на повестке дня. Но, по мнению Питера Хинссена, провидца и автора бизнес-бестселлеров, до тех пор пока рост информационных технологий продолжает иметь огромное влияние на бизнес и общество, отнюдь не это должно быть центром повышенного внимания высшего руководства компаний.
Как подчеркивает Питер в эксклюзивном видеосериале «Большой мыслитель», происходящая сегодня фундаментальная революция не продвигается цифрой. Скорее, появление новых сетевых моделей служит катализатором для переписывания паттернов индивидуального и делового взаимодействия: свергаются рыночные позиции, происходят события, запускающие реструктуризацию целых отраслей.
«Мы являемся свидетелями революции в обществе. Многие люди, включая меня, сначала подумали, что все это из-за цифровых технологий – мы наблюдаем становление нового общества с цифровыми аборигенами, возглавляющими процесс. Но мы ошибались. Изменения, которые мы видим происходят не только благодаря цифре, а цифре плюс сетям».
Бизнесу хорошо известно, что переход в электронный вид является критическим звеном при взаимодействии с клиентами, в конкуренции на рынке, в работе организации и в других сферах. Но Хинссен утверждает, что теперь мы вступаем в новый мир, где переход на цифровой уровень уже почти окончен и где «цифра» стала (как он и предсказывал в одноименной книге, вышедшей в 2012 году) «новой нормой», то есть уже не дает конкурентного преимущества. «То, что мы начинаем видеть сейчас, –преобладание сетей с такой силой и скоростью – явление, которое люди находят пугающим», – говорит Питер.
Всепобеждающие сети
Конечно, Хинссен не ссылается ни на классические волоконные компьютерные сети и роутеры, ни на IP. Скорее всего, он имеет в виду расцвет таких компаний, как Uber и Airbnb, Facebook и LinkedIn, Amazon и Alibaba и других, использующих инновационные сети в качестве конкурентного преимущества: масштаб которых сильно вырос, а скорость обработки увеличилась многократно (часто за небольшое увеличение себестоимости) – как следствие лежащей в их основе сетевой платформы.
«Сети становятся социальной парадигмой и парадигмами бизнес-моделей со всей скоростью и мобильностью, которая у них есть. И в мире, где цифровые технологии не являются больше дифференциатором, компании принципиально должны понимать, что, если они хотят оставаться актуальными, нужно входить в этот новый мир как можно скорее».
И вот главный пример, который приводит Питер: «Uber, на первый взгляд, не представляет собой ничего особенного, но они использовали микс из трех существующих активов как козырь: существующую инфраструктуру частных автомобилей и такси, существующую инфраструктуру смартфонов и существующую инфраструктуру Google-Карт. Соединив это в единую сеть, Uber построила нечто, что набрало критическую массу очень-очень быстро, рассердив тем многие мировые таксомоторные компании».
Сегодня этот сервис доступен в 58 странах и 300 городах по всему миру – столь быстрый взлет позволил за шесть лет набрать рыночную стоимость в $40 млрд. По оценкам 2015 года, доходы компании составили $10млрд, а рабочая сила достигла 1000–1500 человек, включая водительскую сеть (в декабре 2014-го только в США было 162 тыс.). «Если вы поняли, они смогли быстро завоевать популярность пользователей и получить доходы только потому, что стали сетью, – прокомментировал Хинссен. – У них никогда это не получилось бы, если бы они использовали традиционные методы организаций, со своими продуктами и сервисами».
Вот где сегодня Питер Хинссен видит реальную подрывную силу для бизнеса: «Эти новые компании полностью переосмысливают целые отрасли и бизнес-модели. И это означает, что и другие должны понять и принять новые модели, язык сетей, как влиять на людей в сетях, если они хотят выжить в эре, где социальные сети стали доминантной формой и для бизнеса, и для покупок, и для общения».