Умный? Да

Логотип компании
Умный? Да
ИТ приписывается сакральное знание о том, «как работает вся организация», «как на самом деле устроены бизнес-процессы», а также непременная системообразующая роль по выстраиванию коммуникаций между отделами компании

Недавно пришлось обсуждать проект отопления в доме, и я вел разговор со специалистами в этой области. Услышал множество новых терминов про «лучевую разводку», «развоздушивание», «БАК-анализ», «элеваторный тепловой узел», узнал, что трубы могут «бурчать» и т. п. В принципе, после разъяснения, все эти термины оказались достаточно простыми, но для неподготовленного человека первоначально создавали иллюзию недоступного знания. Единственное, чего не хватало в этой картине для полного сходства с привычным общением с айтишниками, — спецы по трубам и батареям никак не претендовали на интеллектуальное превосходство ни надо мной, ни над другими коллегами по стройке.


Специалист подобен флюсу — полнота его односторонняя

(К. Прутков)

В то же время у айтишников откуда-то взялось постоянно муссируемое между собой мнение, будто ИТ-специалист по определению обладает нешуточным интеллектом, который ставит его выше остальных менеджеров компании. ИТ приписывается сакральное знание о том, «как работает вся организация», «как на самом деле устроены бизнес-процессы», а также непременная системообразующая роль по выстраиванию коммуникаций между отделами компании.

Откуда суждение о бизнес-процессах? Наверное, из знания, какие протоколы используются для обмена данными между модулями, эти процессы автоматизирующими. А особая роль в коммуникациях — из факта, что ИТ заведует проводами, предназначенными для тех же коммуникаций. Логики в этом примерно столько же, сколько и в претензии отопителей на теплоту взаимоотношений живущей в доме семьи. Но вроде бы логичные айтишники совершенно нормально воспринимают и то, что «ИТ-директор лучше всех знает, как работает организация», и то, что этот же самый ИТ-директор на каждом шагу заявляет «дайте мне точное ТЗ, что сделать». Если он всё знает лучше всех, то и ТЗ он должен уметь лучше всех делать, самостоятельно. Другим, не менее интересным «коньком» нашего самого умного специалиста является непременное требование, чтобы его проектами руководил не он, а именно директор фирмы, в которой он работает. Никак нельзя внедрять систему автоматизации, если под рукой у менеджера проекта нет генерального, готового выполнять его распоряжения. Ну действительно, не ему же, в конце концов, договариваться с руководителями других подразделений — для этого, видимо, директор и существует.


Повестка дня женского съезда:

1. Нечего надеть

2. Все мужики козлы

3. Разное

Вроде бы смешно, если бы все это годами на полном серьёзе не дискутировалось в среде ИТ-менеджеров. Повестка дня почти любой менеджерской ИТ-тусовки соответствует устоявшемуся стандарту:

1.  Текущая Большая ИТ Идея (ERP, CRM, SOA, СПО, Облака, BYOD…)

2.   Как объяснить Бизнесу, в чем его счастье

3.   Разное

Самое забавное, если копнуть поглубже, то окажется, что первые два пункта этой тусовки — спонсируемый производителями ИТ-инфраструктуры тренинг по продажам внутри фирмы своих продуктов. ИТ-менеджеру постоянно, по всем профессиональным каналам внушается, что вот точно теперь появилось уже окончательное решение всех проблем бизнеса и он должен только пойти и пробить бюджет в своей компании, чтобы продать там это решение (да, я неоднократно видел вполне серьезные обсуждения того, «как продать в компании ИТ-решение»), привлечь к внедрению максимальный административный ресурс (разумеется, так бюджет выше) и всё это реализовать. Никто из «самых умных», правда, не задумывается, что примерно раз в один-два года очередная 3–4-буквенная аббревиатура всеобщего спасения сменяет предыдущую и за последние два десятка лет ни одна из них всех проблем так и не устранила.

Что же видит «бизнес», с которым хочется искомого взаимодействия? А бизнес видит в той или иной степени назойливого агента по продажам, который пытается не решать на самом деле важные проблемы так, как это представляется другим менеджерам компании, а раз за разом старается навязать нечто малопонятное, но «общеуниверсальное», причем с использованием высшего менеджмента в качестве дубинки. После этого проблема налаживания сотрудничества с бизнесом становится действительно непростой. «Бизнесу», в лице конкретных руководителей, совершенно не требуется проект по переносу данных в облако. Ему необходим проект «Как проконтролировать посещение клиентов менеджером». Или «Как ускорить загрузку машины на 20 минут». Или «Как наладить обмен данными с вот этим клиентом». Не со всеми клиентами по единой системе через два года, а вот с этим, конкретным, который нужен сейчас и через неделю. Да, большинство из подобных проектов крохотные и не предполагают никаких закупок. Зато их множество, и для их реализации не нужен никакой генеральный. Загрузку машины можно оптимизировать вместе с отделом экспедиции, причем даже никого уговаривать не придется.


На экзамене в школе милиции дали задание

вставить стальные пирамиду, шар и кубик

 в соответствующие отверстия в плите.

Сдавшие разделились на две категории:

очень умные и очень сильные

В крупных же проектах приходится вспоминать о претензии на роль организатора коммуникаций. Потому что то, чему учат ИТ-директора спонсируемые поставщиками услуг курсы и методики, —надо подробно описать, привлечь административный ресурс и контролировать исполнение плана, а если кто не исполняет — наказать. Реализация проекта в подобном стиле — это для «очень сильных» менеджеров проекта, большинство из которых ломает себе на таких проектах шею. Очень умные действуют по-другому: каждому участнику рабочей группы они подбирают то, что заинтересует именно его. Иными словами, проносят круглое через круглую дырку, а треугольное — через треугольную. И о чудо... проект имеет хорошие шансы состояться без всевластного спонсора и даже без почасового плана. Просто все понимают свою выгоду и вместе движутся к ней. Но где вы видели, чтобы ИТ-директоров этому учили?

В результате можно наблюдать типичный сценарий, к которому скатываются даже довольно перспективные ИТ-менеджеры, — это состояние маленького, но гордого ИТ-отдела, который сидит в осажденной бизнесом крепости, знает за всех «как надо» и пытается с окружающим его бизнесом выстроить отношения. Под выстраиванием отношений обычно подразумевается готовность бизнеса согласиться вести себя так, как удобно ИТ-отделу. То есть стать плановым, жить по многолетнему бюджету и утвержденной стратегии в пяти томах, вести крупные проекты, причем сразу по неизменному ТЗ. Бизнес, со своей стороны, взирает на всё это с недоумением, потому как выжить ему в подобной парадигме не удастся, даже если он согласится — у него другие требования, задачи, менталитет, у него конкуренты, в конце концов, инвесторы, кризисы и прочая, мешающая плановости специфика. Увы, но другого бизнеса у нас нет — он весь почему-то такой.


Если ваш любимый инструмент молоток —

все ваши проблемы будут похожи на гвозди

Интересно, что решают эти проблемы айтишники тоже по-айтишному, путем программирования. Так были созданы целые библиотеки «организационных алгоритмов» ITIL, COBIT, ITSM. Забавны рассуждения, будто эти модели годятся для организации любого, даже не-айтишного отдела. Конечно годятся, они представляют собой, по сути, набор алгоритмически прописанных правил того, что должен делать менеджер вообще. Этакий «MBA для чайников». Пардон, для айтишников. В принципе это лучше, чем ничего, проблема лишь в том, что по строго написанным правилам работают менеджеры низшего звена, наверху надо знать причины, следствия и правила уметь не читать, а писать. И въехать в топ на ITIL не получится.


Пьянка без торжественной части

теряет свое воспитательное значение

Итак, несколько замечаний, резюмирующих предыдущий поток мысли.

Знания совершенно не означают наличия ума. Особенно знания в какой-то специфической области. Более того, они даже не означают достаточно широкого взгляда на суть вещей. Детально зная формальное описание процессов и модель сохранения данных, вы не знаете процесса. Вы знаете его логическую модель. Необязательно точную и полную. Ум — это не знания, а способность их использовать.

Определитесь, на чьей вы стороне: агент производителей ИТ-услуг, продающий их в своей компании, или менеджер, решающий текущие проблемы этой самой компании. Вы правда верите, что CRM по умолчанию решает проблемы любого сбытового подразделения? Вашему складу действительно необходимы сейчас облачные технологии? Если вам нужно взаимодействовать с бизнесом, значит, вы не бизнес, значит, вы для бизнеса какой-то внешний фактор.

ИТ-директор, который помог другим отделам компании сделать сотню мелких улучшений, гораздо более ценен и уважаем в компании, чем заставивший все остальные отделы ввязаться в один огромный многолетний проект.

Применение заемной силы (генеральный на проекте) — признак слабого менеджера, не умеющего использовать свои возможности. И за всякую заемную силу потом придется рассчитываться. Положением, зависимостью, зарплатой... чем-то, но придется. Вам оно надо?

Фиксированных планов, стратегий, заданий не будет. Все они всегда будут меняться при изменении внешней среды и внутренних о ней представлений. Можно сказать много умных речей о правильном ведении проектов, даже заставить кого-то какие-то бумаги подписать, но их все равно пересмотрят. А если вы станете в эти бумаги их тыкать носом, то еще и обидятся и при случае отомстят. Единственный шанс реализовать проект без существенных изменений — сделать его короче по срокам, чтобы предусмотреть изменяющиеся условия. Обычно месяц-другой есть. Полгода — редко, больше — почти никогда. Лучше сделайте цепочку последовательных небольших проектов, каждый раз уточняя, куда идем.

И последнее. Стоит забыть легенду о том, что в ИТ собрались самые умные, которых никто не понимает. Умный — это тот, кого понимают и кто умеет свои мысли и идеи доносить до окружающих. Мудрый — это тот, кто все это умеет делать так, чтобы окружающие об его уме и не догадывались. А знающий, как устроена база данных, — это просто обладающий каким-то узкоспециализированным знанием. Таким же, по сути, как у сантехника или электрика, которые вовсе не претендуют на руководящую роль в организации.

Опубликовано 16.12.2015