Жизнь по плану

Логотип компании
Жизнь по плану
Кто не хочет строить свою расчетную и карточную систему, тот останется без платежей и карточек
Карьерный путь каждого CIO индивидуален. Одни выбирают ретейл, другие производство, третьи берут под командование ИТ-инфраструктуру госсектора. Сергей Меднов, член правления Банка Москвы, уже многие годы в этой отрасли. И, наверное, неслучайно «опекаемые» им банки занимают лидирующие позиции по уровню инноваций в ИТ. Популярный онлайн-банкинг «Альфы», социальные проекты Банка Москвы – за всем этим большой труд и профессиональный менеджмент. 

Обычно мы представляем читателям наших героев. Расскажите, пожалуйста, о себе. Как пришли в ИТ? Кем были до CIO? 
ИТ-карьера моя началась еще в институте. Кстати, заканчивал я МАИ по кафедре «системы автоматизированного проектирования летательных аппаратов» – то есть работаю почти по специальности, только автоматизирую не самолеты, а банки. МАИ – замечательный университет, встречаю очень много однокашников, среди которых и бизнесмены, и CEO, и писатели... В бытность студентом я работал программистом, очень нравилось. Тогда, в конце восьмидесятых, вся эта история только начиналась, и Интернет только еще появлялся у нас стране. Потом я был одним из первых в России сертифицированных новеловских инженеров, на заре банковской автоматизации внедрял СВИФТ, от которого теперь хотят отключить Россию. Руководил службой поддержки, работал архитектором, менеджером крупных проектов – внедрял российские и западные АБС, карточные процессинги и т. д. Так что опыт накопился солидный, и, когда мои инженеры-«цискари» начинают что-то излагать языком для чайников, я скромно уточняю, что со мной можно и нормально разговаривать, я немного ориентируюсь. 

За 12 лет под вашим началом подразделение «Альфа-Банка» стало одним из самых инновационных на российском рынке. Но вот уже два года вы в Банке Москвы – пришлось перестроить работу департамента или всего бизнеса? 
Банк Москвы – это, в первую очередь, коммерческая структура, хотя и с государственным участием. Присутствует, конечно, специфика в подходе к управлению, но в целом организация абсолютно бизнес-ориентирована, и на моем уровне взаимодействия с членами правления, бизнес-лидерами и первыми лицами банка мне очень легко и приятно трудиться. Команда подобралась хорошая, и работа идет дружно, без каких бы то ни было подтекстов. Что касается технологического блока, я уже традиционно возглавляю не только департамент ИТ, но и направление электронного бизнеса – в Банке Москвы его пришлось создавать практически с нуля. Определенные элементы были, но их требовалось реструктурировать и скомпоновать по-новому. В результате электронный бизнес получился несколько шире, чем в «Альфа-Банке», поскольку, кроме традиционных розничных электронных продуктов, присутствуют, например, решения для других банков – ведь мы обслуживаем порядка 50 банков-агентов, предоставляем им процессинговые услуги. Также в моем ведении очень продвинутые в плане функционального наполнения продукты кэш-менеджмента. Есть и еще одно отличие – это совместные проекты с муниципалитетами. Мы делаем несколько очень знаковых вещей, например, с Москвой, что позволяет создавать и поддерживать масштабные продукты. Так, Банк Москвы участвовал в городском проекте по созданию единой системы сбора коммунальных платежей, благодаря чему вот уже почти десять лет москвичи оплачивают все жилищные услуги по одной квитанции. Причем эта система продолжает оставаться уникальной в России по сей день – попытки сделать что-то подобное в других регионах лишь подтверждают, насколько нетривиальным и сложным был этот проект. Что касается других направлений, в технологическом блоке Банка Москвы есть отдельный офис, который ведет все крупные общебанковские проекты, не только ИТ. Ну и уже ставший традиционным карточный процессинг, к слову, очень масштабный и технологически продвинутый. 

Если позволите, чуть более провокационный вопрос. Да, для клиента «Альфа Банка» созданные вами системы очень комфортны, позволяя делать со своими деньгами все что необходимо. А есть ли у вас подобные прорывные идеи для клиентов Банка Москвы? 
Когда я пришел в Банк Москвы, главное задачей было не повторение опыта «Альфа-Банка». Я знаю, сколько это занимает времени и усилий, и не хочу оказаться спустя пять лет в той же точке. Хочется сделать что-то другое, и по большому счету это «другое» уже сделано, просто момент «макетировать и показывать» приходит только сейчас. В стратегии электронного бизнеса мы не фокусируемся на интернет-банке – на мой взгляд, его время миновало. Безусловно, нам нужен якорный продукт, и, в силу активного сотрудничества с муниципалитетами крупных городов, мы фокусируемся на мобильных услугах для всех категорий граждан, не только клиентов Банка Москвы. Что доступно уже сейчас? Например, если вы скачаете наше приложение «Квартплата», вам вообще больше не нужна будет квитанция. Зайдя в программу, вы увидите, какую сумму должны, и сможете оплатить карточкой любого банка. Точно таким же простым способом можно оплачивать питание детей в школе – для этого тоже выпускается отдельное приложение. Всего действует пять приложений, объединенных единой платформой, и в любом из них можно видеть шаблоны, отслеживать платежи и порядка пятисот их получателей. Фактически мы первыми в России создали магазин банковских приложений, затратив на это всего около полутора лет. Далее мы предложим эту платформу всем независимым разработчикам, партнерам и даже другим банкам. 

История с велосипедными стоянками из той же оперы?
Мы поставили задачу – делать продукты «для улицы», отсюда и онлайн-оплата велопарковки в Москве и Петербурге, и все остальное. Мобильное приложение для оплаты парковки написано ДИТ Москвы, но финансовое его обслуживание лежит на нас. Мы идем к тому, чтобы «жизнь платежей» не отвлекала людей от их собственной жизни. К примеру, вам пришел штраф, вы увидели в Сети уведомление, нажали «Оплатить» – и всё, не нужно ничего набивать и затрачивать лишние усилия. Дальнейшее развитие сервиса позволит вообще не обращать внимания на счета: в пределах установленного каждым пользователем порога они будут оплачиваться автоматически.

Коммуналка, школы, детские сады, велосипеды - что еще можно придумать, чтобы человеку было удобнее жить?
В настоящее время мы реализуем возможность прохода в метро посредством смартфона: просто прислоняешь его к турникету, деньги сами списываются, можешь спокойно ехать. Идет работа и в направлении аналогичной оплаты такси. Обновленная «Социальная карта москвича» –тоже наш совместный с городом продукт, в который встроены и бесконтактная оплата проезда в городском транспорте, и всевозможные скидки и социальные услуги. 

Вы упомянули «Велобайк- проект Банка Москвы. В Санкт-Петербурге, кстати, он тоже действует. Интересно, какова его история?
Стратегия Банка Москвы направлена на сотрудничество с муниципальным бизнесом, и, как следствие, мы ведем социально ответственную политику в отношении наиболее значимых городских проектов. Среди них многочисленные инициативы по улучшению городской инфраструктуры, в том числе обеспечение транспортной доступности. Ведь велосипед и в Москве и в Петербурге – это прежде всего средство передвижения, а уже потом элемент развлечения. Именно поэтому мы установили  множество велопарковок, причем с таким расчетом, чтобы любой желающий мог легко и бесплатно ими воспользоваться, заменив поездку на метро или в городском транспорте приятной и весьма полезной для здоровья получасовой велопрогулкой. При кажущейся простоте это весьма сложный проект, совмещающий в себе и техническое обеспечение парковок, и вандалоустойчивые велосипеды, и транспортную логистику, и банковские платежи, наконец. Мы, кстати, даже сделали отдельное мобильное приложение «Велобайк», помогающее найти ближайшую парковку, узнать о наличии свободных велосипедов и увидеть предстоящий маршрут. 

Чтобы все это работало, необходим соответствующий софт. Что используете в банковском ИТ – проприетарное ПО или собственные разработки?
Если говорить о классическом банковском ИТ, в Банке Москвы меня ждал сюрприз. Я 12 лет внедрял западные системы, делал это хорошо и набил руку. В Банке Москвы самописная АБС – многие коллеги по цеху считают ее «немодной», но жизнь дана не в последнюю очередь затем, чтобы все попробовать. Такая АБС – если она написана профессиональной, мотивированной командой, на современных средствах разработки, – может работать намного лучше, чем продукт какой-нибудь компании, дышащей на ладан. Меньше рисков и больше возможностей. 
 
Но здесь, на мой взгляд, основным риском становится человек, поставленный видеть эту систему с точки зрения архитектора. Или таких людей должно быть несколько?
Никогда не бывает, чтобы во главе разработки стоял один человек, – их всегда несколько. С другой стороны, если сравнить риски, связанные с командой профессиональных архитекторов, получивших правильную мотивацию, и риски в случае обезличенной компании, где работают три «калеки», а акционер давно вывел все деньги, – результат очевиден. В современных ИТ главное – скорость и гибкость, а собственная команда дает в этом плане куда больше возможностей. Мы работаем в Группе ВТБ, и мне есть с чем сравнивать: разные компании в группе решают эти задачи по-разному. Могу смело сказать, что лучшего или худшего сценария и механизма просто нет. Есть конкретные люди, конкретная ситуация, и задача менеджера в том, чтобы использовать ее и выжимать из нее нужную эффективность. Жить в догме «нужно обязательно поставить западную АБС» или, наоборот, «только российскую систему» – в корне неверно. Нужно искать наиболее эффективный вариант именно под конкретный банк.

А какую платформу вы используете? Oracle?
Да, наша АБС, которая называется «Мбанк», базируется на Oracle.

Насколько легко заменить базу на альтернативную, например отечественную?
Вообще-то в Банке Москвы такая альтернатива уже имеется – наш собственный программный продукт. Более того, мы проделали ряд экспериментов по портированию, которые показали, что мы сможем мигрировать в разумные сроки – месяцы, а не годы. Проблема в другом – куда переходить? Я хочу перейти на то, что будет стандартом для всей России, и не хочу сам заниматься разработкой и поддержкой собственной базы данных или операционной системы. Этот вопрос стоит адресовать уже государству, профильным министерствам и сообществам. Мы это тоже обсуждали на «Подмосковных вечерах. Все это лишний раз доказывает: нет единой правильной модели, к успеху всегда ведет уникальная комбинация целенаправленных усилий и условий.

Сейчас у многих банков сложный период. С одной стороны – западные санкции, с другой – угроза отзыва лицензий. И валютный курс весьма нестабилен. Чем в этой ситуации могут помочь современные технологии? Изменились ли запросы бизнеса?
Ну про угрозу отзыва лицензий в контексте технологий я бы не говорил – это исключительно вопрос соблюдения самими банками правил и норм законодательства. Что же касается санкций, мы должны понять: обеспечение определенной независимости основных элементов платежной и расчетной инфраструктуры страны – это вопрос государственный. Как говорил Наполеон: кто не хочет кормить свою армию, тот кормит чужую. Так и с банками: кто не хочет строить свою расчетную и карточную систему, тот останется без платежей и карточек. И очень хорошо, что нам это показали, а ЦБ и государство в целом это услышали. Технологии, которые здесь применят, тоже должны быть максимально независимы. Насколько я могу судить, именно таким путем сейчас и развивается ситуация с НСКП,  расчетной системой и другими подобными проектами. 

На чем можно сэкономить в части ИТ, а на чем нельзя применительно к вашему банковскому сектору?
Экономия ради экономии лишена смысла. И особенно экономия на ИТ. Это, по сути, одна из немногих интеллектуальных ниш, где мы еще можем конкурировать: 95% банковского и карточного программного обеспечения в нашей стране российское. Многие лидирующие компании российского рынка по качеству банковского софта не уступают западным и уже выходят в другие страны. Поэтому стратегия банка не просто экономия, а создание наиболее эффективных бизнес процессов и эксплуатация  экономного банковского производственного цикла. На базе созданного в самом же банке программного обеспечения. И по показателям эффективности бизнеса – CIR, отношению затрат к доходам, – мы занимаем одно из первых мест на российском, да и на европейском рынке. 

Весной в финансовых кругах обсуждались сценарии защиты на случай блокировки транзакций международными платежными системами, как это случилось с банками «Россия» и «СМП-банком». Шла речь о создании альтернативного внутрироссийского процессинга. Какие шаги предприняты? 
Как я уже сказал, создание общероссийской системы процессинга пластиковых карт – это государственная задача. На момент введения санкций существовало несколько вариантов ее решения. Например, создание так называемых межхостов, когда банки напрямую проводят транзакции между собой, минуя международные системы. Или присоединение всех банков к наиболее значимым российским платежным системам, прежде всего ПРО100 Сбербанка России или «Золотая Корона». Третий вариант – создание новой системы, и в настоящее время ЦБ РФ как раз его и реализует, по сути с нуля создавая национальную систему пластиковых карт, НСПК. Банк Москвы же с самого начала использовал все варианты: мы построили межхосты в группе ВТБ, а также начали выпуск карт ПРО100. Как только НСПК заработает, присоединимся и к ней.

Вопрос личного характера: планируете ли вы свою жизнь? Где черпаете силы, чтобы выдержать ежедневную нагрузку? Чем занимаете досуг? Знаю, что раньше был экстрим…
Да, я уже много лет живу по строгому плану: например, сколько денег хочу заработать к тому или иному моменту, какие знания и опыт для этого надо приобрести, чего хочу достичь в профессиональной области… Причем это не общие фразы, а совершенно конкретные цели. Если хотите, чтобы ваши дети учились за границей, это обязательно нужно спланировать. И если хотите быть здоровым – к этому тоже лучше подходить системно. Не могу сказать, что преуспел в выполнении всех пунктов, ведь это очень тяжело, но иметь какой-то guidance – уверен, правильно. Организованный человек может в любой момент сверить свое текущее положение с запланированным и принять решение, что изменить. Понятно, что управляешь ты не всем –  на то есть воля Божья, но ощущение определенности очень важно для меня. Чем увлекаюсь? В свое время хотел научиться кататься на сноуборде, танцевать латино и играть в теннис. Это всё в разное время было в моем списке. А вот экстрима в моей жизни, наверное, поубавилось, – просто сейчас это уже не очень нужно. Наверное, мудреешь с возрастом: сколько можно прыгать с вертолета на сноуборде, серфить за катером на доске, нырять с аквалангом? Нет, конечно же, я все это делаю с прежним удовольствием, но теперь уже намного реже, раза три-четыре в году. 

Сергей, большое спасибо за эту беседу. Может, есть что-то еще, о чем хотелось бы сказать? Например, передать привет маме?
Мне недавно рассказали анекдот: «Что вы сделаете, если встретите женщину, которая безмерно вас любит, все вам прощает и считает вас самым лучшим в мире мужчиной?» – «Скажу ей: «Здравствуй, мама!» Это чистая правда, ведь самые близкие наши люди – родители и дети. И еще наше ИТ-сообщество, где мы можем встречаться и обмениваться мыслями – это крайне ценно. Ведь наша ИТ-индустрия уникальна, она собрала в своих рядах, не в обиду кому-то будет сказано, интеллектуальную элиту, активных жизнелюбов и непосед. Наконец, у нас просто очень приличная компания. За редким исключением, все ее члены –  владельцы крупного ИТ-бизнеса, ИТ-менеджеры, вендоры – люди примерно одного материального и ментального уровня. И тот факт, что я постоянно нахожусь среди этих активных и талантливых людей, делает мою жизнь очень интересной. За что всем им большое спасибо!

Опубликовано 24.11.2014

Похожие статьи